Моранси П. Просите — и получите

Аристотель и Галилей

Хотите еще пример? Так и быть, вот еще одна «исто­
рия про окорок». Только не свалитесь со стула: она по­
кажется вам невероятной. Прежде всего представлю героев пьесы: Аристо­
тель, греческий философ, ученик Платона и легендар­
ный исторический деятель 4-го века до нашей эры, ко­
торый прославился своей поразительной способнос­
тью мыслить логически. Его логику вдалбливали в го­
ловы бесчисленным поколениям студентов. Он считал
метафизику основой физики — науки, которой свой­
ственно естественное стремление к совершенству.
Следующий: Галилей (1564-1642), математик, фило­
соф и физик. В возрасте 19 лет он обратил внимание
на качающуюся люстру в Пизанском соборе и открыл
законы, управляющие движением маятника.
Дамы и господа, слева от вас Аристотель, облада­
тель логического мышления, а справа Галилей, ученый-
экспериментатор. Задание: найти правильное объясне­
ние динамике падения предметов на землю.
Аристотель заявляет, что если мы одновременно
сбросим с высоты два разных предмета, один из кото­
рых в два раза тяжелее другого, то скорость падения тя­
желого, в силу необходимости, окажется в два раза боль­
ше, чем легкого.
Но гак ли это на самом деле? Вы легко можете прове­
рить сами. Возьмите в правую руку легкий предмет, а в ле­
вую что-нибудь как минимум в два раза тяжелее, заберитесь
на стул и одновременно выпустите оба предмета из рук.
Ну как? Прав был Аристотель? Упал ли тяжелый пред­
мет на пол в два раза быстрее, чем легкий, как это пред­
сказывал знаменитый мастер логики? Нет. Предметы
достигли пола одновременно.
Но в чем смысл моего примера? Только в одном: Га­
лилей придумал эксперимент, который продемонстри­
ровал наличие ошибки в логических рассуждениях Ари­
стотеля. Он втащил на вершину Пизанской башни пу­
шечные ядра разного веса (кое-кто утверждает, что имен­
но тогда башня начала падать!) и сбросил их на землю.
К изумлению ученых того времени все ядра ударились
о землю одновременно.
Потребовалось 1800 лет, чтобы с помощью просто­
го эксперимента опровергнуть ложные убеждения, кото­
рые внушались, изучались и передавались из поколе­
ния в поколение единственно потому, что все полага­
лись на законы логики, вместо того чтобы проверить те­
орию Аристотеля на практике.
Еще одна «история про ркорок».

Категорія: Моранси П. Просите — и получите

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.