Мы учимся всю жизнь — не только в школе, институте
или на курсах, но и в повседневном общении с други
ми людьми. Ученым, проводившим исследования зави
симости состояния мозга человека от возраста, уда
лось опровергнуть мнение о том, что пожилые люди
плохо учатся и запоминают информацию. Наш мозг
способен к обучению в любом возрасте. Знание того,
какой у вас тип запоминания информации, очень важ
но, когда речь идет о приобретении новых знаний…
в том числе и языка тела.
Какой тип обучения вам подходит? Чтобы это выяс
нить, воспользуйтесь следующим тестом.
Поставьте крестик напротив подходящего для вас
ответа.
1. Как вы запоминаете новые имена?
□ В: Я очень часто мысленно повторяю имя и обра
щаюсь к соответствующему лицу по имени снова
и снова.
□ А : Когда мне представляют кого-нибудь, я прогова
риваю его имя в ответ: «Я очень рад познакомить
ся с вами, господин/госпожа…!»
□ Г: Я внимательно рассматриваю человека и стара
юсь запомнить не только его имя, но и лицо.
□ Б: Как только у меня появляется возможность, я за
писываю имя.
2. Как вы излагаете что-нибудь сложное?
□ Г: Объясняю на пальцах (с помощью предметов).
□А:Д аю пояснения с помощью похожих примеров
и сравнений.
□ Б: Обрисовываю обстоятельства дела.
□ В: Подталкиваю собеседника к принятию собствен
ного решения.
3. Во время служебной поездки вы планируете один
день потратить на посещение парка отдыха. Как вы
к этому готовитесь?
□ Г: Сначала я все тщательно планирую и убежда
юсь в возможности осуществления своих планов.
□ Б: Веб-страница в Интернете и проспект парка
предоставят мне всю необходимую информацию.
□ А. Звоню в этот парк отдыха, чтобы мне предоставили
информацию о предлагаемых услугах по телефону.
□ В. Прошу друзей, которые уже посетили этот парк,
рассказать о впечатлениях.
4. Вы должны написать слово «параллельный», в пра
вильности написания которого не уверены. При этом
в данный момент у вас нет возможности заглянуть
в Интернет или в словарь. Что вы будете делать?
□ В: Позвоню на работу и спрошу у коллег.
□ Б: Напишу возможные варианты на листе бумаги,
внимательно посмотрю на них и приму решение.
□ А : Произнесу слово вслух и выберу вариант напи
сания в зависимости от звучания.
□ Г: Напишу слово наобум, не раздумывая.
Теперь посчитайте, сколько получилось ответов А, Б, В, Г;
каких больше?
А:_______= аудиальный В:_______ = коммуникативный
Б:_______= визуальный Г:_______ = подвижный
У каждого человека свой тип восприятия, с помощью
которого он лучше всего воспринимает и запоминает
информацию. Об этом мы расскажем далее. Какой же
тип запоминания информации у вас?
У вас аудиальный способ запоминания информации?
В таком случае вы лучше всего запоминаете, слушая.
• Постарайтесь создать для себя соответствующую спо
койную и как можно менее шумную рабочую атмо
сферу. Радио, телевизор и разговоры в помещении
вас отвлекают.
• Есть ли среди вашего учебного материала аудиокни
ги? Если нет, запишите важную информацию на диск
или диктофон в МРЗ-формате и прослушивайте сно
ва и снова.
• Вы лучше всего запомните новую информацию,
разбивая учебный материал на несколько значимых
предложений, повторяя самому себе вслух или объ
ясняя другим короткими фразами.
У вас визуальный способ запоминания информации?
В таком случае вы должны позаботиться о том, чтобы
учебный материал в письменном виде всегда был перед
вашими глазами. Тогда обучение будет наиболее эф
фективным.
• Уж вы-то знаете: глаза ваш верный спутник. По
этому постарайтесь заниматься в такой среде, в ко
торой вы себя комфортно чувствуете и которую счи
таете эстетичной. Беспорядок становится проблемой
для людей визуального типа, поскольку они воспри
нимают все глазами.
• Во время чтения доклада или в разговоре услышав что-
нибудь важное, какую-нибудь неожиданную мысль,
запишите ее. Когда информация находится у вас пе
ред глазами, вы лучше ее запоминаете и усваиваете.
• Попробуйте проиллюстрировать текст небольшими
эскизами или «картами памяти»1. Это поможет вам
лучше запомнить и усвоить разные понятия.
‘ «Карты памяти» — один из инструментов для работы или обучения, изобретенный
британским психологом Тони Бьюзеном; способ изображения процесса общего
системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная
техника альтернативной записи. (Здесь и далее примеч. автора.)
• Используйте любой вид визуальной информации
при обучении: телевизионные программы, видеоза
писи, графики.
У вас коммуникативный способ запоминания инфор
мации?
В таком случае вам помогают дискуссии, обсужде
ние пройденного материала для закрепления изучае
мого предмета.
• Семья, друзья и единомышленники вполне могут стать
вашими лучшими тренерами в обучении: поговорите
с другими о том, что прочли, увидели, услышали
и должны либо хотите отметить.
• Ролевые игры также помогут изучить материал в жи
вом общении.
• Занимайте место то объясняющего, то спрашива
ющего, обсуждайте все «за» и «против» изучаемо
го вопроса.
Вы лучше всего запоминаете информацию в движении?
Тогда позаботьтесь о том, чтобы письменный стол был
не единственным местом ваших занятий.
• Ходите по комнате, изучая предмет. Или отправляй
тесь на природу, захватив с собой учебный материал.
• Подыскивайте подходящие предметы, которые сдела
ют изучаемое понятным. Манипулируйте ими, меняйте
их положение, мысленно рассматривая со всех сторон.
• Если все это происходит за письменным столом, за
писывайте учебный материал на карточки, которые
будете постоянно доставать, по-новому расставлять
и откладывать.
Теперь вы знаете, как лучше всего запоминаете инфор
мацию.
• Если вы отнесли себя к аудиальному типу усвоения
информации, выделяйте самое важное и записывай
те на диск, чтобы вы могли прослушивать его до тех
пор, пока не запомните.
• Если вы отнесли себя к визуальному типу усвоения
информации, отмечайте маркером то, что вас боль
ше всего интересует, или выписывайте на отдельный
лист, так чтобы в случае необходимости вы могли
пробежаться по нему глазами.
• Если вы отнесли себя к коммуникативному типу усвое
ния информации, найдите себе партнера либо позво
ните другу, чтобы рассказать о том, что прочитали.
• Как человек подвижный, всегда берите с собой кни
гу, с тем чтобы вновь усвоенные знания можно было
повторить и углубить с помощью наблюдений.
О МиГ’ ‘■ ‘I ) ^г-т о-‘- .-.и-.;’,.’. • (,-• Г
Вооруженные этим и знаниями, переходим к главе
«Учимся читать человека как книгу»…
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Что значит понимать человека?