Эпоха дученто, то есть X III век (собственно,
его конец)1, явилась началом ренессансной
культуры Италии — проторенессансом. Про
торенессанс кровно связан со средневекот.
ем, с романскими, готическими и византин
скими традициями (в средневековой Италии
византийские влияния были очень сильны ни
ряду с готикой). Даже величайшие новато
ры этого времени не были абсолютными но
ваторами: нелегко проследить в их творче
стве четкую границу, отделяющую «старое»
от «нового». Чаще всего элементы того и
другого слиты в неразложимом синтезе, как
в «Божественной комедии» Данте, которого
Энгельс назвал последним поэтом среднеие
ковья и первым поэтом нового времени.
Симптомы проторенессанса в изобразитель
нам искусстве не всегда означали ломку го
тических традиций. Иногда эти традиции
просто проникаются более жизнерадостным
и светским началом при сохранении старой
иконографии, старой трактовки форм. Это-
путь наименее радикальный: переродившая
ся готика, лишенная драматического напря
жения, забывшая о своих простонародных
истоках, ставшая грациозной, слегка манер
ной, улыбающейся или меланхоличной. Или
византийская икона, ставшая приятно-снет
ской. До подлинного ренессансного «откры
тия личности» тут еще не доходит. Имен
но это, отчасти проторенессансное, отчасти
готизирующее течение преобладало в XIV
столетии. Оно особенно расцвело в Сиене и
в тех итальянских центрах, где прочнее
1 Периоды истории итальянской культуры принмто
обозначать названиями столетий: дученто (XIII и.)
проторенессанс, треченто (XIV в.) — продолжении
проторенессанса, кватроченто (XV в.) — ранний Рн
нессанс, чинквеченто (XVI ®.) — Высокий Ренессаш-.
При этом хронологические рамки столетия, ‘конечно,
не вполне совпадают с определенными периодами
культурного развития: так, проторенессанс датирует
ся концом XIII в., ранний Ренессанс кончается н 90 х
гг. XV в.; а Высокий Ренессанс изживает себя ужо к
30-м г. XVI в. Он продолжается до конца XVI н.
лишь в Венеции; к этому периоду чаще применяют
термин «поздний Ренессанс». удерживались феодальные нравы. В нем немало общего с поздней
«королевской» готикой Франции, с провансальской лирикой, с «но
вым сладостным стилем» в поэзии дученто.
В ленинградском Эрмитаже есть красивая картина, приписываемая
Джентиле да Фабриано, умбрийскому готизирующему мастеру конца
XIV века,— «Мадонна с младенцем и ангелами». Перед нами вполне
условная иконописная схема этого сюжета,— но яркие радужные
краски излучают такую чувственную отраду, ковер с золотыми пти
цами и цветами по красному полю так наряден, белокурая мадонна
так по-житейски миловидна, что едва ли эта икона могла навевать
молитвенные настроения.
Там же в Эрмитаже можно увидеть «Мадонну» Симоне Мартини —
маленький шедевр знаменитого сиенца, проторенессансного мастера
более глубокого, чем Джентиле да Фабриано, хотя еще теснее связан
ного со средневековой системой художественного мышления. Его осо
бенно любил великий поэт Петрарка: он посвящал ему сонеты и, по
преданию, заказал ему написать портрет Лауры. Симоне Мартини —
один из самых тонких и изящных живописцев треченто. Его всегда
можно узнать по характерной остроте и певучести силуэтов.
Была и другая, исторически более ранняя линия в проторенессансе,
решительнее противостоящая готике. Ее начинали скульпторы —
Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Старший из них, Никколо
Пизано, работал еще в середине X III века, когда европейская готика
была в полном расцвете. Но он предпочитал ей стиль рельефов на
римских саркофагах. Вдохновляясь римской пластикой, Пизано пре
одолевает бесплотность готических фигур, у которых под одеяниями
не ощущается тела, и «успокаивает» их повышенную экспрессию.
