Первые шаги нового государя были реакцией против
ряда проявлений павловского деспотизма, возвещенной
манифестом об управлении «по законам и по сердцу Ека
терины Великой». Составлен этот манифест одним из
деятелей екатерининской школы, Трощинским, и хоро
шо выразил, чего ждали от Александра, чем можно было
оправдать переворот. В марте, апреле и мае 1801 г. из
даются спешно, в первые недели ежедневно, повеления,
смысл которых, по выражению современника, «в трех
незабвенных словах: отменить, простить, возвратить».
Официально пояснялось, что распоряжения эти направ
лены «к восстановлению всего того, что в государстве
по сие время противу доброго порядка вкоренилось».
30 марта последовало учреждение «непременного сове
та» для рассмотрения государственных дел и постанов
лений; на этот совет возлагались, по смыслу данного ему
наказа, пересмотр всех законов и постановлений и выра
ботка проектов необходимых перемен и улучшений. Этим
как бы предполагалось, что именно совет станет органом
преобразований, намеченных Александром, а наименова
ние его «непременным» указывало на его органическое,
определенное учредительным законом участие в подго
товке и осуществлении актов государственной власти.
Однако совет сразу на деле отнюдь не получил такого
значения. Император продолжает принимать личные до
клады по отдельным ведомствам, входя в дела и давая
свои повеления, а в совет поступали, по выражению гра
фа А. Р. Воронцова, только такие дела, «коих докладчи
ки сами делать не хотели». В том же направлении ра
зыгралось более громкое дело о «правах Сената». 5 июля
1801 г. Александр потребовал, чтобы он представил «до
клад о своих правах и обязанностях». Указ пояснял, что
государь смотрит на Сенат как на верховное место пра
восудия и исполнения законов, а между тем видит, как
«права и преимущества» этого учреждения подверглись
искажению, что привело «к ослаблению и самой силы
закона, всем управлять долженствующего». Исходя из
168 таких предпосылок, Александр заявлял, что надлежит
выяснить нарушенные права Сената, устранить все, что
было введено в отмену и в ослабление их, для того, что
бы утвердить полномочия Сената как «государственный
закон», а сам он «силой данной ему от Бога власти по
тщится подкреплять, сохранять и соделать его навеки
непоколебимым». Сенат, который давно превратился
в «сборное только место высочайших распоряжений» да
решал «маловажные дела», так как все бплее существен
ное шло и при Екатерине и тем более при Павле на «вы
сочайшее усмотрение» по докладам генерал-прокурора
или через начальников отдельных ведомств, отозвался на
призыв Александра обширными притязаниями как в за
конодательстве, так и в распоряжении бюджетом, и в су
дебном деле, до окончательного утверждения омертных
приговоров. А. Р. Воронцов представил Александру свои
пояснения, сводившиеся к тому, что ни «целость» обшир
ного государства, ни «спокойствие и личная безопас
ность» его граждан не могут быть обеспечены под вла
стью самодержавного государя, а необходимо установ
ление прав Сената», от чего «зависит и будущее
устройство России и, быть может, самое доверие, какое
должно иметь к управлению». Так люди старой школы
XVIII в. мечтали не только вернуть Сенату его значение
махового колеса всей системы управления, но и утвер
дить ее на «незыблемом», «основном» законодательстве
и указывали в этом путь к восстановлению правитель
ственного авторитета и доверия к власти, а также к даль
нейшему «устройству» России. Не укрылось от поклон
ников Сената-противоречие между их мыслью и учреж
дением «непременного совета»; тот же Воронцов пояснял
Александру, что совету не подобает никакая само
стоятельная роль; он должен быть только «приватным»
совещанием «между государем и теми, коих он своею до
веренностью удостаивает», — прежде всего с управляю
щими отдельными ведомствами, «так, как советы во всех
монархических порядочных правлениях устроены бы
вают».
Но если и учреждение совета и постановка вопроса
о правах Сената могли быть поняты высшей вельможной
бюрократией как готовность молодого государя отдаться
под ее руководство и даже утвердить это руководство на
незыблемом основании государственного закона, то она
очень скоро разочаровалась в своих надеждах и расче
169 тах. Не развернулось по первому замыслу значение со
вета, но не были утверждены и «права» Сената. Начатое
брошено в полуделе. Организация правительственной
работы пошла иным путем.
