Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

4. Творчество М. А. Булгакова (1891 – 1940).

загрузка...

Начиная с ранних рассказов и заканчивая романом «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков определяет реальную жизненную основу своих произведений словом «странная». Его притягивают к себе фантастические несуразности окружающей действительности, отклонения от нормы, ставшие нормой. Такое парадоксальное и остраненное восприятие акцентирует не странность странностей, их будничную привычность. Писатель заговорил о мистике современности, открывая закономерное сквозь призму алогизма.  Карнавальность, театральность – основные черты поэтики М. А. Булгакова.

Ранние сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» (1923 – 1925).

В повести «Дьяволиада» сильно гоголевское начало, гоголевский герой соединен с гоголевским повествователем. Это – рассказ о маленьком человеке в окружении сложной, сокрушающе действующей реальности. Главный герой Коротков сходит с ума и гибнет. Причина этого – не только Кальсонеры-двойники, то есть случайные несуразности происходящего, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности, ирреальности жизни. Отдельные абсурдные частности, собираясь воедино, обнажают беззащитность героя, его одиночество в жизни.

загрузка...

Повесть «Роковые яйца» написана в жанре антиутопии. Дело не только в непредсказуемых последствиях научно-технического прогресса, а в социальных и идеологических мотивировках, накладывающихся на этот процесс, — вмешательство Рокка с бумагой, его решительность, соединенная невежеством. Финал повести откровенно ироничен. Писатель не скрывает, а напротив, обнажает художественную неубедительность, «механистичность» благополучной развязки.

В повести «Собачье сердце» прежде всего исследуется двойственность человека. Звериное начало есть и в профессоре Преображенском, однако оно проявляется лишь в момент чрезвычайного напряжения сил, поведением же героя управляет сознание. Ирония произведения состоит в том, что в Шарикове звериное и человеческое меняются местами. Сознательное, разумное безусловно оказывается прерогативой собаки, оно исчезает, когда собака превращается в человека.

Роман «Мастер и Маргарита». 

В романе четко выделены два сюжета: реальный мир Москвы 30-х годов, где живут Мастер и Маргарита, и художественный мир романа Мастера, сюжет о Христе и Пилате. Роман Мастера по манере повествования безличен, холодно объективен. В нем не ощущается присутствие автора: нет обращений к читателю, нет ясно выраженных мнений. Отсутствует также фантастика, гротеск, сатира. В романе о реальной Москве 30-х годов, наоборот, фантастика и гротеск являются основными элементами поэтике. Уже в этой структуре логика перевернута: реальность и фантастика меняются местами.

Перед нами две несовместимые модели мира. Первая – роман Мастера – трагическая, религиозная, философская. Вторая – роман о Мастере – сатирическая, бытовая, пародийная. Эти неадекватные друг другу миры соединяет, во-первых, Воланд с его свитой. Появление Воланда связано с необходимостью уравновесить реальность внешнюю и антиреальность внутреннюю, он причастен движению жизни, в которой условием его продолжения является отрицание. Во-вторых, через весь роман проходит система аналогий, параллелей. Самые значительные – в системе персонажей, например, Иешуа и Мастер – два носителя истины, непонятые окружающими.

Время в романе возвращается назад, так как достоверность – в прошлом. В реальном мире истины нет, и потому он фантасмагоричен. Здесь следует говорить о временном стыке, потрясении, возникающем при наложении двух растянувшихся во времени эпох.  Время не движется, а возвращает людей к праошибке, к причине человеческого падения, когда Пилат первым сделал нравственный выбор, за который человечество расплачивается почти две тысячи лет. Мысль о том, что истина исторического процесса забыта, что человечество идет не тем путем, не покидает роман ни на минуту.

Познание истины за две тысячи лет не сделало ни шагу вперед, и дьяволу остается лишь продолжать свой эксперимент над людьми. История Мастера – повторение ошибки, незнание возвращенной истины. Цикличность ошибки ведет за собой цикличность возвращения дьявола. Процесс циклического возвращения дьявола в переломные эпохи создает бесконечно повторяемую перспективу обновления и напоминания истины на новом витке истории..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.