Штробель Татьяна. Я знаю, что ты чувствуешь

Посмотри мне в глаза… Способы восприятия

Каждый человек в течение дня перерабатывает массу
информации. Мы по-разному ее используем и задей­
ствуем для ее обработки разные органы чувств.
Наши органы чувств передают информацию в мозг,
где она расшифровывается и усваивается.
В сетчатке глаза человека, состоящей из 1 27 млн
нервных клеток, содержатся два типа светочувствитель­
ных клеток (рецепторов): высокочувствительные палоч­
ки, отвечающие за ночное зрение, и менее чувствитель­
ные колбочки, отвечающие за цветное зрение. Образы,
которые мы видим, передаются в кору больших полу­
шарий (кортекс).
В наших ушах находятся барабанные перепонки, ко­
торые реагируют на звуковые волны, вызывающие ко­
лебания воздуха. Наши слуховые косточки, молоточек,
наковальня и стремечко, передают колебания из на­
ружного уха во внутреннее, одновременно усиливая
их. Колебания передаются жидкости, которая раздра­
жает расположенные в улитке рецепторы, формирую­
щие, в свою очередь, нервные импульсы.
Органом обоняния человека является обонятельный
эпителий, расположенный в носовой полости и связан­
ный с обонятельным нервом. Здесь исследователи вы­
явили около 30 млн мельчайших обонятельных клеток,
снабженных так называемыми ресничками. Человече­
ский нос содержит около 400 рецепторов, каждый из
которых воспринимает несколько запахов.
Информация о запахе передается электрическими
импульсами в мозг и там расшифровывается.
Вкусовые ощущения делают жизнь многих из нас бо­
лее полной. Они также имеют сложный механизм пере­
дачи. На нашем языке есть свыше 100 000 вкусовых лу­
ковиц, и мы можем распознавать сладкий, кислый,
соленый, горький вкус и пятый — вкусовое ощущение,
производимое свободными аминокислотами, в частно­
сти глутаминовой, которые можно найти в ферменти­
рованной и выдержанной пище.
Last but not least (последнее, но не менее важное) —
чувство осязания, заключающееся в способности ощу­
щать прикосновения, воспринимать что-либо рецепто­
рами, расположенными на коже, мышцах, слизистых
оболочках. Нервные окончания фиксируют каждое на­
ше соприкосновение с внешним миром. Мы ощущаем
надавливание, нежное или грубое прикосновение, ду­
новение ветра, колебания температуры.
Восприятие информации происходит через наши ор­
ганы чувств, откуда она передается в мозг, где расшиф­
ровывается. Однако в мозге происходят не только био­
химические процессы, но и психические, обусловленные
поступившей визуальной, аудиальной, тактильной ин­
формацией, посредством которой мы формируем соб­
ственный внутренний и внешний мир. Вспомните о лим­
бической системе (см. с. 28)…
Каждый из нас в течение жизни наиболее активно ис­
пользует один или два органа восприятия (разумеется,
это не означает, что другие органы чувств при этом «от­
ключаются»).
Знаете ли вы, как воспринимаете мир? Если нет, вы­
ясните это с помощью следующего небольшого экспе­
римента.
Устройтесь поудобнее и вспомните о моменте жизни,
который был для вас особенно значимым. Будет ли это
позитивное или негативное воспоминание, решать вам.
Теперь опишите это событие. Попытайтесь при этом точ­
но рассказать, что с вами происходило и как вы себя
чувствовали.
Моя история:
Как вы себя чувствуете, после того как запечатлели
свою историю на бумаге? Смогли ли вы заново пережить
воспоминания, чувства и мысли, сопровождавшие опи­
санную ситуацию, целиком погрузиться в это событие?
Давайте обратим внимание на слова, которые вы ис­
пользовали для написания истории. С их помощью мож­
но определить свойственный вам способ восприятия.
Если вы ориентированы на визуальное восприятие,
в вашей истории использовано много таких слов, как
«видеть», «смотреть», «осматривать» и т.д., а также ин­
формация о цвете и размере, форме («прямой», «кри­
вой»…), состоянии («туманный», «мрачный», «яркий»…).
Характерные обороты речи и выражения при визу­
альном восприятии таковы: «я сам это видел», «все од­
нотонно», «заглянуть внутрь», «я не поверил собствен­
ным глазам», «увидеть свет в конце тоннеля».
Если вы склонны к кинестетике (ощущению), в вашем
тексте будет много слов, связанных с выражением
чувств и ощущений: «чувствовать», «испытать», «ощу­
тить», «мягкий/твердый», «горячий/холодный», «лег­
кий/тяжелый», «скучный/захватывающий», «хватать»,
«трогать», «ощупывать», «спокойный/неспокойный»,
«красивый/болезненный».