Среди скульптур кафедры пизанского баптистерия Пизано сделал од
ну фигуру обнаженной — аллегорию Силы. Это редкое явление в сред
невековом искусстве, чуждавшемся пластического изображения наго
ты. К тому же коренастая фигура Силы вылеплена очень объемно —
в ней есть осязательное чувство пластической наполненности, крепо
сти, весомости, которое для готической скульптуры ново. Другие фи
гуры на рельефах пизанской кафедры, хотя и задрапированные, тоже
вполне телесны и подчеркнуто массивны. Они, дравда, не слишком
выразительны. По одухотворенности образов Никколо Пизано усту
пает зрелым готическим мастерам, даже своему сыну Джованни Пи
зано, вновь обратившемуся к драматизму готики. В этом смысле Ник
коло Пизано менее привлекателен, если рассматривать его творчест
во само по себе, вне исторической перспективы. Но если оценивать
его как родоначальника нового движения,— окажется, что пониже
ние эмоционального тонуса было в скульптуре Пизано чем-то принци
пиально важным. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревож
ную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллек
туальный рационализм Возрождения, который восторжествовал че
рез два столетия и принес с собой новую эмоциональность — более собранную, мужественную и интеллектуально обогащенную по срав
нению с готическим вихрем смятеных чувств.
Поставим «Силу» Пизано рядом с «Давидом» Микеланджело. Между
этими скульптурами, в чем-то похожими, лежат два с половиной ве
ка интенсивнейшего художественного движения. Мы почувствуем, с
чего оно начиналось и к чему пришло.
Мускулистое тяжеловатое искусство Пизано рождено поисками новых
форм для нового, созревающего, но еще не откристаллизовавшегося
содержания. Интуитивно искали форм ясных, плотных, рационально
упорядоченных и расчлененных. В Италии эти поиски стимулирова
лись сохранностью многих античных римских памятников; после не
скольких столетий, в течение которых их созерцали равнодушно, те
перь интерес к ним колоссально возрос. Впрочем, они подспудно вли
яли и прежде, особенно на архитектуру. Очень рано — гораздо рань
ше, чем в изобразительных искусствах,— стали появляться построй
ки проторенессансного типа, такие, как церковь Сан Миньято во Фло
ренции или флорентийский баптистерий (крещальня).
По конструкции своей эти постройки являются, собственно говоря,
еще доготическими, чисто романскими — они и строились тогда же,
когда на Западе господствовал романский стиль. Но у них есть при
мечательные особенности. Во-первых, в декорировке фасадов исполь
зованы детали античного ордера — колонны и пилястры с коринф
скими капителями. Во-вторых, стены сплошь облицованы цветными
мраморными плитками (поэтому стиль этих зданий называют инкру-
стационным). Мраморная инкрустация придает им очень своеобраз
ный вид: весь фасад четко расчерчен на прямоугольники различной
величины, в сочетании с кругами и дугами арок. Правда, это не
больше, чем орнамент, наложенный сверху,— расположение плиток,
их пропорциональные отношения, в сущности, никак не связаны с тек
тоникой самого здания. Здесь не столько подлинная архитектурная
целесообразность, сколько графический символ целесообразности, рас
члененности, пропорциональности. «Инкрустационный стиль» как бы
предваряет, в общей схеме, тот строй ясных и соразмерных человеку
форм, который впоследствии так возлюбило Возрождение: вот почему
эту романскую архитектуру Италии можно считать проторенессанс-
ной по духу. Скульптура Пизано отрицает готическую безудержную
экспрессию, а проторенессансная архитектура отрицает готическую
идею необозримого, растущего во все стороны пространства и членит
пространство на отчетливые, успокоительно завершенные зоны.
«Расчленение» стало впоследствии прямо-таки страстью ренессанс
ных художников. Архитектор и теоретик Альберти начинал свой
трактат «О зодчестве» словами: «Вся сила изобретательности, все
искусство и умение строить сосредоточены только в членении». В дру
гой книге он писал: «Мне хочется, чтобы живописец был как можно
больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего я же
лаю, чтобы он узнал геометрию» . Симоне Мартини. Благовещение. Фрагмент. 1333 г. Джотто.
Возвращение
Иоакима к
пастухам
Фреска Капеллы
дель Арена в Падуе.
Около 1305 г.
Церковь Сан
Минъято во
Флоренции. 11 в.
Все же произведения, о которых шла речь, только односторонне под
готовляют и формируют эстетическое мироощущение Ренессанса. Это
пока все еще «мертвая вода». Источником живой воды было искусство
Джотто. Он единственный, кого в изобразительном искусстве прото
ренессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Но
вое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках
Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии».