У Александра с юношеских лет было намечено свое
правительство. Помимо старшего поколения екатеринин
ских дельцов, помимо людей времени Павла, вне круга
требовательных опекунов — хранителей традиции и тем
более кандидатов во временщики из деятелей переворо
та, Александр призывает давних трех «друзей» — Стро
гонова, Новосельцева, Чарторыйского — и четвертого —
В. П. Кочубея — к ближайшему сотрудничеству с собой
Не в среде влиятельных официальных учреждений, пуб
личных органов власти, а в интимном, негласном коми
тете будет разрабатываться программа нового царство
вания. Предполагались серьезные реформы, которые
водворят в государстве порядок и законность, преобра
зуют социальный строй и поднимут просвещение, развя
жут силы страны для подъема ее производительных
и культурных средств. Но первым правилом всей рабо
ты принято, что все намечаемые преобразования долж
ны исходить не от какого-либо учреждения, а лично от
императора, и потому необходимо, чтобы не только ни
кто не занимался их подготовкой и обсуждением помимо
особого его поручения, но чтобы вся предварительная
работа велась вполне секретно, пока готовая мера не бу
дет обнародована в форме императорского указа. Этим
преобразователи думали охранить свободу своего твор
чества, независимость императора от давления окружаю
щей среды, преждевременных кривотолков и оппозиции,
преувеличенных ожиданий и скороспелого недовольства;
законченные и опубликованные меры обществу придется
принять как акты верховной власти, получившие закон
ную силу. «Абсолютная тайна» была особенно необходи
ма, по мнению Строгонова, потому, что надо было не
только тщательно обсудить намеченные преобразования
но существу, но еще «познать в совершенстве истинное
состояние умов и приноровить реформу таким образом,
чтобы осуществление ее вызвало всего меньше недоволь
ства». Преобразовательная работа, к которой только со
бирались приступить, была сразу скована напряженным
опасением, как бы не вызвать слишком определенного
разлада между правительством и преобразуемой обще
ственностью. Резкие отзывы о дворянской массе, какие
170 читаем в заметках Строгонова по поводу занятий неглас
ного комитета, недоверчивая оглядка на ее вельможные
верхи — характерны для всей тогдашней обстановки.
Память об 11 марта была еще слишком свежа. И ря
дом — другая черта, столь же, если не более, существен
ная: группа сотрудников Александра, которую он, в шут
ку, называл «комитетом общественного спасения», а сер
дитые критики бранили «якобинцами», принадлежала
к той же среде крупной аристократии и готова была ид
ти только на минимум необходимейших преобразований,
и то с большой постепенностью и без малейших «потря
сений», признавая, что иначе лучше ничего и не делать.
Теоретическое понимание коренных пороков самодержа
вия и крепостничества теряло силу и значение при раз
работке мер к преобразованию, потому что его хотела
провести без сколько-нибудь заметного разрыва с осуж
даемым в принципе строем отношений. Немудрено, что
искомый минимум расплывался и улетучивался при об
суждении. Александра, воспитанного в двойной школе —
просвещенного абсолютизма и военного деспотизма, —
манила мечта о роли благодетельного диктатора, а при
ходилось, с первых же шагов правления, усваивать
теорию и практику приспособления всех проектов и ме
роприятий к интересам и настроениям господствующего
общественного класса. Понятно, что в таких условиях
единственной реформой, получившей и осуществление
и подлинное значение, оказалось преобразование цент
рального управления с целью усиления центральной вла
сти. Раз эта власть предполагала приступить к широким
преобразованиям и не рассчитывала при этом на под
держку широких общественных кругов, она сугубо нуж
далась в исполнительных органах, деятельных и приспо
собленных к проведению в жизнь ее предначертаний.
Такими органами и должны были быть министерства,
учрежденные указом 8 сентября 1802 г. Этим уравнове
шивалось то перенесение центра тяжести управления из
центра в области, которое явилось результатом екатери
нинской губернской реформы. Завершалась организация
бюрократической системы управления, с обеспечением
для монарха возможности лично и непосредственно ру
ководить всем ходом дел через министров, им назначае
мых, перед ним ответственных, с ним непосредственно
связанных в порядке личных докладов и повелений.
Учреждение министерств связывалось для негласно*
171 ги комитета, прежде всего, с задачей организовать ак
тивную и сильную центральную власть, способную дер
жать в руках все государственные дела и успешно рабо
тать над переустройством порядков управления и всех
внутренних отношений. Этим выполнялся план админист
ративной реформы, не только намеченный Павлом, но,
в значительной мере, проведенный при нем в жизнь, так
как уже при нем ведомства «министров», «главных ди
ректоров» и т. п. захватили почти все отрасли централь
ной администрации.