Что касается оборотов речи, то вы, вероятно, упо­
требляли такие: «это ощутимо», «я это нутром чув­
ствую», «у меня на это тонкое чутье», «я мог прямо-та-
ки ощущать его приближение», «кровь прихлынула
к лицу от стыда», «тогда я почувствовал настоящий
подъем».
Если вы человек аудиального типа, тогда в вашем тек­
сте можно найти следующие слова: «вести речь», «слы­
шать», «вслушиваться», «понимать», «громкий/тихий»,
«пронзительный/приглушенный», «прислушиваться»,
«подслушивать», «недослышать», «петь», «звучать»,
«шептать».
А в качестве оборотов речи вы, вероятно, употреб­
ляли такие: «божественное спокойствие», «превратить­
ся в слух», «тогда я погрузился в молчание», «прокри­
чать кому-нибудь все уши», «теперь мне понятно», «как
музыка для моего слуха».
Ваш нос, орган обоняния, имеет особенное значение?
Тогда вы используете в своей истории такие или подоб­
ные им слова: «запах», «обнюхать», «благовонный»,
«приятный/дурно пахнущий», «без запаха», «сильно
пахнущий».
Ваши обороты речи будут примерно такими: «можно
почувствовать запах моря», «запах большого далеко­
го мира», «пахнет снегом», «пахнет жареным», «деньги
не пахнут», «смрад распространялся повсюду».
Люди, склонные к вкусовому способу восприятия,
возможно, в своем тексте употребят такие слова: «со­
леный», «горький», «крепкий», «сладкий», «острый»,
«мягкий», «прелестный», «затхлый», «безвкусный», «пи­
кантный», «пресный», «иметь вкус», «прийтись по вку­
су», «отведать», «попробовать», «есть», «пить».
Их обороты речи могут звучать следующим образом:
«это было для меня как мед», «это поэзия», «суп недо­
солен», «тогда я должен был проглотить горькую пилю­
лю», «послевкусие».
Теперь оцените свою историю. Впишите свои слова
и обороты в следующую таблицу: 40 Глава 2
В каком из столбцов у вас самое большое количество
слов, какой способ восприятия вам свойствен?
Теперь вы можете обращать внимание на то, какие сло­
ва употребляют другие люди, и таким образом выяс­
нять, к какому типу относится ваш собеседник.
Более того, вы можете активно использовать свои
знания для того, чтобы установить контакт.
Вы когда-нибудь слышали об НЛП? Эта аббревиатура
означает «нейролингвистическое программирование»,
метод успешного общения, который был разработан
в 1970-х годах группой исследователей: лингвистом Джо­
ном Гриндером, психологом Ричардом Бендлером и дру­
гими. Гриндер и Бендлер долгое время наблюдали за
поведением людей, которые достигли в своей области
выдающихся успехов. Они выявили у них общие вер­
бальные и невербальные формы поведения. Эти выво­
ды и были положены в основу НЛП, из которого мы рас­
смотрим подстройку и ведение («Pacing and Leading»):
• Подстройка (Pacing) — это явление, когда люди, ко­
торые хорошо понимают один другого, как бы отра­
жают друг друга: похожи в манере держать себя, тем­
пе речи, громкости голоса, соблюдении дистанции.
В дальнейшем вы еще кое-что узнаете об особых
нервных клетках нашего мозга, которые позволяют
нам достичь такого рода взаимопонимания.
• Ведение (Leading) — это коммуникативные сигналы,
с помощью которых мы в разговоре берем на себя
позицию лидера. «Ведение» не означает желание ма­
нипулировать другими в собственных интересах, его
целью является осознанное создание эмоционально­
го контакта.
Бендлер и Гриндер опытным путем установили, что движе­
ние наших глаз не только указывает на то, как мы пере­
рабатываем информацию, но и дает возможность понять,
через какой орган чувств информация воспринимается
и затем осмысливается.
Обратите как-нибудь внимание на то, куда и как лю­
ди смотрят, когда им задают открытый вопрос. Откры­
тым называется вопрос, на который нельзя ответить
просто «да» или «н$т». Предположим, вы спрашиваете
друга: «Что ты делал во время последних выходных?»
Ваш друг либо смотрит вверх, что означает, что он
визуально вспоминает то, что он делал во время вы­
ходных. Учимся читать человека ка к книгу 43
Либо его взгляд остается на уровне ушей — глаз, он
смотрит влево или вправо. Потом он проговаривает
вслух. 44 Глава 2
Возможно, глаза вашего друга направлены вниз, на жи­
вот. В таком случае его воспоминания являются кине­
стетическими. Учимся читать человека ка к книгу 45
Четвертая и последняя возможность — ваш друг закры­
вает глаза. Это признак того, что он ведет какой-то вну­
тренний диалог, чтобы восстановить воспоминания.
