Присталова С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание

Часть вторая. НАША ПАМЯТЬ

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто
представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно.
Раньше ученые полагали, что конкретные участки мозга
хранят в себе определенного вида воспоминания, но впо­
следствии был проведен эксперимент: крысам удаляли
по очереди разные участки мозга и проверяли: возмож­
но ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них
хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга
не отвечает целиком за какой-то определенный вид памя­
ти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга,
то их можно сложить в одну общую картинку, как в мо­
заику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод
был шокирующим для ученых того времени, но нам он
позволяет опустить возможность развить всю память
только одним способом и одновременно предлагает ме­
тод решения.
Виды памяти
Существует три вида памяти:
1)зрительная;
2)слуховая;
3) моторная.
Зрительная память хранит ту информацию, которую мы
получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное.
Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения,
ч»
когда-либо испытанные нашим организмом. Третий вид
памяти особый. Это своеобразный способ учиться на сво­
их ошибках: когда наш организм делает что-то, он авто­
матически запоминает этот процесс. Так мы учились хо­
дить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом
процессе.
Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдети­
ческим восприятием, т. е. те, которые способны в течение
длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном
зрительном поле картину или предмет. Зрительная память
связана с сохранением и воспроизведением образов; она
чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно
художников и конструкторов. Этот вид памяти предпола­
гает развитую у человека способность к воображению.
На ней основан, в частности, процесс запоминания и вос­
произведения материала: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче запоминает и вос­
производит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков, например рече­
вых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филоло­
гам, людям, изучающим иностранные языки.
Словесно-логическая память характеризуется тем,
что человек, обладающий ею, быстро и точно запомина­
ет смысл событий, логику какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может точно
передать своими словами, зачастую совершенно не помня
деталей исходного материала. Данным типом памяти неред­
ко обладают научные работники, преподаватели учебных
заведений.
Эмоциональная память — это память на бывшие когда-
либо переживания. Она участвует в работе всех видов па­
мяти, но особенно проявляется в человеческих отношени­
ях. На эмоциональной памяти непосредственно основана
прочность запоминания материала: то, что у человека вы­
зывает сильные эмоциональные переживания, запомина­
ется им прочнее и на более длительный срок.
Существует основание для классификации памяти по
времени сохранения материала и по преобладающему
в процессах запоминания, сохранения и воспроизведе­
ния материала анализатору. В первом случае выделяют
кратковременную и долговременную память, а иногда
и промежуточный вариант — оперативную.
Кратковременная память — это память, в которой со­
хранение материала ограничено определенным, как прави­
ло, небольшим периодом времени. Кратковременная па­
мять человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память — рассчитана на длительный
срок хранения информации, как правило, заранее не опре­
деленный. Она не связана с актуальным сознанием чело­
века и предполагает его способность в нужный момент
вспомнить то, что он когда-то запомнил. В отличие от
кратковременной памяти, где припоминания не требуется
(поскольку то, что только что было воспринято, еще на­
ходится в актуальном сознании), при долговременной па­
мяти оно необходимо всегда, так как связанные с воспри­
ятием сведения уже не находятся в сфере актуального
сознания.
При пользовании долговременной памятью для припо­
минания нередко требуются определенные волевые усилия,
поэтому ее функционирование обычно связано с волей.
Для сохранения информации в кратковременной памяти
всегда требуется поддержание непрерывного внимания
к запоминаемому материалу в течение всего времени его
удержания в памяти; при долговременном запоминании
в этом нет необходимости.
Оперативной называют память, занимающую проме­
жуточное положение между кратковременной и долговре­ менной. Она рассчитана на сохранение материала в те­
чение заранее определенного срока, т. е. на то, чтобы
в заданное время иметь возможность легко вспомнить то,
что нужно.
Перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Категорія: Присталова С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.