Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

2. Лирика С. Есенина.

Ранняя лирика С. Есенина глубоко традиционна (наиболее актуальные традиции – А. Фета и А. Блока).  В сборниках «Радуница» (1916), «Голубень» (1918), «Сельский часослов» (1918) воссоздается фетовский пантеизм в крестьянском антураже. В дальнейшем основной конфликт произведений поэта – между любовью к патриархальной «избяной» Руси и неотвратимым наступлением города, машин, социализма (стихотворение «Русь уходящая»,1919). Ведущий элемент поэтического мира – эмоция, исконная, наивная, и потому необыкновенно действенная. Поэзия С.Есенина – это постоянное искание украшений для этой эмоции. Вначале это были крестьянские диалектизмы и церковнославянизмы, затем – бранные слова сборника «Москва кабацкая» (1924), и наконец – лексический репертуар элегии. Характерно, что как только поэт, отвлекаясь от эмоции, начинает пытаться создавать «самоценные образы» (период имажинизма), ему часто изменяет вкус и возникают сочетания типа «златозубая высь», «черепов златохвойный ряд» и т. д. (поэмы «Инония», 1918; «Преображение», 1919).

Поэзия, опирающаяся на эмоцию, тесно связана со штампом. Кроме того,  такая поэзия неизбежно личностна. В стихах   С. Есенина читатель за словами видит самого поэта и события его личной жизни, за поэтической интонацией угадывает личную. Литературная личность здесь становится вполне реальной – от светлого инока до «похабника и скандалиста». Стихи воспринимаются как письма, полученные по почте от С. Есенина. И в конце концов личность выпадает из стихов, а покинутые стихи оказываются бедными. Возможно, именно отсюда театральность, свойственная биографии С. Есенина. Однако личность, выпавшая из литературы и перешедшая в жизнь, оказалась полностью литературной в смысле происхождения..

Категорія: Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.