Вы наверняка слышали такие высказывания: «Матема
тика не для него, он слишком креативен для этого» или
«Она очень логична и должна все знать точно». Как объ
яснить различия в способах мышления? Чтобы ответить
на этот вопрос, мы должны снова вернуться к строению
и функционированию нашего мозга. Он состоит из двух
половин, так называемых полушарий, которые соеди
нены друг с другом, однако предполагается, что они
играют различные роли.
Мы знаем об этом благодаря американскому нейро
биологу Роджеру Сперри. В 1960-е годы он провел ис
следования с участием людей, у которых связь между
полушариями мозга была прервана оперативным пу
тем. Подобные операции проводились в свое время лю
дям, страдавшим от тяжелых форм эпилепсии. Жалобы
таких пациентов после операций уменьшались, и в есте
ственном окружении эти люди вели себя нормально.
Однако исследования Сперри показали, что после
этих операций мозг функционировал неполноценно.
Например, такие люди были не в состоянии называть
предметы, которые им показывали. Сперри сделал вы
вод, что это связано с разделением полушарий мозга
и что оба полушария выполняют разные задачи. В 1981 г.
он получил за свою теорию о полушариях мозга Нобе
левскую премию по медицине.
За что же отвечают полушария нашего мозга? Пра
вое полушарие отвечает за чувства, интуицию, творче
ство. В левом полушарии находятся речевые центры
мозга, оно отвечает за логико-аналитическое мышле
ние. Левое полушарие обрабатывает цифры, данные,
факты (сокращенно: ЦДФ). Можно сказать, что правая
половина мозга эмоциональная, а левая — рациональная.
Оба полушария мозга управляют нашим телом, одна
ко перекрестно: правое полушарие отвечает за левую,
левое — за правую половину нашего тела. Соответствен
но, левая сторона тела отражает интуитивно-эмоцио-
нальную сторону личности — наши сердечные чувства
(СЧ). Действительно, сердце находится в левой части
грудной клетки. Правая половина тела, напротив, вы
ражает логически-эмоциональную сторону нашего
мышления.
Я уже упоминала, что мне недавно довелось при
сутствовать на одном из докладов Рихарда фон Вайц-
зекера, а также о том, что его сдержанный язык те
ла во время произнесения речи был прежде всего
правосторонним.
Мыслит логично, Мыслит эмоционально, спон-
аналитично танно, абстрактно, креативно
Интересуется
в речи звуками,
словами, пред
ложениями
и правилами
Живет здесь
и сейчас и пла
нирует будущее
Регистрирует
тали и обраба
вает их по очері
(«один стс
Анализирует музыку
и изучает детали
Наслаждается музыкой
и создает общее впечатление
Левое полушарие мозга Правое полушарие мозга
Его жесты и мимика соответствовали докладу: он был
рационально-аналитическим — много фактов и ника
ких эмоций. Политики используют в речи тот же прием.
Я говорила об этом с женщиной, которая принимала
участие в одном из моих семинаров и сама имеет от
ношение к политике. Она рассказала мне, что начи
нающих политиков во время произнесения речи учат
жестикулировать как можно меньше, а если и жести
кулировать, то именно так, как описано выше. Что мож
но на это сказать?!
Тем не менее вы можете исходить из того, что для по
давляющего большинства людей в повседневном обще
нии жестикуляция является универсальным средством
выражения личности. Если жестикуляция правосторон
няя, значит, перед вами явно аналитически-рациональ-
ный человек, если же левосторонняя, значит, вы имее
те дело с эмоциональным человеком.
Если же жестикуляция равная на обеих сторонах те
ла, значит, у вашего собеседника хорошо интегриро
ваны рациональное и эмоциональное в жизни и в лич
ности. Равноценную жестикуляцию с обеих сторон
многие люди считают, впрочем, наиболее убедитель
ной и правдивой.
А что еще можно отнести к самым искренним частям
тела? Правильно: ноги и ступни. Обратите внимание на
вашего собеседника: на какую ногу он опирается в пер
вую очередь. Из этого вы можете сделать вывод о вы
раженности его личности. У каждого человека есть опор
ная и свободная нога, никто из нас не может долго
в равной степени использовать обе ноги. Если во вре
мя разговора человек часто меняет опорную ногу, это
связано с изменением смысла говорящего: от эмоцио
нального к рациональному и наоборот. Я наблюдала
это во время доклада известного немецкого нейробио
лога Геральда Гютера: когда он был посвящен цифрам
и фактам, он стоял, опираясь на правую ногу. Когда же
он перешел к эмоциональному обращению к слушате
лям, то сменил опорную ногу на левую. Его голос стал
более тихим и мягким. Учитывая то, что вам уже извест
но, вы сделаете выводы сами.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Поцелуи и поцелуйчики