Это, впрочем, не значит, что Джотто был одиноким реформатором.
У него были не только последователи, но и сподвижники. Искусство
веды до сих пор расходятся во мнениях — принадлежат ли росписи
церкви в Ассизи, посвященные житию Франциска Ассизского, само
му Джотто или художникам его круга? Во всяком случае, эти росписи близки Джотто по стилю и духу, но уступают в художественном со
вершенстве его бесспорным произведениям: фрескам в падуанской
Капелле дель Арена и в церкви Санта Кроче во Флоренции. Первые
представляют цикл евангельских сказаний о жизни Христа, вторые
также посвящены Франциску.
Колоритная фигура Франциска Ассизского, основателя ордена ни
щенствующих монахов, который сначала был объявлен еретиком, а
потом произведен в святые, заслуживает того, чтобы о нем вспом
нить. Он жил в конце X II и начале X III века. В молодости Франциск
был богат, расточителен и погружен в «греховную суету», как гово
рят старые источники. Потом он пережил некий перелом, обрати»
шись к богу. Но его религиозность была своеобразна. Две черты Джотто. Оплакивание Христа. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе.
Около 1305 г.
характеризуют учение Франциска: проповедь бедности и особый хри
стианский пантеизм. Франциск учил, что благодать божья живет во
всякой земной твари, разлита во всем существующем — в звездах, ра
стениях, животных, которых он называл братьями человека. В упо
минавшихся росписях ассизской церкви есть сцена: Франциск про
поведует птицам.
Как будто бы очевидно, что францисканство — вполне в духе тех
народных ереоей, которые, по существу, вскормили собой культуру
средневековых городов. И поклонение «государыне бедности», и
Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска Капеллы дель Арена в Падуе.
Фрагмент. Около 1305 г. трогательная любовь к «божьей твари» сквозили в облике готических
соборов. Это, по-видимому, противоречит принципам развитого Воз
рождения, -которое куда больше ценило богатство и власть, чем бед
ность и смирение.
Учение Франциска коренится в миросозерцании средневековья. Но
случайно ли оно было поднято на щит проторенессансной культурой?
Именно у Джотто и его школы мы находим поэтическую апологию
деяний Франциска, а Данте повествует о них устами обитателей рая.
Прямым последователем Франциска был замечательный поэт прото
ренессанса Джакопоне да Тоди.
Видимо, пантеизм Франциска заключал в себе и что-то новое, что-то
отдаленно перекликающееся с пантеизмом греков. Он проникнут при
ятием мира: Франциск не осуждает мир за его греховность, а лю
буется его гармонией; ему дорого земное, естественное, тогда как
неуемная фантазия средних веков охотно творила химер и чудовищ.
Религиозная поэзия не знала ничего более радостного, чем «Хвала
творений» Франциска, где он хвалит господа вместе с «братом солн
цем», «сестрой луной», «сестрой водицей» и заканчивает так:
Хвала тебе, господь мой, от нашей матери земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает вам красные и травы!
В эпоху бурного драматизма средневековья, францисканство несло бо
лее спокойный, светлый и чувственный аспект мировосприятия, ко
торый не мог не привлекать предтеч ренессансной культуры. Двой
ственная природа францисканства лишний раз убеждает, что Возрож
дение не было чистым отрицанием средневековья и последнее при
сутствовало в нем не только в качестве пережитков: был более слож
ный и органический процесс перерастания одного в другое. Состав
ные элементы проторенессансного мировоззрения многообразны: его
питала я францисканская ересь, и противоположная ей атеистиче
ская, «эпикурейская», приверженцем которой был воспетый Данте
Фарианта дель Уберти; и римская античность, и французская готи
ка, и провансальская поэзия. Целый клубок разнородных влияний.
Они переплавлялись в горниле новых социальных отношений, скла
дывающихся в конце X II века в Италии, и, как общий итог, зрела
идея возрождения — не просто возрождения античной культуры, а
возрождения и просветления человека. Она составляет стержень поэ
мы Данте, она одухотворяет и творчество Джотто.