Но, с другой стороны, то же учреждение министерств
понималось как первый только шаг к преобразованию
управления на новых началах. Предстояло обеспечить
планомерное единство всей правительственной работы
и утверждение начала «законности» в действиях управ
ляющих властей. Достижение обеих целей связывалось
с идеей о верховном учреждении, которое объединяло бы
работу всех ведомств своим руководством, вырабатыва
ло бы новые законодательные нормы, систематически по
полняя и преобразуя действующее законодательство,
и в то же время своим контролем и надзором обеспечи
вало бы закономерность ведения и разрешения всех дел.
Организация этих функций центральной власти, с объ
единением их в одном учреждении или с разделением их
между Сенатом и непременным советом, должна была
устранить «самовластие»: устранить или хотя бы «умень
шить зло, которое (как писал Строгонов, повторяя мысль
Александра о стране-игрушке в руках безумцев) может
произойти от различия в способностях тех, кто стоит во
главе государства», а также избавить политику власти
от случайных влияний и произвола временщиков. Само
державие должно было стать «истинной монархией».
Однако несомненно, что конституционная подкладка по
добного хода мыслей и его коренное внутреннее противо
речие, его половинчатость, — были ясны деятелям нача
ла XIX в. Они понимали, что гарантии законности
связаны, по существу, с той или иной степенью обобщест
вления власти. Строгонов указывал на иллюзорность
подобного значения бюрократических учреждений, так
как оно может подлинно принадлежать только «полити
ческой организации и общественному мнению». Сперан
ский, разрабатывая — по особому поручению и в связи
с занятиями негласного комитета в 1803 г. ■*- проект
устройства правительственных учреждений, указывал на несовместимость «истинного монархического правления»
с сохранением «верховного начала», по которому в лине
государя объединяются власти законодательная и ис
полнительная и распоряжение всеми силами государст
ва, и сводил смысл намечаемых преобразовании к та
кой внешней организации «правления самодержавного»,
при которой оно будет только «покрыто формами, к дру
гому порядку принадлежащими». И с такими суждения
ми сходились видные представители враждебной неглас
ному комитету группы сановников старшего поколения.
Трощинский указывал, что учреждения бюрократические
всегда будут орудием самовластного правления, пока не
существует «законных установлений для сосредоточения
массы народной» и чиновничество не встречает «проти-
вуборствия» ни в «сословии зажиточных людей» (т. е.
в буржуазии), ни «в классе простолюдинов». Другие
представители той же консервативной группы указыва
ли, что только «избранный» Сенат, составленный из
представителей общества, сможет быть оплотом «прав
политических».
Последовательно продуманная «истинная монархия»,
отличная от «деспотии», превращалась в монархию кон
ституционную с народным представительством. «Народ
ным»?— В крепостнической стране представительство,
без коренной социальной реформы, начисто отдало бы
власть в руки дворянства. Превращение самодержавной
монархии в правовое государство возможно, так выразил
эту мысль Сперанский, при условии «государственного
закона, определяющего первоначальные права и отно
шения всех классов государственных между собою», за
кона, обязательного для правительственной власти, не
зависящего от ее усмотрений. О таком провозглашении
в день коронации Александра прав русского гражданина
рассуждали его советники по его личному настоянию, но
и то свели набросанный проект к некоторым гарантиям
от судебного и полицейского произвола да к определению
порядка публикации новых постановлений о налогах.
Ничтожество этого проекта по содержанию сделало его
мертворожденным. Все эти споры, суждения, предложе
ния и разногласия были для Александра школой поли
тической мысли, проверкой ранее усвоенных понятий
и воззрений. В итоге у него сложилась своя, довольно
определенная точка зрения на желательный строй отно
шений между властью и обществом, своя политическая программа, принципиальные основы которой он пытался
отстаивать почти до конца своей жизни и проводить в сво
ей политике, как внутренней — русской, — где дело так
и не пошло дальше проектов, так и общеевропейской,
в которой она дала более реальные результаты, так же
как и в отношении к окраинным областям империи, наи
более «европейским» из его владений. Сложилась свое
образная теория о «законно-свободных» учреждениях
как норме политического строя, обеспечивающей условия
мирного развития страны и их охраны как от революци
онных потрясений, так и от правительственного деспо
тизма. Коренная утопичность этой теории привела Алек
сандра к ряду конфликтов с русской действительностью,
до почти полного внутреннего разрыва с нею, а в меж
дународных отношениях определила его основные стрем
ления, которые завершились полным банкротством,
опять-таки на почве расхождения с реальной действи
тельностью; выразилась она и в тех, и в других в ряде
фантастических проектов, запутывавших Александра
в безысходной сети противоречий с самим собой и с окру
жающими — до полного срыва личной жизнеспособности
в последние годы и уединенной от мира кончины в дале
ком Таганроге.
