МЫСЛЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ

Создайте образ «присутствия» вашего близкого человека, не видя его в действительности. Подобным же образом представьте, что вы находитесь в горах, не имея при этом перед собой даже изображения горы.

ЧУВСТВА, НИЧЕГО, КРОМЕ ЧУВСТВ

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить же­ лание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

В ГЛАЗАХ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Мысленно нарисуйте бабочку, совершенную во всех дета­ лях — с золотистыми узорами крылышек, с длинными, мох­ натыми усиками, с нежными пятнышками. Но вообразите себе ее не прекрасной, а безобразной.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из пере­ численных далее трехмерных тел: • сфера; . куб; • призма; • тетраэдр; • пирамида; . додекаэдр; • октаэдр; • икосаэдр. Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно…

МЫСЛЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговари­ вали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и гла­ за? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нари­ суйте…

ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ МЫСЛЕННОЕ ЗРЕНИЕ

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно переме­ щать ее в пространстве — так, чтобы она вначале была сле­ ва от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно…

ЗРИТЕЛЬНЫЙ СЛЕД

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную па­ мять с вашим мысленным представлением. Например, по­ смотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной…

ПЯТЬ МЫСЛЕННЫХ КАРТИН

• Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги…). • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной… • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинаю­ щихся с буквы «А» (артишок, амфора…). • Проделайте то же самое…

РАЗРЕЖЬТЕ НА КВАДРАНТЫ И ПРОРИСУЙТЕ

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть пе­ риферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение, орказ метаЗ .ешьл об онжо м как ьт едиву ы ботчгЩ»>Г. ………6..5йте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно раз­ бейте обозреваемое пространство на четыре части. Выбе­…

НЕ ОЧЕНЬ РЕАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ

Какая разница между образами предметов, которые вы ви­ дели, и образами предметов, которые вы никогда не виде­ ли? Нарисуйте в уме следующие картины: • единорог; • шоколадная река; • шестирукий бог; • говорящий жираф; • тридцатиногий муравей; • хор ангелов;…

РЕАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ

Представьте каждый из перечисленных далее предметов: • лицо человека; • друг детства; • бегущая собака; • ваша спальня; • закат; • летящий орел; • журчащий ручей; • капля росы; • перистые облака; • клавиатура компьютера; • дубрава; • снежная вершина;…

Упражнения для развития образного мышления. МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ ПРАЗДНИЧНОГО УЖИНА

Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: пред­ ставьте людей, с которыми вы были, окружающую обстанов­ ку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились. Итак, прежде чем продолжить чтение, прерви­…

РАЗВИВАЕМ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Наглядно-образное мышление — это совокупность спосо­ бов и процессов образного решения задач, предполагаю­ щих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения ре­ альных практических действий с ними. Позволяет наибо­ лее полно воссоздавать все многообразие различных фак­…

Сколько букв «С» в приведенном тексте?

Стояла суббота. Спускались серые сумерки. Сыпал сырой снег, становящийся сизым студнем. Съев сильно соленую скумбрию, стихотворец Степан слез со скамьи, с сожале­ нием смел со стола соленые сухарики. Спиртное со среды сочинитель сплавил соседу-скряге Семену. Слава совмест­ но со сребролюбием…

СКВОЗНАЯ БУКВА

Выберите длину слов (например, пять букв), а также сквоз­ ную букву и ее местоположение в словах (например, буква «г» должна быть второй по счету). За установленное время напишите как можно больше слов выбранной длины, в которых сквозная буква занима­ ет…