Дмитриева Н.А. Краткая история искусств

ДРЕВНИЙ МИР

Древняя история развивалась не только во
времени — она перемещалась и в пространст­
ве. То одни, то другие народы, становились
носителями человеческого прогресса, как бы
фокусом мировой истории,—на века, иногда
на тысячелетия; потом новые подхватывали
эстафету развития, а очаги старых цивили­
заций, когда-то великих, надолго погружа­
лись в сумерки. «И зарастали дворцы их ко­
лючими растениями, крапивою и репейни­
ком — твердыни их».
Только в наше время мир близится к едино-
временности и общности магистрального ис­
торического процесса, в который включают­
ся все народы, населяющие землю. До на­
стоящего единства еще далеко, но земной
шар стал обозримым в целом. В древности он
был необозрим. Древние историки и летопис­
цы описывали только то, что совершалось на
небольших его участках, а что в это время
происходило далеко на западе или далеко на
востоке,— они не знали. Чем дальше в глуби­
ну веков, тем более разобщенно, локально
протекали процессы исторического и куль­
турного развития. Видимо, среди древних
центров цивилизации были и такие, которые
рождались и гибли замкнуто, ничего не пе­
редав будущему. И только старые камни в
степях и пустынях, уцелевшие руины и иног­
да сохранившиеся на них загадочные пись­
мена свидетельствуют: здесь некогда было
нечто.
Неизвестно в точности, какая культура суще­
ствовала до нашей эры в Западном полуша­
рии. Культура древних майя исследована
только в ее сравнительно поздних периодах;
она, конечно, имела и свою древнейшую ис­
торию, но ее следы утеряны. Об американ­
ском материке европейцы до XV века знали
меньше, чем мы сейчас о других планетах,
а явившись туда с крестом и мечом, они сде­
лали все от них зависящее, чтобы уничто- 17 жить то, что тогда еще сохранялось от древ­
ней культуры индийцев.
На территории Мексики открыта пирами­
да, погребенная под потоками лавы. Геологи
определили возраст лавы: восемь тысяч лет.
Значит, возможно, что в Западном полуша­
рии существовали культуры намного более
древние, чем в Восточном. Но они исчезли
бесследно.
Неизвестно, была ли в действительности
Атлантида, поглощенная океаном страна, о
которой сохранилось столько смутных преда­
ний. Неизвестно, кто возводил гигантское
святилище солнца в горах Ливана, в Бааль-
беке,— от него остался фундамент, сложен­
ный из каменных монолитов размером бо­
лее 20 метров и весом в два миллиона кило­
граммов каждый. Римляне, построившие
там впоследствии храмовый ансамбль, не
знали происхождения этого фундамента. Он
так поражал воображение, что сирийские ле­
генды связывали постройку Баальбека с име­
нем Каина, сына библейского Адама.
Но это легенды. А древнейшие цивилизации,
о которых достаточно известно науке, воз­
никали начиная примерно с IV тысячелетия
до н. э. на территориях Передней Азии и
Северо-Восточной Африки: Вавилон, Шумер,
Египет, Ассирия, Урарту…
Как острова посреди обширных пространств,
занятых кочующими племенами, возникали
в долинах больших рек эти первые государст­
ва — рабовладельческие деспотии. Их эконо­
мика была проста, основана на общинном
землепользовании. Сельская община — пря­
мой потомок родовой общины, застойный, ма­
ло способный к развитию организм. Земледе­
лец трудился так же, как его отец, дед, пра­
дед, мотыгой и плугом, все на той же земле,
все в такой же глинобитной или тростнико­
вой хижине, и наверно, ему было незнакомо
ощущение динамики жизни: казалось, что
так всегда было и всегда будет — из века в
век. И так же из века в век воздвигались
усилиями человеческого муравейника ко­
лоссальные храмы, дворцы и гробницы ца­ рей. Рабство сделало возможным грандиоз­
ное строительство, которое находилось в
странном контрасте с примитивностью про­
изводственной основы.
Искусство тяготело к грандиозным масшта­
бам, к монументальным геометрическим фор­
мам. Не странно ли: почему тогда, на заре
истории, когда орудия были сравнительно
примитивны, а кругозор человека ограни­
чен,— почему именно тогда он создал культ
гигантского и величественного?
В этом, видимо, была известная историческая
закономерность: ведь переход от первобыт­
ного строя к основанной на рабстве цивили­
зации был действительно гигантским перево­
ротом. Впервые человек стал создавать *вто-
рую природу»: он возводит ирригационные
сооружения, обрабатывает металлы, путеше­
ствует по морям, составляет карту звездного
неба, закладывает основы медицины и ма­
тематики. Он начинает сознавать себя вен­
цом природы, а не игрушкой ее и не пасын­
ком. Никогда впоследствии, ни в феодаль­
ную, ни в капиталистическую эпоху, не был
с таким пафосом самоутверждения выражен
в искусстве идеал исполина, победителя, как
в древности. В древних мифах красной нитью
проходит тема героя, раскрывающего людям
тайны богов и побеждающего чудовищ: в ва­
вилонских сказаниях — Гильгамеш, в египет­
ских — Озирис, в китайских — Юй, в гречес­
ких — Прометей и Геракл.
Но переход к цивилизации не только раскре­
постил человеческие силы — он принес и по­
рабощение человека человеком. Монарх,
жрецы и малочисленная знать составляли
верхушку общества, пользующуюся неогра­
ниченными правами. Царь считался собст­
венником всей земли и государства, власте­
лином жизни и смерти своих подданных. Не­
прерывные завоевательные походы достав­
ляли ему рабов, черную рабочую силу. Гор­
дость этих древневосточных владык не знала
пределов. Каждый царь объявлялся сыном
бога, высшим существом, царем царей, поко­
рителем земли. Их гимны и восхваления неизменно начинались словами: «Я поко­
рил…», «я разрушил…», «я предал огню…»
И все подвиги, весь героизм человечества,
преодолевшего первобытную скованность,
относились на долю тех, кто сумел завоевать
и поработить себе подобных.
Властелин окружался ореолом божественно­
сти. Невозможно было признать его просто
человеком: если он такой же, как все, то от­
куда же его господство? Оно приписывалось
сверхъестественному могуществу, загадочной
силе, родственной силам природных стихий.
Только, стихии могут справиться со стихия­
ми. И художественное мышление создает об­
разы сверхчеловеческие, уподобленные небес­
ным светилам, горам, зверям, рождает таин­
ственные символы. Оно рисует владык, стоя­
щих высоко над миром, способных мановени­
ем руки покорять врагов.
Среди древневосточных государств было
одно, которое просуществовало, сравнитель­
но мало изменяясь, больше трех тысяч лет
и создало особенно высокую и утонченную
культуру. В его искусстве сконцентрирова­
лись все характерные черты стиля деспотий
с их «гигантоманией», но оно преодолело гру­
бую тяжеловесность и выработало художест­
венные формы несравненного благородства и
чистоты. Религия и культура этого государ­
ства питали собой религию и культуру Асси­
рии, Финикии, Иудеи и, наконец, Греции. Это
государство Древнего Египта в долине Нила.

Категорія: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.