Утопия — это форма мышления о жизни, ее отноше
ниях и устройстве, которая стремится разрешить или,
вернее, «снять» ее противоречия, согласно тем или иным
идеальным требованиям, вне условий реальной возмож
ности, без их достаточного учета, даже, обычно, без до
статочного их понимания. У Александра были свои «иде
альные» требования, и он упорно искал данных для их
осуществления силой находившейся в его руках’огром-
ной власти. Питомец XVIII в., он пытался разрешить за
дачу такой полной и окончательной организации госу
дарственной жизни, чтобы в ее твердо установленных
рамках и формах нашли свое спокойное, равномерное те
чение мятежные волны все нараставшей борьбы проти
воречивых стремлений и интересов. Утопическая задача
умиротворения внутренней борьбы — в век напряженно
го раскрытия классовых противоречий в ряде революци
онных потрясений и борьбы международной — в век на
раставшей ломки установившихся государственных гра
ней получила в его сознании решение, неизбежно также
утопическое.
Для историка данной эпохи легко вскрываются под действиями Александра, которым он подыскивает и дает
идеологическое обоснование, весьма реальные мотивы:
во внутренней политике стремление власти к самосо
хранению и самоутверждению в ряде компромиссов с гос
подствующими в стране интересами, во внешней — моти
вы государственного эгоизма, определяемые экономиче
скими, финансовыми, территориально-политическими
интересами данной страны. Но для биографа Александ
ра существенны эти идеологические обоснования и как
культурно-историческая черта эпохи, и как прием поли
тики, и, наконец, как проявление изучаемой индивиду
альности, типичной для своего времени.
На идеологии Александра ярко отразилось влияние
того, что было выше названо пройденными им двумя
школами: Екатерины и Павла, Лагарпа и Аракчеева.
Обычно недооценивают, даже не замечают того, что в его
психике и в его мировоззрении эти два влияния, каза
лось бы столь противоположные, не только сочетались
механически, создавая ряд перебоев в его настроениях, но
слились органически, сведенные к некоторой идеологи
ческой цельности. А это — черта не только основная для
понимания характера и воззрений Александра, всех пе
рипетий его деятельности и его «противоречий», но и та
кая, которая не была его индивидуальной особенностью,
а характерна для многих деятелей его времени. Дело
в том, что в итоге обсуждения преобразовательных про
ектов негласным комитетом получилась программа, со
гласно которой не только правительство, но именно лич
ная власть государя должна быть единственной активной
силой нововведений, без какого-либо участия общест
венных элементов, хотя бы уполномоченных самою же
верховною властью, или даже высших правительствен
ных учреждений: в их личном составе видели проявле
ние независимой от этой власти дворянской обществен
ности, с которой приходилось считаться, но от давления
которой желательно было, по мере сил и возможности,
освободиться. Начать работу решили с упорядочения
и усиления администрации, подготовляя в то же врем*
законодательную работу, которая установит в стране но
вые порядки и отношения, а затем только, когда вся эт*
творческая часть дела будет завершена, придет череп
для конституции, под которой разумели систему «основ
ных» законов, охраняющих установленные в действую
щем законодательстве порядки, права и отношения 01
175 их нарушения каким-либо произволом. Эти конституци
онные законы характерно означали термином законов
охранительных, консервативных (Lois conservatrices).
Конституция, которую надо подготовить путем сравни
тельного изучения всех существующих на Западе кон
ституций и сводки их принципов, может быть введена —
на этом особенно настаивал Александр — только после
того, как будет закончена выработка свода законов, их
стройного, внутренне цельного кодекса, исчерпывающе
го правовое определение всех отношений. Конституцион
ный строй, в таком понимании, рассматривался отнюдь
не как организация общественных сил для активного
и творческого участия в правлении, а как система гаран
тий существующего порядка от каких-либо потрясений,
откуда бы они ни шли — сверху или снизу. Законность —
опора и форма общественной дисциплины, опора и авто
ритету власти, которая и сама откажется от усмотрения,
от ломки и нарушения признанного и действующего пра
ва, когда закончит свою организующую работу, когда
иссякнет надобность в ее самодержавной диктатуре.
