Отношение к предмету или теме можно определить по
языку тела в так называемом ассоциированном или
диссоциированном состоянии. Слова «ассоциирован
ный» и «диссоциированный» восходят к латыни. По-
латыни аБзосюге означает «объединять, связывать, уча
ствовать», с/^ос/аге, напротив, означает «отделение,
прекращение связи».
Оба эти понятия используются не только в психоло
гии, но также и во многих других областях знаний.
В биологии понятие «ассоциация» используется для
определения групп растений разных видов. В химии
«ассоциация» означает объединение простых моле
кул или ионов в более сложные, не вызывающие изме
нения химической природы вещества. В психологии —
сейчас это для нас важно — понятие «ассоциация»
означает связь между отдельными событиями, факта
ми, предметами или явлениями, отраженными в созна
нии и закрепленными в памяти, то есть эмоциональное
участие человека в происходящем.
Такое участие находит выражение в жестах и позах:
верхняя часть тела подается вперед, чтобы мы могли
быть ближе к рассматриваемой вещи или собеседнику.
Нашу заинтересованность можно видеть и по тому, как
широко мы раскрываем глаза.
Во время моих докладов это происходит всегда, ког
да я касаюсь таких тем, как ложь или флирт. Мои слу
шатели рассказывают о собственном опыте и хотят
знать, как люди определяют ложь — или как улучшить
технику флирта. Они слушают, затем рассказывают
собственные истории, затрагивающие те же темы. Они
снова переносятся в пережитые события и рассказыва
ют о них с учетом того, что услышали от меня. Это клас
сическая ассоциация. Например, я во всех деталях по
мню свой первый день в школе. Воспоминания снова
вызывают у меня восторг, который я испытала тогда,
стоя на пороге школы с сумкой, полной сладостей, на
плече, но также и страх перед неведомым и грусть от
того, что мне пришлось расстаться с детским садом.
Я снова шестилетняя Татьяна, которую захлестнул во
доворот чувств.
Мы находимся в ассоциированном состоянии также
и тогда, когда принимаем чью-либо сторону в споре
или конфликтной ситуации. Теперь мы не нейтраль
ны, а привносим свои мнения и чувства. Совсем ина
че выглядит ситуация, когда мы принимаем роль по
средника. Тогда мы стоим на нейтральной позиции,
выслушиваем мнения конфликтующих сторон и пыта
емся предложить решение конфликта, которое сможет
примирить обе стороны.
Мы не принимаем участия в конфликте эмоциональ
но или материально, а сознательно ставим себя по
одаль — это диссоциированное состояние.
В начале моих докладов слушатели зачастую дис
социированы. Они заходят в помещение и не знают,
что их ожидает, у них еще не выработалось отноше
ние ко мне, и они выжидают, что с ними произойдет.
У них соответствующее положение тела: верхняя часть
туловища отклонена назад, часто скрещены руки,
а ноги согнуты в коленях или одна нога закинута на
другую. То, что я им рассказываю, они проверяют, на
ходясь на нейтральной позиции: начинается ли что-
нибудь при этом, говорят ли им о чем-нибудь мои ут
верждения?
Примерно 20—30 минут спустя наблюдается пере
мена в позах: тело направлено вперед, положение рук
и ног свободное, мимика более живая.
Таким образом, язык тела вашего собеседника гово
рит о том, насколько он хочет принимать в чем-то уча
стие или даже вступать с вами в контакт.
Если, например, язык тела человека диссоцииро
ван, в то время как он или она представляет себе ка
кое-нибудь событие из прошлого, вы можете заклю
чить, что ваш собеседник старается дистанцироваться
от этого события. Тогда будьте осторожны с расспро
сами.
Со своей стороны вы можете формулировать выска
зывания ассоциативно или диссоциативно в зависимо
сти оттого, что хотите получить от собеседника. В слу
чае если затронута тема лжи, вы можете сказать: «Мы
все время лжем» или «Исследования показали, что лю
ди лгут до 200 раз в день». Первая формулировка ас
социативна. Вы прямо связываете собеседника со
своим высказыванием и при этом рискуете задеть его
за живое и в ответ получить защитную позицию. Вто
рая формулировка диссоциативна. Она дает вашему
собеседнику возможность подумать о том, относит
ся ли сказанное к нему. Вы, разумеется, можете по
размыслить, какой из двух вариантов я выбираю в сво
их докладах, чтобы в теме дискуссии о лжи сойти
с этого пути.
Совсем иначе выглядит ситуация, когда, например,
речь идет о том, чтобы дать собеседнику почувствовать
вашу силу. Здесь вы должны говорить ассоциативно,
чтобы показать, что вы знаете, кто вы и что можете:
«Я могу быстро осваивать области новых задач». К со
жалению, многие говорят именно тогда, когда речь идет
об их слабой стороне, часто диссоциативно: «Люди го
ворят, что я могу быстро осваиваться в новых темах…»
Таким образом, вы оставляете за вашим собеседни
ком право сделать вывод о том, насколько это выска
зывание соответствует действительности. И, возмож
но, он решит, что вы не слишком быстро осваиваетесь
в новых областях, если сами в разговоре дистанциру
етесь от этого.
Поэтому пытайтесь сделать так, чтобы о ваших силь
ных сторонах стало известно, и формулируйте это ас
социативно. Ваш собеседник сочтет, что вы уверены
в себе.
Еще один совет в заключение: не волнуйтесь, если
язык тела незнакомого вам человека поначалу диссо
циирован. Это ни в коем случае не говорит о том, что
он не расположен к вам, а демонстрирует гораздо
больше: находясь на нейтральной позиции, он хочет по
лучить впечатление о вас или о вашей теме. В данном
случае у вас много возможностей — не самое худшее
исходное положение, не так ли?
Упражнение 7
В каком состоянии находятся оба эти человека,
они ассоциированы или диссоциированы? Что вы
ражает их мимика? Ответ вы найдете в приложе
нии к этой книге.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Оставайся на месте! Жесты на расстоянии