Присталова С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание

ПРИЕМ СИМВОЛИЗАЦИИ

Прием символизации применяется для запоминания аб­
страктных понятий, не имеющих четкого образного значе­
ния. Одно и то же слово может быть по-разному закодиро­
вано в образы разными людьми. Но, как правило, удается
использовать для кодирования символы, хорошо закреп­
ленные в сознании большинства людей. Символы окру­
жают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова,
названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи
на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко предста­
вить в виде зрительных образов, например: фактор — об­
раз «Трактор»; ками (япон. волосы) — «Камин»; куби (япон.
шея) — «Кубик»; штат Аляска — «Коляска»; деверь (род­
ственник) — «Дверь».
Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов,
достаточно зафиксировать в памяти их точное произноше­
ние и последовательность (кано шуль мирза ордос…).
Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мне­
мотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь
между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мне­
мотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют
различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы
мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительно­
сти («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие.
При кодировании слова этим приемом следует задать себе
вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обо­
значить?»
Примеры кодирования слов в образы приемом символи­
зации: холод — «Лед», тепло — «Грелка», вечность — «Пи­
рамиды», бесконечность — «Математический знак беско­
нечности», зима — «Снежинка», весна — «Букет мимозы»,
лето — «Солнце», осень — «Желтый кленовый лист».
Мы не можем представить лето вообще. Но можем пред­
ставить траву. Этот образ легко запомнить.
Пример: необходимо соединить «Матрешкой» два обра­
за — «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень
крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик».
К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведер­
ко. В результате такого соединения образ «Ведро» практи­
чески незаметен, если вы представляете градусник обыч­
ных размеров. Ведро появляется в нашем воображении
только после сознательного выполнения мыслительной
операции «Увеличение образа».
Как не забыть о том, что нужно будет сделать через
какой-то промежуток времени?
Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать по­
ездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть ку­
пить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы
не забыть это сделать?
Вы должны создать ассоциацию между каким-то дей­
ствием, в котором у вас есть уверенность, что оно произой­
дет, и покупкой, о которой вы можете забыть.
В этом примере вы обязательно купите билет на поезд.
Каким же образом ассоциировать покупку данного билета
с покупкой шоколада? Очень просто: вы должны предста­
вить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают би­
леты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену
вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть
мысленно деталь — кассира, подающего вам в окошко
«гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вок­
зал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены:
перед вашим мысленным взором предстанет большое ко­
личество шоколада и заставит вспомнить о покупке.
Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу элек­
тробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить
волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан
в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем
сознании.
Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную кар­
тину в течение 20—30 секунд. Позже вы заметите, что на это
у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно
выбирать картинки в движении. Чем больше картинка по­
ражает своей комичностью либо преувеличением, тем бы­
стрее и легче она возникнет в вашем сознании. Подумайте
о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарай­
тесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими
обычными действиями), которые обязательно произойдут
завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела
с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотри­
те (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего
кабинета и т. д.). Таким образом, вы создадите ассоциации,
которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что
и в какой последовательности вы должны сделать.
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно
делится на три вида: образную, речевую (текстовую) и точ­
ную. К образной информации относятся воспринимаемые
человеком зрительные образы, к речевой — воспринимае­
мая устная речь и читаемые тексты. К точной информации
относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать
приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной
точностью. Это телефонные номера, даты исторических со­
бытий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей,
шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные
сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов ин­
формации и постараемся понять, чем они отличаются друг
от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы),
другой хуже (тексты), а третий — точные сведения — прак­
тически вообще не запоминаются, если не применять спе­
циальную технику.
Образная информация. Наш мозг «настроен» на обра­
зы, оперирует образами и запоминает образы «автомати­
чески». Любой человек может точно вспомнить обстановку
своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно уви­
деть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключе­
ние, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты)
воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фикси­
руемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо
сохраняющиеся в памяти.
Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое вос­
принимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зри­
тельное представление. Воссоздающее воображение рисует
в нашем представлении образы, которые в языке обознача­
ются словами-существительными. Но в языке много слов,
передающих не сами образы, а различные отношения меж­
ду ними. Прочитайте следующее высказывание и просле­
дите, что в этот момент возникнет в вашем воображении:
«На огромном… стоит маленький…» Чего-то не хватает
в этом высказывании. В воображении создается ощущение
пустоты, недосказанности.
Воссоздающее воображение — процесс самопроизволь­
ного перевода воспринимаемой речи в зрительные пред­
ставления с пространственной организацией образов. Это
и обеспечивает понимание речи.
Слова можно условно разделить на две большие груп­
пы: слова, передающие конкретные зрительные образы,
и слова, управляющие этими образами в нашем вообра­
жении. Назовем их пространственными операторами. Это
предлоги, служебные части речи, глаголы и прилагатель­
ные. Для этой же цели служат падежные окончания слов.
Пространственные операторы, направленные на механизм
мышления, воспринимаются мышлением и через него вы­
страивают образы в нашем воображении в соответствии
с воспринимаемым текстом или речью.
Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-пер­
вых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем
в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти об­
разы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие
мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный
анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух
или посредством текста в мозгу образуется меньше взаи­
мосвязей, чем при работе зрения. И эти взаимосвязи на­
много слабее.
Зрительный анализатор — это часть мозга, воспринима­
емый образ проходит «нервный путь» от сетчатки глаза
до первичной (стриарной) зрительной коры, находящейся
в области затылка.
Точная информация. Она представляет особый инте­
рес для мнемотехники. Точная информация принципи­
ально отличается от образной и речевой (текстовой). Если
рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем
ни образов, ни пространственных операторов. При вос­
приятии цифрового ряда в воображении не возникают
образы, и аппарат мышления оказывается «выключен­
ным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бе­
гущая строка движется по экрану) и ничего не запомина­
ет. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек
может лишь воспроизвести последний кусочек информации
(5—9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.
Именно точная информация создает человеку проблемы
в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобрета­
тельные школьники и студенты решают их с помощью
шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать
у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут.
Другими словами, неспособность запоминать точные све­
дения по молчаливому согласию давно считается нормой.
Все программы обучения подстроены под учеников, не уме­
ющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести
опрос по точной информации, результаты будут плачевны­
ми. Согласитесь, когда миллионы детей, не умеющих запо­
минать, ходят в школы и пытаются чему-то научиться, это
выглядит грустно — примерно так, как выглядит человек,
ищущий буквы на клавиатуре компьютера. Это называется
«неквалифицированный труд» или попросту — пустая тра­
та времени.

Категорія: Присталова С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.