А в боевое время, пока эта диктатура нужна для много
сложной подготовительной работы к грядущему преоб
разованию, власть должна быть сильной и свободной
в своих действиях. Общественная дисциплина, которая
когда-нибудь, со временем, будет построена на началах
конституционной законности, сводится — пока — к пол
ной покорности велениям власти, по образцу дисципли
ны военной. В идеале — это должна быть покорность «не
за страх, а за совесть», но такой идеал достижим опять-
таки, когда закончится введение новых порядков и об
щество проникнется их благодетельными началами, т. е.
переродится в новую породу людей. До этого еще дале
ко. Окружающая среда полна настроений и интересов,
враждебных преобразованиям, сотрудники то и дело
создают только препятствия, людям нечего верить. Из
впечатлений юности, из дальнейшего опыта Александр
вышел с настроением, которое выражалось иной раз в та
ких суждениях: «Я не верю никому, — говаривал он, —
я верю лишь в то, что все люди — мерзавцы», повторяя
сходные мнения Павла.
В письме, предназначавшемся для Джефферсона,
президента Северо-Американских Соединенных Штатов,
Лагарп писал об Александре в 1802 г., что «в настоящую
минуту он серьезно занят устройством механизма сво
176 бодного правления, преобразовывая администрацию та
ким образом, чтобы она стала сначала носителем про
свещения, а затем вводила понятия гражданской свобо
ды»; так осмысляли «преобразователи» с Александром
во главе учреждение министерств. В начале 1803 г. обна
родованы «Предварительные правила народного просве
щения», подробнее развитые в уставах 1804 г. Введена
широкая организация учебного дела, осуществлявшая,
с частичными изменениями, образовательный план Ека
терины. Россия разделена на 6 учебных округов, в цент
ре учебного дела каждого из них должен стать универ
ситет, в связи с ним — общеобразовательные средние
школы по губернским городам, а ниже — подготовитель
ные школы, уездные и народные: цельная система еди
ной, общеобразовательной и всесословной школы. Выс
шие учебные заведения должны были насаждать новые
знания и новые идеи, распространяя их в глубь всех сло
ев населения. Посев для будущего русского просвещения
был значителен; но для ближайшего времени — постро
енная форма лишь медленно стала наполняться некото
рым содержанием, а жизнь — претворять ее на свой лад,
подчиняя, напр., всесословную школу началу сословно
сти, и не столько сама претворялась под действием про
свещения, сколько его претворяла на свой лад. Отклик
нулось правительство на новые интересы также покро
вительством изданию таких книг — за 1803—1806 гг.,—
как перевод евангелий экономического и политического
либерализма — трудов Адама Смита и Иеремии Бента-
ма, Беккариа и «Конституции Англии» Делольма, клас
сического образца республиканской доблести — Корне
лия Тацита и т. п. Александр имел в конце жизни осно
вание сказать, что сам сеял начала тех идей, которые
вскормили движение декабристов. Но для него самого
первые опыты приступа к деятельности, проникнутые
утопической надеждой на быстрый успех, свободный от
борьбы и «потрясений», на «лучший образец револю
ции — произведенной законной властью», стали источни
ком разочарования и раздражения. «Было бы нецелесо
образным возбуждать опасения среди привилегирован
ных сословий, пытаясь создать сейчас что-либо вроде
свободного представительного правления», — внушали
ему со всех сторон. И даже президент Джефферсон
писал ему в 1804 г.: «Разумные принципы, вводимые
12—482 177 угтПчиио, осуществляющие добро постепенно, в той ме
ре, в какой народ ваш подготовлен для его восприятия
и удержания, неминуемо поведут и его, и вас самих да
леко по пути исправления его положения в течение ва
шей жизни».
Теоретическая самонадеянность утописта-идеолога
и самочувствие самодержавного государя одинаково
страдали в Александре от такой постепеновщины. Неог
раниченная власть, проникнутая притом «лучшими» на
мерениями, растерянно останавливалась перед собствен
ным бессилием. «Я не имею иллюзий, — писал Александр
Джефферсону, — относительно размеров препятствий,
стоящих на пути к восстановлению порядка вещей, со
гласного с общим благом всех цивилизованных наций
и солидно гарантированного против усилий честолюбия
и жадности».
