Штробель Татьяна. Я знаю, что ты чувствуешь

Ни шагу дальше! Контроль территории

Каждому из нас нужна область, которая принадлежит
только ему и в которую никто не посмеет вторгнуться
без разрешения. Мы уже говорили о дистанционных
зонах разных культур. Но также и в пространственном
отношении люди очерчивают область, которую рассма­
тривают как свою территорию. Что вы, например, де­
лаете, получая новый кабинет? Вы располагаетесь, об­
устраиваетесь там и с помощью личных вещей даете
понять, что вы тот, кто там работает. Некоторые люди
используют также опознавательный запах: их духи или
лосьон после бритья ощущается еще несколько минут
после того, как они покидают помещение. Очевидно,
что в этом случае речь, как правило, идет о тяжелых за­
пахах. Такую парфюмерию покупают преимущественно
«видимые» и «слышимые» люди. Скромная, застенчивая
девушка, вероятно, никогда не станет приобретать для
себя «Опиум». А вот мою бабушку, наоборот, мы мо­
жем учуять во время ее случайных визитов только по
этим духам еще до того, как увидим, и она ни в коем
случае не относится к незаметному или совершенно
спокойному типу людей.
Я являюсь консультантом по договорам в одной су­
доходной компании и провожу семинары для пассажи­
ров и команды. В ограниченном пространстве круизного
судна обозначение собственной территории особенно
важно. Даже лежаки на палубах для загара стоят с раз­
ложенными на них полотенцами независимо от того,
используют ли их. Главное, что территория помечена.
Опытные морские путешественники знают, что в ресто­
ранах может не хватать мест.
Поэтому они, увидев свободное место, бессозна­
тельно стремятся занять его, повесив там куртку, оста­
вив полный стакан, разложив салфетки, положив ключи
и т.п. Однако такое поведение по очерчиванию грани­
цы осознают только некоторые люди.
Когда я сама участвую во встрече или семинаре,
я так же быстро расширяю свое пространство: достаю
ежедневник, карандаш и блокнот или ноутбук и раскла­
дываю на столе перед собой. Таким образом я отме­
чаю рабочий радиус — и можно начинать.
Обращайте внимание на то, как ведут себя люди,
входящие в помещение. Из этого вы можете заключить,
какие роли они будут играть в дальнейшем, поскольку
лидеров и стоящих наверху иерархической лестницы
вы сразу узнаете по их властной манере поведения
и очерчиванию пространства.
Территориальные притязания выражаются даже
в положении ног людей. То, как человек стоит, многое
говорит о его статусе. Властные люди часто стоят, ши­
роко расставив ноги, держат спину прямо, колени вы­
прямлены, носки раздвинуты. Таким образом они со­
общают рядом стоящему две вещи: я крепко стою на
ногах, знаю, кто я и что могу, и ни на миллиметр не сой­
ду со своего места; и второе: я стою здесь, не подхо­
ди ко мне близко!
Я уже упоминала, что люди, сидя или стоя с широко
расставленными ногами, привлекают внимание к сво­
им гениталиям. В XVI в. мужчины высокого статуса но­
сили гульфик, пристегивавшийся спереди к поясу и при­
крывавший гениталии, что подчеркивало их высокий
общественный статус.
Однако вернемся к павианам. Вожак стаи при необ­
ходимости показывает эрегированный пенис, чтобы на­
помни о своем высоком социальном статусе.
Среди мужчин, конкурирующих друге другом, есть еще
один известный жест — так называемое поднятие ши­
ринки. Таким образом в присутствии других поправля­
ют брюки. Этот жест, по моему мнению, Майкл Джек­
сон сделал почти пригодным для салона. Любопытно
заметить, что он использовал его тем чаще на своих
концертах, чем более женственным становился сам по­
сле многочисленных операций для создания красивой
внешности.
Рамки — менее навязчивый, но относящийся к разряду
производящих впечатление мужских жестов. При этом
большие пальцы находятся на застежке, ремне или в кар­
манах брюк.
Остальные пальцы, находящиеся сверху, образуют
«рамку» вокруг половых органов мужчины и привлека­
ют внимание окружающих.
Приходилось ли вам наблюдать за мужчинами, кото­
рые очень разозлились друг на друга? Что при этом
происходит с их телами? Они выпрямляются, отводят
руки назад и наступают друг на друга. При этом они
демонстрируют размеры тела и ширину грудной клет­
ки — сигнал, который следует воспринимать серьезно,
поскольку в худшем случае им предстоит борьба.
