Единая держава, созданная Александром
Македонским, в III столетии распалась на
несколько монархических государств: в
Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее
мощным и влиятельным было египетское
государство Птоломеев. В Египте, как мы
знаем, существовала своя древняя, очень от
личная от греческой, культура, в других
странах Востока — также. Тем не менее
греческая цивилизация и греческие худо
жественные традиции решительно возобла
дали повсюду. В самом понятии «эллинизм»
содержится указание на победу эллинской
культуры, на эллинизацию стран Востока.
Даже в отдаленных областях эллинистиче
ского мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя
Средняя Азия), возникают своеобразно пре
творенные античные формы. А Египет труд
но узнать, настолько он эллинизирован. Его
новый город Александрия — это уже на
стоящий просвещенный центр античной
культуры, где расцветают и точные и гума
нитарные науки, и философские школы, бе
рущие начало у Пифагора и Платона. Элли
нистическая Александрия дала миру вели
кого математика и физика Архимеда, гео
метра Эвклида; Аристарх Самосский, «Ко
перник древнего мира», за восемнадцать
столетий до Коперника доказывал вращение
Земли вокруг Солнца. Эллинистическая наука
и философия впитали многое из наследия
Древнего Востока. Но пластические искус
ства более всего сохранили греческий облик.
Если мы посмотрим на сделанные в Египте
прекрасную мраморную голову богини в московском собрании или на эрмитажную камею Гонзага, где в трех
слойном сердолике искусно вырезаны два изящных, чисто античных
профиля, — ничто в этих произведениях не напомнит нам о Древ
нем Египте, сразу покажется, что они прямо продолжают позднюю
греческую классику. В известной мере это так. В самом деле, ведь
именно эпохе эллинизма принадлежат прославленные статуи, кото
рые нам представляются олицетворением античности, высшим синте
зом того, что создала античная пластика. Речь идет о Нике Самофра-
кийской и Афродите Милосской.
Русский писатель не ошибался, увидев в Афродите Милосской веко
вечный идеал распрямленного человека *,— самое главное, самое
большое, что заключено в классическом идеале. Но Афродита Ми
лосская — произведение не совсем характерное для своего вре
мени (ее датируют II веком до н. э.), скорее необычное, из ряда
вон выходящее. Современные ей статуи Афродиты были более чув
ственными, даже слегка жеманными. Можно подумать, что не
ведомый скульптор Агесандр, изваявший Афродиту Милосскую, со
знательно хотел, поднявшись над сегодняшним днем, воскресить дух
фидиевской высокой классики, сохранив изысканную и нежную об
работку мрамора, достигнутую уже после Фидия. Обычно подобные
замыслы не удаются, выглядят искусственными, но здесь победа ху
дожника оказалась полной: в его творении «слышен умолкнувший
звук божественной эллинской речи».
Афродита Милосская возвышенно спокойна. Многим памятникам
эллинистической эпохи было свойственно другое — динамический
пафос; в этом они продолжали традиции Скопаса, однако по-иному —
более эффектно, импозантно. Крылатая Нике Самофракийская —
воплощение радостного пафоса, утро эллинистического мира, она бы
ла создана в конце IV столетия. Когда-то она стояла, трубя в рог, на
утесе на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены. Сей
час она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы.
Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь ца
рит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шу
мом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
И еще один замечательный памятник эллинизма — алтарь Зевса в
Пергаме (II в. до н. э.). Грандиозный фриз в технике горельефа опоя
сывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского цар
ства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов
с гигантами — детьми подземных недр. Могучие тела громоздятся,
сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают
косматогривые львы, впиваются зубами собаки — битва страшна, она
дымится кровью. Есть нечто предвещающее Микеланджело в этих
напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном
пафосе.
1 См. повесть Глеба Успенского «Выпрямила». Здесь видно, как, в сущ
ности, много изменилось по
сравнению с классикой.
Битвы и схватки были
очень частой темой антич
ных рельефов, начиная еще
с архаики, но так, как в
Пергамском алтаре, их ни
когда раньше не трактова
ли. Изменился сам строй
композиции: она утратила
отчетливую ясность, стала
клубящейся, запутанной,
хотя принцип равновесия
пластических масс и здесь
соблюден с большим искус
ством. Фигуры с Галикар
насского фриза Скопаса,
при всем их динамизме,
расположены в одной про
странственной плоскости,
их разделяют ритмические
интервалы, каждая фигура
обладает известной само
стоятельностью. У каждого
сражающегося достаточно Камея гонзага.
простора кругом, массы И Первая половина 3 в. до н. э.
пространство уравновеше
ны. Совсем иное в Пергам
ском фризе: борющимся
здесь тесно, масса подави
ла пространство и все фи
гуры так переплетены, что
образуют какое-то бурное
месиво тел. А тела вое еще
классически прекрасны —
«то лучезарные, то гроз
ные, живые, мертвые, тор
жествующие, гибнущие фи
гуры», — как сказал о них
Тургенев. Но гармония ду
ха колеблется. Искаженные
страданием лица, глубо
кие тени в глазных орби
тах, змеевидно разметавши
еся волосы… Олимпийцы Ю пока еще торжествуют над си
лами стихий — но победа эта
ненадолго, стихийные начала
изнутри взрывают стройный,
гармонический мир.
Если попытаться осмыслить ис
кусство эллинизма в целом, в
его главных тенденциях (а его
памятники многочисленны и
разнообразны), то станет еще
очевиднее, что оно все же да
леко отошло от классических
истоков. Оно дало много нового
по сравнению с классикой, но
не создало на основании этого
нового столь же цельной и за
конченной художественной кон
цепции, какую создала класси
ческая эпоха. А с другой сторо
ны, сами традиционно-классиче
ские формы в эллинизме ут
ратили былую органичность,
поскольку в них теперь вклады
валось уже какое-то иное содер
жание.