Стиль мысли и речи тех времен заставлял представ
лять столкновение идей реформатора с противодействи
ем среды в виде борьбы его «добродетели» с «усилиями
честолюбия и жадности», мечтать о преодолении такого
противодействия силою власти. На деле неодолимая оп
позиция была сильна не только сплоченностью враждеб
ных преобразованию интересов, но и тем, что интересы
эти имели еще крепкую объективную основу в русской
действительности. Так, защитники крепостного права
указывали на значение помещичьего хозяйства в эконо
мике страны, на крупную роль землевладельцев в коло
низации слабо населенных областей и т. п., на помещи
чью Еласть как на необходимую опору в управлении
страной и массой населения, как на социальную основу
имперского самодержавия. Перед Александром стояла
цельная система социально-политических отношений,
в корень противоречащая его принципам, а ее основу
ему пришлось признать с утверждением Жалованной
грамоты дворянству и восстановлением ее после павлов
ских нарушений. Он заявлял в своем негласном комите
те, что сделал это нехотя, что ему претит снабжение
привилегиями целого класса, что он еще мог бы признать
связь привилегий с выполнением службы государству,
но не распространение их на тех, кто ведет «праздную»
помещичью жизнь. В ту пору Александр еще не выходит
из круга политических идей екатерининского «Наказа»—
бюрократической монархии и приспособления дворянст
ва к бюрократическому режиму как личного соста
178 ва гражданских и военных органов власти. Опыт разра
ботки административной реформы в начале царствова
ния не дал ему никакого удовлетворения. Его мысль
ищет явно иных путей для выхода из неразрешимых про
тиворечий. Она останавливается с особым вниманием на
основном аргументе в пользу самодержавия и его дво-
рянско-крепостнической основы—на единстве обширной
империи, управляемой из одного центра. Централизация
усилена учреждением министерств; в этом — усиление
бюрократической организации, которая должна быть
органом независимой, сильной власти. Но вместе с тем
окрепло в Александре ощущение зависимости его личной
волн от вельможных верхов бюрократии, которые окру
жают его своими происками и интригами, ведут свою
политику, действуют за его спиной. Все чаще вырывают
ся в разных беседах слова: «Я никому не верю», все
больше стремится он иметь свои личные способы осве
домления и воздействия на ход дел, противопоставляет
официальным органам своей власти доверенных людей,
которые должны наблюдать за ними, доставлять ему
сведения по личному поручению, как бы — приватно,
наблюдать друг за другом и действовать по личным его
указаниям, вне установленного порядка. Мысль о еди
ном министерстве, о назначении во главу всех ведомств
людей одинакового направления, придерживающихся
единой общей программы, ему глубоко антипатична. При
первом же назначении высших должностных лиц в мини
стерства он противопоставляет министрам из старшего
поколения опытных дельцов, их товарищей из среды
своего личного окружения; так действует и дальше,
стремясь иметь своих личных агентов в разных ведомст
вах — негласных и полугласных, — как в делах внутрен
них, особенно в министерстве полиции, так и в делах
иностранных, которые ведет — в важнейших вопросах—
лично сам через особо командируемых с секретными
инструкциями лиц помимо своих министерств, помимо
своих послов при иностранных дзорах. Все чаще,
и с большой признательностью, вспоминает он наставле
ния Лагарпа, которого «любит и почитает, как только
благодетеля любить и чтить возможно», те наставления,
какие получил от него в 1801г., при вступлении на пре
стол, в ряде писем и записок. А этот республиканец, ко
торый сам с 1798 по 1800 г. стоял во главе управления
Швейцарской (Гельветической) республики, писал ему
12* 179 так: «Ради народа вашего, государь, сохраните непри
косновенной власть, которой вы облечены и которую хо
тите использовать только на большее его благо; не дай
те себя увлечь тем отвращением, какое вам внушает
абсолютная власть; сохраните ее в целости и нераздель
но, раз государственный строй вашей страны законно
ее вам предоставляет, — до тех пор, когда, по заверше
нии под вашим руководством преобразований, необходи
мых для определения ее пределов, вы сможете оставить
за собой ту ее долю, какая будет удовлетворять потреб
ности в энергичном правительстве», надо уметь, научал
Лагарп, разыгрывать императорскую роль (faire L’Empe
reur), а министров приучить к мысли, что они только его
уполномоченные, обязанные доводить до него все сведе
ния о делах — во всей полноте и отчетливости, а он вы
слушивает внимательно их мнения, но решение примет
сам и без них, так что им останется только выполнение.