В интерьере капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торже
ствует принцип расчленения и равновесия. Фрески расположены роз
ными рядами и заключены в прямоугольники,— почти так, как рас
членены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Соб
ственно, это картины, написанные на стенах. От картины к картине
художник ведет зрителя через последовательные эпизоды истории
266 Христа, начиная с истории его предков — Иоакима, Анны, Марии. В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, все они заку
таны в простые, падающие крупными складками хламиды, все име
ют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и
близко поставленными глазами. П. Муратов, автор книги «Образы
Италии» очень точно сказал о Джотто: «Он видел какое-то одно
человеческое существо во всех бесчисленных фигурах, наполняющих
его фрески». Обстановка, место действия всюду намечены очень ску
по: условными архитектурными павильонами, напоминающими раз
движные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, пор
тики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие
происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную
мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит
пейзаж, он похож на знакомые нам «горки» в русских иконах. И ни
где никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые,
холодные краски, гладкая фактура.
Не разочаровывает ли нас великий Джотто? Нет,— в этих простых
композициях, в этих укутанных фигурах есть огромная человече
ская значительность.
Джотто, как и Пизано, избегает слишком динамических выражений
страсти, но не становится бесстрастным. Он передает глубину пере
живаний в скупых пластических формулах. Вот Иоахим, изгнанный
из храма, медленной поступью возвращается к своим стадам; он
только слегка наклонил голову и потупил глаза, не замечая собаку,
которая радостно его встречает, а пастухи при виде его молча пере
глядываются. И это все. Немногословно, с библейским величием, об
рисована душевная драма Иоакима.
Самой полной художественной проникновенности достигает Джотто
во фреске «Поцелуй Иуды». В центре композиции, среди угрожающе
взметнувшихся копий и факелов, он помещает два профиля — Христа
и Иуды, они близко-близко смотрят друг другу в глаза. Чувствуется,
что Христос до дна проникает в темную душу предателя и читает в
ней как в открытой книге,— а того страшит непоколебимое спокой
ствие взора Христа. Это едва ли не первое и едва ли не лучшее в исто
рии искусства изображение безмолвного поединка взглядов — труд
нейшее для живописца. Джотто любил и умел передавать молчали-
вые, многозначительные паузы, мгновения, когда поток внутренней
жизни как бы останавливается, достигнув высшей кульминации. Так
в композиции «Оплакивания Христа» ученики Христа и женщины
глубоким неотрывным взглядом, с какой-то улыбкой боли, в послед
ний раз всматриваются в лицо умершего; горестная торжественность
минуты оттеняется подобными изваяниям скорби задрапированными
фигурами первого плана, повернутыми к зрителю спиной.
Слава Джотто была велика еще при жизни, а в следующем столетии
его единодушно признавали величайшим преобразователем искусст
ва. При этом ему ставили в главную заслугу обращение к наблюде
ниям окружающей жизни. Рассказывали, что в детстве он пас овец и рисовал их углем с натуры, а впоследствии, сделавшись художни
ком, отдался изучению природы. Это характеристика слишком общая,
и она может показаться даже неверной: изучения природы в том
смысле, как понимали кватрочентисты, у Джотто еще не было. Он
не знал ни анатомии, ни научной перспективы; по его произведени
ям видно, что пейзаж и обстановка интересовали его мало, и как раз
изображения овечек, там где они у Джотто встречаются, оставляют
желать много лучшего в смысле их природного правдоподобия. Любо
пытства ко всяческим красочным подробностям мира было больше
у готических художников, чем у Джотто, а позже, соединившись с
научной любознательностью, оно с новой силой вспыхнуло у худож
ников кватроченто. Джотто же, стоящий между теми и другими, был
занят только человеком, человеческими переживаниями и задачей их
монументального воплощения в формах достаточно условных.
И все же — была большая доля истины в молве, признавшей Джотто
верным учеником природы. Не только потому, что он ввел в живо
пись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объем
ными, моделируя светотенью. В этом у Джотто были предшественни
ки — например, живописец Каваллини. Главное — само понимание
человека у Джотто было согласным с природой, с человеческой при
родой. Душевные движения героев Джотто не выше и не ниже че
ловеческой меры, и для этого действительно нужно было быть глу
боким наблюдателем окружающей жизни.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Наступна: РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