Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950— 1990-е годы: Т. 2

1. Постмодернистские тенденции в поэзии

Именно на территории поэзии состоялась первая атака по­
стмодернизма на рубежи официальной культуры. Еще в 1982 —
1986 годах происходят публичные выступления и появляются пер­
вые публикации И.Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, позднее
в центр внимания выдвигаются такие поэты, как Д. Пригов, Л. Ру­
бинштейн, Т. Кибиров, Е. Шварц, В.Друк, В.Коркия, Н.Иск-
ренко, Т. Щербина, И.Кутик, В.Кальпиди. Возникла даже свое­
образная «популярная версия» новой поэзии, представленная по-
этами-«иронистами» И.Иртеньевым, В.Салимоном, В. Вишнев­
ским. Поразительным в широком интересе публики, который эти
поэты завоевали в конце 1980-х годов, было то, что, в отличие от
поэзии «шестидесятников», лирика нового поколения была ли­
шена ораторского и публицистического начал. Появление этой
поэзии вызвало критическую дискуссию («Литературная газета»,
1984) о «сложной» поэзии и о праве поэта быть «непонятным»
читателю. Не зная в большинстве случаев о постмодернизме, эти
поэты называли себя авангардистами и метафористами (К. Кед­
ров даже настаивал на термине «метаметафоризм»), подчеркивая
свое активное противостояние не только официальной, но и тра­
диционалистской эстетике в целом1. Неудивительно, что эта по­
эзия подвергалась шельмованию в таких консервативных издани­
ях, как «Молодая гвардия», «Наш современник», «Литературная
Россия». Но показательно, что и лидеры либеральной словеснос­
ти 1960— 1980-х восприняли наступление «новой волны» как опас­
ность для своей позиции2. Так, например, И. Роднянская, ведущий
критик «Нового мира» 1980—1990-х годов, в статье «Назад — к
Орфею!» предъявила новой поэзии упреки в том, что в ней «сме­
щаются и оползают самые основания поэтического творчества»,
утрачивается представление о служении поэта обществу, зараста­
ет дорога к подлинной новизне и самое главное — предается заб­
вению извечное предназначение поэтического творчества: «быть
одолением звуком, словом и смыслом заданных жизнью обстоя­
тельств»3.
1 Обстоятельный обзор критических работ о постмодернистской поэзии сде­
лан в книге: Постникова Т. В. Если ты носишь начало времен в ушах… — М., 1995.
2 В предисловии к американской антологии новой русской поэзии «Третья
волна» (Third Wave. The New Russian Poetry / Ed. by Kent Johnson and Stephen M.
Ashby. — Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1992) Алексей Парщиков и
Эндрю Вахтель вспоминают, как в 1984 году на поэтическом вечере, устроенном
«Литературной газетой», Евгений Евтушенко набросился на Александра Еремен­
ко за то, что последний осмелился прочитать неапологетические строки по поводу
самоубийства Маяковского («Как говорил поэт, “сквозь револьверный лай” (за­
метим на полях: и сам себе пролаял)…»). Освистанный публикой, поддержавшей
Еременко, Евтушенко покинул зал с криком «Хиппи дискотечные!» (Р. 6).
3 Новый мир. — 1988. — N° 3.
426 Если первые публикации этих поэтов состоялись в «тамиздате»
(парижский журнал «А—Я»), а в основном в «самиздате» начала
1980-х (единственное, пожалуй, исключение — сборник Ивана
Жданова «Портрет», вышедший в издательстве «Современник» в
1982 году), то в период «гласности» постмодернистские стихи
сначала появились в «экспериментальных» изданиях типа «Испы­
тательного стенда» журнала «Юность» или экспериментального
выпуска журнала «Урал» (1988, № 1), в альманахах «Зеркала»
(1989), «Весть» (1989), «Вестник новой литературы»; позднее выш­
ли персональные сборники всех сколько-нибудь заметных пред­
ставителей этого направления. Примерно в конце 1980-х для Ере­
менко, Кибирова, Жданова, Пригова, Рубинштейна открылась
возможность публиковаться на страницах авторитетных «толс­
тых» журналов — «Знамени», «Нового мира», «Дружбы народов».
В 1990-е годы лирики «новой волны» заняли место современных
классиков и законодателей эстетических вкусов, что было под­
тверждено присуждением им авторитетных литературных премий
(немецкая Пушкинская премия 1993 года — Дмитрию Александ­
ровичу Пригову и Тимуру Кибирову, Малый Букер и Антибукер
1996 года — Сергею Гандлевскому, Антибукер 1997 года — Тиму­
ру Кибирову, премия Академии современной русской словесно­
сти им. Аполлона Григорьева 1997 года — Ивану Жданову).

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.