Люди, как и животные, пытаются казаться больше,
чтобы территориальные притязания были более зна­
чимыми и право было на их стороне. В животном ми­
ре мы наблюдаем это у птиц, собак и горилл. С тех
пор как по телевизору стали показывать бокс, мы ви­
дим боксеров, которые надсаживают грудь и бьют
по ней, чтобы продемонстрировать притязания на
победу.
По манере сидеть тоже можно понять, кто здесь глав­
ный. Люди высокого ранга уверены в себе и заполняют
при этом все пространство, чуть ли не лежа на стуле,
широко расставляя или раздвигая ноги и выворачивая
колени наружу. Таким образом они выражают свою
власть, невозмутимость и бесстрашие.
М анера сидеть на двух стульях также относится к же­
стам, которые выдают властность, уверенность и пре­
восходство. Начав заниматься исследованиями, я слов­
но заново узнала саму себя, поскольку мне свойствен
этот жест.
Я и захват пространства — нет, я бы никогда о себе так
не подумала! Но как верно сказано: «Язык может лгать,
а тело — никогда…» Убеждена, что вы тоже узнаете что-
нибудь новое о самом себе!
Так называемая четверка — положение сидя, которое
демонстрирует юность, эластичность, но также и пре­
восходство. При этом одна нога лежит на другой.
Положение кобры, при котором ноги раздвинуты или
одна лежит на другой в позе четверки. Руки сложены за
голову — это напоминает капюшон змеи, по имени ко­
торой она и названа. Как кобра готовится напасть, так
и это положение предполагает сигнал: внимание! Здесь
я — босс!
Недавно в аэропорту я наблюдала за молодым чело­
веком, который сидел в позе кобры, так что остальным
пассажирам было неудобно проходить со своей руч­
ной кладью мимо него. Разумеется, это пассажир пер­
вого или бизнес-класса, подумала я, и действительно,
при посадке в самолет он долго блокировал проход
в салон бизнес-класса, пока не уселся с полным ком­
фортом и не занял свою территорию, — настоящий че­
ловечек номер один!
Опора: однажды, сидя у стойки администратора в го­
стинице и ожидая клиента, я стала свидетельницей сле­
дующей сцены. Один из проживающих в этой гостини­
це тихо подошел к стойке администратора и стал
ругаться. Ш ироко расставив ноги и довольно громко
крича, он сообщил администратору гостиницы, что не
удовлетворен качеством своей комнаты. Администра­
тор вежливо дала понять, что гостиница забита и она,
к сожалению, не может поменять комнату. Тогда он
потребовал сделать это, подкрепив свои слова же­
стом руки, в то время как вторая рука опиралась на
стойку администратора. Верхняя часть его тела дви­
галась вперед и в конце концов перешла за видимую
часть стойки.
Человек хотел подчеркнуть свою точку зрения и до­
биться своего.
Когда ваш клиент или коллега использует подобную
жестикуляцию, рекомендуется не становиться в позу,
а действовать особенно осмотрительно. Это, как пра­
вило, разряжает обстановку.
К жестам, которые делают человека больше, шире
и физически сильнее, относится также пара типичных
жестов с участием локтей.
В XVII в. поза с разведенными в стороны предплечьями
была типична для людей высших слоев общества. М но­
гие выдающиеся личности запечатлены на портретах
именно в такой позе.
Рука на бедре: локоть при этом образует тупой угол,
ладони упираются в кость бедра. Этот жест может быть
выполнен одной или двумя руками. Язык тела в нашей жизни
Один управляющий усадьбой в Южной Африке, где
я написала большую часть этой книги, часто принимал
такую позу при общении со мной. Сам по себе круп­
ный сильный мужчина, с помощью жестов он хотел при­
дать себе значимости.
Сначала я задавалась вопросом, почему человек
в его положении проявляет такое отношение к террито­
рии. Я начала осторожно расспрашивать и постепенно
узнала его историю. Он рос на ферме, где было много
свободного места; в маленьких комнатах, лифтах или
самолетах он ощущает боязнь замкнутого пространства
и чувствует себя угнетенно. Кроме того, в свое время
он работал начальником личной охраны при южноаф­
риканском правительстве. В его задачи входила защи­
та жизни политиков высокого ранга вплоть до исполь­
зования собственного тела. Его телодвижения связаны
с переживаниями детства и его прежней работой. Узнав
его историю, я многое поняла и была поражена тем, как
много о нас может рассказать наше тело.
Разведенные локти: вы, несомненно, знаете людей,
которые, ни с кем не считаясь, любыми средствами
прокладывают себе путь, в буквальном смысле локтя­
ми расталкивая окружающих. Локти можно использо­
вать для этого, но не столь явно. Однако такой прием
следует воспринимать серьезно, и с людьми, которые
его применяют, шутить не стоит.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.