Глубоко запало в душу Александра это представление
о личной роли императора, да и образец был перед гла
зами яркий: Наполеон — император французов.
Однако на опыте ои скоро убедился, что это — роль
трудная. Бюрократическая машина проявляла огромную,
ей свойственную, самодовлеющую силу; бюрократичес-
ская среда была насыщена своими интересами, в значи
тельной мере дворянскими — классовыми, а в текущем
быту — личными и кружковыми, которые опутывали им
ператора сетью интриг, самого его в них вовлекали и ча
сто налагали на него сложные и напряженные стеснения.
Подчинить себе эту среду, вполне господствовать над
нею и чувствовать себя от нее свободным и выполнить
заветы Лагарна — было постоянной заботой Александра.
Настроения эти еще более определились и обостри
лись в годы сотрудничества с Александром М. М. Спе
ранского. В Сперанском Александр, казалось, нашел се
бе почти идеального сотрудника того типа, о котором
писал в своих заметках П. А. Строгонов, что император
«естественно предпочитает людей, которые, легко улав
ливая его идею, выразят ее так, как он сам хотел бы это
сделать, избавляя его от труда подыскивать ей жела
тельное выражение, и представят ему ее ясно и даже по
возможности изящно». Было у Сперанского еще и другое
ценное для Александра свойство: попович, сделавший
блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и ог
ромной трудоспособности, стоял одиноко на верхах дво рянского общества и вельможной бюрократической
среды, без прочных связей с нею, как человек, всем обя
занный государю и только ему служащий. В эти годы
Аракчеев и Сперанский — две главных опоры Александ
ра, и Сперанский больше, чем Аракчеев, черед которого
был еще впереди.
«В конце 1808 г., после разных частных дел, — пишет
Сперанский в письме к Александру из Перми, — ваше
величество начали занимать меня постояннее предмета
ми высшего управления, теснее знакомить с образом
ваших мыслей, доставляя мне бумаги, прежде к вам
вошедшие, и нередко удостаивая провождать со мною
целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относя
щихся; из всех сих упражнений, из стократных, может
быть, разговоров и рассуждений вашего величества над
лежало, наконец, составить одно целое: отсюда произо
шел план всеобщего государственого образования».
Этот знаменитый «план», который, по-видимому, ни
когда и не был доведен до вполне законченной разработ
ки, был, по существу, действительно, выполнением той
программы работ над проектом русской конституции,
какую Александр наметил в негласном комитете 9 мая
1801 г. С помощью такого сведущего юриста, как Ба-
лугьянский, выполнено изучение целого ряда западно
европейских конституций и выбран из них ряд «принци
пов» для составления конституции русской. Сперанский
был уверен, что свод законов, над которым работала
комиссия под его руководством с осени 1808 г., будет
скоро готов, а по его издании и введении в действие на
очередь станет задача установления в России порядка,
который обеспечит господство законности во всех отрас
лях русской государственной жизни. Такова задача
«плана»: наметить конституционный порядок управле
ния, на началах разделения властей (законодательной,
исполнительной и судебной), признания за всем населе
нием гарантированных ему гражданских прав, а за его
землевладельческими и городскими буржуазными эле
ментами— прав политических, осуществляемых в форме
участия их выборных в центральном и местном управле
нии. Однако, на деле работа и над сводом и над планом
затягивалась, вызывала немало сомнений и возражений.
Александр был склонен поэтому немедля провести
в жизнь часть предполагаемой реформы — преобразова
ние центральных учреждений в завершение того, что
181 было сделано в 1801— 1802 гг. Цель этой предваритель
ной реформы Сперанский определил как задачу «посред
ством законов и установлений утвердить власть прави
тельства на началах постоянных и тем самым сообщить
действию сей власти более правильности, достоинства
и истинной силы». Вопрос о силе правительства всего
более интересовал Александра: ведь и Лагарп ставил
удовлетворение потребности в энергичном правительст
ве критерием для конституционного ограничения власти
в некоторой ее доле, а в «Наказе» своем Екатерина заяв
ляла, что «самое высшее искусство государственного уп
равления состоит в том,чтобы точно знать, какую часть
власти, малую ли или великую, употребить должно
в разных обстоятельствах». Сперанский так определил
это понятие в особом докладе Александру во время ил
совещаний: «Сила правительства состоит в точном под
чинении всех моральных и физических сил одному дви
жущему верховному началу власти и в самом деятель
ном и единообразном исполнении всех ее определений».