Давайте рассмотрим четвертый тип реакции более
подробно, чтобы понять, что за этим скрывается.
Визуально ориентированный человек складирует
в своем мозге воспоминания о событиях, произошед­
ших с ним, в виде картинок и историй. Эти визуально
воспринятые впечатления будут накапливаться в так на­
зываемом зрительном кортексе, в затылочных долях.
На рисунке на с. 47 вы найдете эту область под но­
мерами 17—19. Зрительный кортекс находится в верх­
ней задней части мозга.
Аудиально ориентированный человек при вспоминании
поднимает глаза в направлении аудиального кортекса,
который находится в слуховом центре коры больших
полушарий мозга (номера 41, 42).
Кинестетически ориентированные люди опускают гла­
за, пытаясь что-то вспомнить, вниз, на область живота.
К разряду кинестетически ориентированных людей вхо­
дят все, кто воспринимает мир с помощью осязания,
обоняния и вкусовых ощущений.
Есть мнение, что наш желудочно-кишечный тракт об­
ладает собственной, самостоятельно работающей нерв­
ной системой, содержащей около 100 млн нервных кле­
ток. Это так называемая кишечная нервная система,
кишечный мозг. Ее исследуют начиная с XIX в.; в 1 981 г.
американский нейробиолог Майкл Гершон установил,
что кишечный мозг функционирует самостоятельно, не­
зависимо от головного и спинного мозга.
Наше поведение может управляться деятельностью
кишечного мозга. Ведь говорят: «Меня от этого тошнит»,
«Эта мысль родилась во мне», не говоря уже о фразе
«Все во мне перевернулось». Состояние желудочно-
кишечного тракта воздействует на наше самовосприя-
тие и эмоции. Тот, кто это понимает, связывает свой 48 Глава 2
головной и кишечный мозг в единую сеть, и жить ему
становится легче.
Некоторые исследователи придерживаются мнения,
что головной мозг и кишечный работают схоже: клетки
и рецепторы желудочно-кишечного тракта идентичны
клеткам и рецепторам головного мозга и взаимодей­
ствуют между собой с участием серотонина и допами-
на, выделение которых зависит от деятельности голов­
ного мозга.
Кишечный мозг самостоятельно решает все аспекты
пищеварения на всем протяжении желудочно-кишечно­
го тракта — от пищевода до кишечника и прямой киш­
ки. При этом им используются те же инструменты, что
и головным мозгом. Кишечный мозг связан и с лим­
бической системой, эмоциональным центром наше­
го головного мозга. Если у нас от определенных со­
бытий сосет под ложечкой, причиной этого может
быть информация, посланная кишечным мозгом в го­
ловной мозг.
Если человек, обдумывая вопрос, смотрит вниз, значит,
он устанавливает контакт со своим кишечным мозгом.
В моей профессиональной практике я встречала три
типа людей: визуалов, аудиалов и кинестетов. Их раз­
личают не только по тому, как они подбирают слова, по
преобладающему способу движения глаз, но и по дру­
гим внешним признакам. Вы можете их учесть, чтобы
сделать более четкие выводы о собеседнике. Однако
не забывайте при этом, что вы имеете дело с живым
человеком, с его индивидуальным, неповторимым со­
четанием признаков и свойств. При установлении типа
чувственного восприятия речь не идет о том, чтобы на­
прочь забыть о человеке как личности.
К визуальному типу относится человек, который должен
увидеть материю, чтобы понять ее. Ему нужны картинки
и истории, он не слишком любит погружаться в детали.
Слишком подробные рассуждения ему скучны, посколь­
ку он предпочитает решать вопросы быстро. «Давайте
быстро перекусим», «От госпожи X я быстро к вам»,
«Я сейчас быстро принесу вам это со склада», — обра­
тите внимание на слово «быстро» в высказываниях ва­
шего собеседника с визуальным типом восприятия. Вы
увидите склонность к быстрому решению вопросов
и в жестах этого человека.
Он шагает по жизни широко и энергично; быстро ест
и вообще рад всяческому движению. Он говорит глав­
ным образом прямо и бойко, слова подбирает не за­
думываясь, пишет плавно и поспешно. По моим на­
блюдениям, люди, ориентированные на визуальное
восприятие, в основном худощавые или атлетически
сложенные. Когда им скучно, они ходят из угла в угол
с потухшим взглядом, в их позе чувствуется нервоз­
ность. Их приводит в восторг все новое и необычное,
и они с удовольствием это приобретают. Их рабочие
места и квартиры часто отделаны стеклом, камнем
и металлом и содержатся в порядке. Линии четкие, на
рабочем месте мало личных вещей, иногда присутству­
ют растения, за которыми легко ухаживать.
