Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

1. Футуристы, имажинисты и Пролеткульт.

1.Сразу после революции 1917-го года на первый план в литературе выходят: футуристы, имажинисты и Пролеткульт.

    Имажинисты объявили себя приверженцами новой действительности.  Представители: С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф, В.Шершеневич и др. Имажинисты стремились заменить самоценное слово самоценным образом.

Футуристы (комфуты – коммунистические футуристы).  Представители: В.Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский, Н.Асеев.

Основные принципы:

— утилитаризм: искусства как особой формы отражения действительности не существует, его надо заменить производством, ремеслом;

— художник – производитель вещей.  Индивидуальное творчество необходимо заменить работой «массовидной толпы ремесленных производителей»;

— основные жанры искусства: вывеска, плакат, в литературе – очерк, отчет, из скульптуры изгонялись формы человеческого тела и заменялись нагромождением металлических конструкций;

— неприятие классической литературы, проповедь «разорванного сознания».

В начале 20-х годов футуризм прекратил свое существование, распавшись на различные, но внутренне родственные ветви: конструктивизм и ЛЕФ (левый фронт искусств).

Пролеткульт (пролетарская культура) – массовая литературно-художественная организация в 20-е годы.  Представители: Н.Герасимов, В.Александровский, В.Кириллов, А.Дорогойченко и др.

Пролеткультовские поэты тяготели к романтической традиции, восторженно воспевали революцию, причем в масштабах планеты, считали необходимым создавать монументальные образы.  Типичные мотивы: торжество света и правды, образы солнца и лучезарного небосвода, радуга как аллегория земного шара, освобожденного от рабства и насилия.  Особенности поэтики: гиперболизм, планетарность, космизм, агитационно-призывные интонации, митинговая лексика, плакатность, возвышенно-патетический строй речи.  Пролеткультовцы отрицали преемственность между прошлым и настоящим, проповедовали классовую исключительность пролетариата.

В начале 20-х годов пролеткультовская идеология испытывает серьезный кризис.  Творческая направленность пролеткультовских поэтов заметно меняется, одни, разочарованные эпохой нэпа, надолго замолкают, другие претерпевают эволюцию в сторону реализма.  С середины 20-х годов громко заявили о себе 2 литературные группировки, объединявшие, преимущественно, поэтов: ЛЕФ и конструктивисты.

В ЛЕФ (1922-1929) входили В.Маяковский, Н.Ассеев, В.Каменский, С.Третьяков, С.Кирсанов и др.  Свою эстетику лефовцы построили с учетом пролеткультовских теорий.  Основой ее стала концепция «литературы факта», отрицавшая художественный вымысел, психологизм, проповедовали искусство жизнестроения, а не отображения.  Такое искусство, по мнению теоретиков ЛЕФ, не нуждается в крупных жанрах.  Новое искусство находит выражение только в агитации, публицистике.  ЛЕФ также выдвинул теорию «социального заказа».  Писатель не может самостоятельно выбирать тему своего произведения, ее определяют нужды производства.

Конструктивисты (1923-1930): поэты И.Сельвинский, В.Инбер, Н.Асеев, Э.Багрицкий, Н.Луговской.  Проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию.  В области поэтики упор делался на «математизацию и геометризацию» стиля, на рационализацию стиха, на насыщение его статистическими выкладками, технической терминологией, диаграммами и т.д.

В прозе выделялись 2 группировки: «Серапионовны братья» и «Перевал».

Литературная группа «Серапионовны братья» возникла в 1921г. в Петрограде, входили: К.Федин, Б.Пильняк, Вс.Иванов, М.Зощенко, Вен.Каверин, Н.Слонимский, Л.Лунц и др.  Четкой эстетической платформы у них не было.  Большинство членов группы стремились овладеть новым жизненным материалом, с чем были связаны поиски обостренного сюжета, экспрессивного стиля.  Отрицали тенденциозность в творчестве.  Породили стиль «орнаментальной прозы».

Литературная группа «Перевал» (1923-1932) была создана при журнале «Красная новь».  Входили: М.Пришвин, И.Катаев, А.Караваева, А.Малышкин, П.Павленко и др.  В противовес нигилистическим установкам Пролеткульта и ЛЕФа, выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.

Основные принципы:

— искусство – «непосредственный акт творчества, основанный на интуиции»;

— искренность как непременное условие творчества;

— лозунг моцартианства – целостный подход, творческий подход;

— лозунг «движничества» — стремление представить мир как движущийся процесс, художник должен обращать внимание на элементы становления, преобразования, динамики во всем — и в фразе, и в героях;

— лозунг эстетической культуры;

— лозунг гуманизма.

Из всего этого многообразия возникло наиболее влиятельное литературное объединение 20-30 годов – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).  Входили А.Фадеев, Д.Фурманов, А.Серафимович и др.  Основной печатный орган РАППа – журнал «На посту».

Основные принципы:

— лозунг «учеба у классиков»;

— лозунг «живого человека»;

— курс на реализм и борьба с романтизмом;

— создание литературного произведения «бригадным методом»;

— лозунг «за диалектико-материалистический метод».

РАПП объявил призыв ударников литературы, выдвинул лозунг «ударник производства – центральная фигура пролетарского литературного движения»..

Категорія: Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.