Ведь эти классические формы
сложились в лоне демократиче
ской республики, их одушевлял
идеал человека-гражданина ан
тичного полиса. А монархиче
ский строй эллинистических го
сударств означал возрождение
того культа единоличного влас
телина, который полису был
чужд. Поэтому в верности преж
ним формам заключалось извест
ное внутреннее противоречие.
Греческий тип пластического
мышления теперь приспосабли-
Агесандр. Афродита Милосская.
3—2 вв. до ч. э.
Ника Самофракийская.
Конец 4 в. до н. э. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря.
Около 180 г. до н. э.
Голова гиганта. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Около 180 г. до н. э.
вался к иному мировоззрению, обожествляемые эллинистические пра
вители изображались в облике греческого героя — здесь начинался
внутренний разлад содержания и формы. Классический облик при
обретал ранее ему несвойственную суховатую импозантность — это
чувствуется даже в упомянутой выше камее Гонзага, а еще больше
в монументальной скульптуре эллинизма, в больших портретных и
аллегорических статуях.
Это была одна из тенденций эллинистического искусства — офици
альная, придворная. Более плодотворной была другая, которая еще
в большей мере приходила в конфликт с классическими формами.
Она возникала из развития частной жизни, жизни «частного* чело
века», которого политические бури не касаются или лишь слегка задевают своим крылом. В демократических Афинах подобное разъ
единение частного и общественного было немыслимо: общественная
деятельность для афинского гражданина сливалась с его личными ин
тересами, а эгоизм частного лица, уклоняющегося от общественных
обязанностей, рассматривался чуть ли не как преступление. В элли
нистических монархиях дело изменилось: в этих больших государ
ствах отдельный человек незаметен, его влияние на общественную
жизнь понижается. Но в то же время он и не настолько обезличен,
как это было в восточных деспотиях. Сугубо личные переживания
теперь требуют для себя особого художественного языка. Основой слу
жат опять-таки греческие традиции поздней классики, наследие Прак
сителя,— но они заметно снижаются, размениваются на мелкую мо
нету. Греческий бог любви Эрот — «великий и властный бог» — дегра
дирует в шаловливого Купидона; томные, но все еще величавые
образы Праксителя перерождаются в кокетливо-изнеженных «Апол-
лино». В этом русле развиваются декоративно-прикладные жанры —
камерные статуэтки типа танагрских, парковая скульптура (надо
заметить, что градостроительство в эллинистическую эпоху приняло
широкий размах, отсюда и особенное развитие декоративной скуль
птуры).
С этим направлением искусства связана примечательная новая чер
та — любопытство к житейским подробностям, к разнообразию повсе
Эриния. Фрагмент фриза
Пергамского алтаря.
Около 180 г. до н. э.
Пьяная старуха дневности, словом, к тому, что позже стали называть «жанром». На
чинают охотно изображать детей, стариков, слуг, иноземцев, различ
ные бытовые эпизоды. Но это больше любопытство, чем подлинное
проникновение. Известные эллинистические статуи старух, несущих
провизию, старых рыбаков с дряблыми склеротическими телами, пья
ной старухи некоторые исследователи считали проявлениями «антич
ного реализма». Это едва ли верно: в рамках античности понятие
реализма, как выражения глубинной (не внешней) истины эпохи, к
таким произведениям подходит меньше, чем, скажем, к скульптуре
Пергамского алтаря. Они для этого слишком поверхностны, «этногра-
фичны», им недостает силы образного обобщения.
Это пока только накопление, нащупывание нового, необычного для
искусства материала, который в античности так и не получил сколько-
нибудь масштабного обобщения. Такого рода материал был внутренне
освоен, по-настоящему пережит, только искусством средних веков.
Таким образом, то принципиально новаторское, что есть в эллинизме,
дано как бы в предварительном эскизе, не развернуто в новую и це
лостную художественную систему.
Эллинизм и классика… Их сопоставление лишний раз подтверждает
мысль Маркса о неравномерном развитии искусства, о частом несов
падении экономического и художественного прогресса.
В рамках античного рабовладельческого строя переход от автоном
ных государств-полисов к большим централизованным государствам
эллинистической эпохи был, несомненно, прогрессом. Структура по
лиса отвечала только ранней поре рабовладения, когда рабский спо
соб производства еще не вполне определял всю экономику страны.
Поскольку прогрессировало производство, постольку рамки полиса
становились тесны, возникала потребность в политическом укрупне
нии, усилении централизованной власти, расширении границ. В этом
было существо эллинистического периода античной истории. В науке
и производстве эллинистическая цивилизация сделала громадный
шаг вперед. Однако в искусстве она осталась учеником классической
Греции — более разносторонним, но менее глубоким, чем учитель.
Почему? Почему демократический полис, не будучи высшей точкой
социально-экономического развития рабовладельческой формации,
оказался высшей точкой ее художественного развития?
Видимо, это объясняется тем, что в движении и смене политических
форм античного рабовладения был момент — сравнительно недол
гий,— когда эти формы отлились в некое (исторически, конечно, ог
раниченное) подобие и предвосхищение народоправства. Этот-
то момент и совпал с расцветом художественной культуры— совпал
не случайно. Это как бы указание будущим векам и поколениям на
те грядущие вершины, каких сможет когда-нибудь достичь искусство,
всецело народное.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Греческая классика
Наступна: ДРЕВНИЙ РИМ