Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

3. Творчество А. Платонова (1899 – 1951).

загрузка...

Ранний, романтический период творчества А. Платонова (1919 – 1923) отмечен уверенностью в торжестве революции, которую он воспринимал как явление космического масштаба, как начало небывалой эры, как  путь к гармонии и всеобщему счастью. Писатель уверен в том, что неустройство мира призрачно и недолговечно, так же, как  разобщенность и бессилие человечества.

К этому периоду относится первая книга стихов « Голубая глубина» (1922), повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928). Проза данного периода вписывается в общую для литературы того времени проблематику – пробуждение традиционного «маленького человека» в революции. В центре внимания писателя – мастеровые, машинисты, правдоискатели по своей внутренней сущности, «сироты» по своему душевному состоянию. Все они пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Это специфические патоновские скитальцы или «душевные бедняки», побоявшиеся после событий революции остаться без «смысла жизни в сердце». Именно таким предстает в повести «Сокровенный человек» главный герой Фома Пухов. Он – стихийный  философ, осмысливающий каждое свое движение в жизни. Герой путешествует по «проселкам революции, пытаясь понять что-то важное во времени и в себе. Его впечатления то запаздывают, то опережают события, принимая фантастический характер. Поэтому он то впадает то в душевный полусон, то в состояние повышенного возбуждения.

загрузка...

Следующий этап творчества А. Платонова – критический. Основное ощущение этого периода сформулировано в повести «Усомнившийся Макар» (1931): «Революция затихла, мастеровой воевал, а чиновник победил…». Кроме этой повести, основные произведения данного периода – сатирические повести «Город Градов» (1930), «Впрок» (1932). В этих повестях повествуется о засилье бюрократизма, об административной опеке, которая порождает  пассивность, бессмысленный страх перед казенной бумагой, отчуждение людей друг от друга.

Третий период творчества – период антиутопий, время написания романов «Чевенгур», «Котлован».

Роман «Чевенгур» состоит из трех частей. Первая часть – «Происхождение мастера» – предыстория  главного героя романа Саши Дванова. Во второй части повествуется о путешествии Саши Дванова и Степана Копенкина среди разного рода интеркоммун. В третьей части все герои собираются в Чевенгурской коммуне и гибнут за нее в бою с неведомо откуда взявшимися казаками. Своеобразие временной организации романа состоит в том, что здесь совмещены разные периоды российской истории –гражданская война и коллективизация. Действие романа происходит в незарегулированном самоорганизующемся  пространстве.

Чевенгурский коммунизм – коммунизм народной утопии. Устраивается обитель душевного товарищества, монастырь абсолютного равенства, где нет никакого преобладания человека над человеком – ни материального, ни умственного, никакого угнетения. Для этого уничтожается собственность и труд как источник ее приобретения. Ради мечты льется кровь, мечта реализуется уродливо, извращенно. По сути, перед нами – модель казарменного коммунизма в ее предельном выражении.

Очень важна фольклорно-мифологическая основа романа. Главный герой  — порождение волшебной сказки, о чем говорит его фамилия (два Ивана – Иван-дурак и Иван-царевич). Актуальны  также евангельская традиция, традиция рыцарского романа и др. Двойственность героев, бурно революционных снаружи сходных своим молитвенным пафосом с искателями праведной жизни, объясняет главный парадокс романа: все сразу верят, что Чевенгур действительно существует. Желание веры стало творцом веры..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.