Теперь, если вы в разговоре установите, что у ваше­
го собеседника визуальный тип восприятия, и захотите
поддерживать с ним контакт, выбирайте образный спо­
соб общения и иллюстрируйте то, о чем вы говорите,
с помощью историй или конкретных примеров и предме­
тов. Дайте ему возможность рассказать о себе и не бой­
тесь нового, даже странного: человека визуального ти­
па вы этим не испугаете.
К кинестетическому типу относится человек, который
воспринимает окружающий мир через ощущения. Ося­
зание, вкусовые ощущения, обоняние очень важны для
него. Из представителей трех типов восприятия он наи­
более ориентирован на установление отношений. Ес­
ли со своим собеседником он чувствует себя не в сво­
ей тарелке, то не станет искать дальнейших контактов.
Будучи клиентом, он требует от продавца относиться
к себе с уважением, если же он продавец, вы должны
соответствовать его представлениям. По сравнению
с визуалом кинестет более приятный человек. Он охот­
но и много говорит, не сразу подходит к предмету раз­
говора и порой теряется в деталях, пишет витиевато.
Кинестет — гурман, много времени уделяет еде и пи­
тью и любит природу. Его походка медленная и разме­
ренная, жесты говорят о погруженности в раздумье.
При рукопожатии кинестеты обычно притягивают руку
собеседника (более подробно об этом рассказывает­
ся на с. 150). Они любят телесный контакт, спокойно
относятся к легкому прикосновению. Их признание
и восхищение вы должны сначала заработать. Если это
будет достигнуто, кинестет останется вам преданным.
Их рабочее место и квартира обустроены уютно, по-
домашнему, с множеством сувениров и мелочей. По
моему опыту, кинестеты всегда в теле, их руки скорее
мясистые, лицо полное. В одежде для них важнее ком­
форт, чем мода и элегантность.
Кинестету нужны от вас положительные чувства
и интерес к его особе. Он хотел бы найти в своем со­
беседнике надежность и защиту. Доверие — основа
всего.
К аудиальному типу относятся рационально-логически
ориентированные люди. Поскольку в разговоре такой
человек превращен в слух, он сразу реагирует на от­
влекающую информацию, исходит она со стороны дру­
гих людей, радио или телевизора. При первом контак­
те он остается несколько замкнутым; ему нужно время,
чтобы подпустить к себе других. Его речь тщательно
взвешенно. Люди этого типа долго думают, прежде чем
что-нибудь сказать. Их жесты и мимика также небога­
ты и частично сознательно регулируемы, походка спо­
койная, размеренная. Люди аудиального типа любят
списки и всякого рода пояснения, они должны совер­
шенно точно знать предмет и с удовольствием вдают­
ся в подробности. Они верят чужим утверждениям
лишь тогда, когда они научно подтверждены. Надеж­
ность и постоянство являются важными ценностями
в их жизни.
При рукопожатии они отталкивают руку собеседни­
ка (см. с. 1 50), стараются держать как можно большую
дистанцию между собой и другим человеком. Их рабо­
чее место и квартира предельно освещены и функцио­
нальны. Как и кинестеты, люди аудиального типа пред­
почитают удобную одежду.
В производственных отношениях люди аудиального
типа потребуют от вас цифр, дат, фактов, четкости
и компетентности. Не принимайте близко к сердцу, ес­
ли они задают слишком много вопросов, для них это
важно.
После прочтения вам стали более понятны особен­
ности типов чувственного восприятия? Если у вас есть
желание, сконцентрируйтесь в попытке толкования язы­
ка тела сначала на основополагающих признаках этих

Упражнение 5
Обратите особое внимание при вашем следую­
щем разговоре на движение глаз вашего собесед­
ника: поднимает ли он их вверх, останавливает ли
взгляд на уровне ушей или опускает? Какого рода
слова употребляет ваш собеседник? Попытайтесь
увязать движение глаз с употребленными словами.
Чем больше вы будете упражняться, тем лучше
сможете применять вашу новоприобретенную спо­
собность, чтобы было легче устанавливать контак­
ты в личной сфере и в профессиональной.
трех типов. Способность сразу же определить, каков
тип чувственного восприятия человека, является неоце­
нимой. Это в значительной мере облегчит вам общение
с окружающими в повседневной жизни, работе и парт­
нерстве. Кроме того, наблюдать за другими людьми,
оценивать их просто доставляет удовольствие («Что
он будет делать дальше?») и помогает лучше ладить
с ними.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.