Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха

Упражнение «Фиксирование мыслей»

Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не смо­жет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.

Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следи­те за ритмом дыхания… воздух входит… выходит, что сопровождается мягким звуком «с-с-с». Обратите вни­мание на мысль, которая пришла вам в голову. Назови­те ее как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните ее, закройте глаза и снова со­средоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении вы лишь прощу­пываете почву, а не создаете полноценные идеи. Выпол­няйте упражнение в течение тридцати минут.

Теперь взгляните на записи и проанализируйте их. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч


света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум по­ливальной машины); какой — телесные ощущения (лег­кость дыхания, чувство холода в ногах); какой — соб­ственно мысли. Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в сознании мысли.

Обратите внимание, сколько среди них планирую­щих, т. е. мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам надо сделать.

Сколько мыслей, тревожащих вас?

Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но же­лательных ситуациях, отношениях, событиях?

Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?

И наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые одерживали верх над вами, т. е. мешали вы­полнять инструкцию, требовали остановки и длитель­ных размышлений? Именно эти мысли имеют над нами власть.

Время, которое вы проводите в размышлениях, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но пре­жде всего необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете.

Было бы замечательно, если бы мы могли полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве посто­роннего наблюдателя, стоящего за плечом и время от времени спрашивающего: «Эй, о чем ты сейчас дума­ешь?» Например, когда вы слышите бой часов, вы мо­жете спросить себя: «Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?», «Чего я хочу в данный момент?»

Также можно использовать телефонные звонки. Услы­шав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуе­те в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы

 

257

 

ваши предположения относительно того, кто звонит? Если вы не признаетесь себе, что ждали звонка Сергея, то не будете готовы к тому легкому враждебному чув­ству, которое невольно испытаете, услышав голос Ан­дрея вместо Сергея.

Если же вы сосредоточитесь на своих мыслях и чув­ствах до телефонного разговора, то сможете лучше по­нять, чего вы в действительности хотите, и ваше взаи­модействие будет успешнее.

Мы способны полностью осознавать происходящее каждую секунду. Это можно проиллюстрировать с по­мощью такого простого занятия, как мытье посуды.

Если мы моем посуду и думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закон­чить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду. Фактически мы совершенно не способны радоваться жизни, когда стоим возле мойки. Если мы не можем мыть посуду, полностью включаясь в это занятие, есть вероятность, что мы не сможем и выпить чашку чая, полностью включаясь в это занятие. Пока будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате не спо­собны в полной мере ощущать себя в конкретный мо­мент бытия.

А о чем думаете вы, уважаемый читатель, когда моете посуду?

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут баталии и борются за власть различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит, что сегодня нужно заниматься, другой зовет в кино, а в это время третий рассуждает о смысле бытия.


Многие психологи, создавая свои теории, учитывали эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд на­зывает первый голос Сверх-Я, второй — Оно; Фриц Перлз, соответственно, — Собака-сверху и Собака-снизу; Эрик Берн — Родитель и Ребенок.

Эти теоретические системы очень полезны, но недо­статок состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности и таким образом сглаживаются индивидуаль­ные особенности отдельного человека. Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоян­но высказывает требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей без­защитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т. д.», — характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному кон­кретному человеку.

В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особен­ности могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания цельной личности. Сила каждого желания и соответ­ствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Число сублич­ностей в каждом человеке весьма велико. Есть сублич­ности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Ро­дитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т. д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, на­пример Пешеход, Пассажир, Водитель.

У каждого человека есть несколько субличностей, отличающихся от субличностей других людей.

 

Давайте на практике попытаемся идентифициро­вать некоторые из ваших субличностей при помощи упражнения..

Категорія: Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.