Если «сила государства есть масса всех его сил, мораль
ных и физических», то «сила правительства есть соеди
нение и направление сих самых сил к известной и опре
деленной цели». Как бы ни было государство «в самом
себе сильно», оно без силы правительства не может дол
го сохранить себя «в настоящем положении Европы»
(1811). И далее доклад Сперанского развивает целое
учение об устоях государственного абсолютизма: 1) пер
вый источник силы правительства суть законы, если они
оставляют правительству довольно власти для плодо
творного действия, а по нужде — для принятия скорых
и сильных мер, власть должно различать от самовластия,
которое всегда «имеет вид притеснения», даже когда
поступает справедливо; поэтому «правильное законода
тельство дает более истинной силы правительству, неже
ли неограниченное самовластие: оно обеспечивает пра
вительству доверие страны; 2) организация управления,
обеспечивающая ему единство и правильное разделение
дел; 3) воспитание, которое должно быть совершенно
в руках правительства, чтобы подчинить себе и ввести
в свои виды подрастающие поколения; А) воинская сила,
которая в отношении и к внешней безопасности и к вну
тренней силе правительства — есть верх и утверждение
всех других сил государственных», так как без нее ни
законы, ни управление действовать не могут; и Сперан
182 ский добавлял, что «сей род силы правительство наше
имеет в весьма нарочитой степени совершенства». Нако
нец, 5) финансы: «обилие государственных доходов»,
причем Сперанский, под явным впечатлением острой
критики его финансовой политики в разных «опасных
совещаниях», как он их называет, протестует против
«безмерной нежности и чувствительности к нуждам на
родным», против популярничанья в возражениях на ме
ры к увеличению казенных доходов, напоминая, что до
ходы эти нужны власти для защиты и покровительства
частной собственности и что, увеличивая их, правитель
ство только требует возвращения того, что «ложными
советами было от него отторгнуто и в частные руки за
хвачено».
В этом докладе1 Сперанский весьма четко подвел
итог своим беседам с Александром по некоторым, для
Александра важнейшим, темам; получилось цельное
учение о «силе правительства», которая создается госу
дарственным властвованием над всеми . материальными
и духовными силами населения, с опорой в дисциплини
рованной, безусловно покорной силе воинской, в строй
ном бюрократическом управлении, в казенном воспита
нии, подчиняющем «видам» правительства обществен
ные настроения и воззрения, в энергичной экономической
и финансовой политике, подчиняющей себе всю хозяйст
венную жизнь страны, а обеспечена и оправдана должна
быть установлением законности во всем течении дел го
сударственных, с помощью свода законов и конституци
онных гарантий. Последнее представлялось наименее
выполнимым и, при данных условиях, преждевременным.
Правда, Сперанский, в порыве свойственного ему каби
нетного оптимизма, полагал, что было бы «блистатель
нее» закончить выработку всех установлений «плана»
и ввести его в жизнь «единовременно» во всех его частях,
но Александр стоял за большую постепенность реформы.
Решено было пока, как в 1801 — 1802 гг., ограничиться
преобразованием центрального управления.
1 января 1810 г. произошло торжественное открытие
нового Государственного совета. В речи (написанной
Сперанским) Александр назвал это учреждение принад
лежащим «к самому существу империи», а в его уста
ве — его компетенция и устройство определялись «корен
1 Русская старина. Спб., 1902. Окт.— дек. Т. 112.
183
\ ными» законами. Александр объявил совет «средоточи
ем всех дел высшего управления», так как его задача —
соображать эти дела с точки зрения действующего зако
нодательства (отсутствия противоречий и необходимых
дополнений в законах), и все нозые постановления толь
ко через совет должны восходить к верховной власти на
окончательное утверждение и исполнение. При всем
только совещательном значении суждения Государст
венного совета (государь мог утвердить и мнение мень
шинства), оно настолько считалось необходимым, что
в текст публикуемых узаконений введена формула:
«Вняв мнению Государственного совета», — как будто
высочайшие повеления почерпают не юридическую силу,
конечно, но авторитетность свою от участия Государст
венного совета в их выработке.
Летом 1811 г. опубликовано «общее учреждение ми
нистерств», которым организация их приведена в строй
ную систему. Завершить эти реформы предстояло преоб
разованием Сената, с разделением его на судебный как
центр независимого суда, на постановления которого не
должно было быть апелляции к верховной власти, и пра
вительственный, который должен был заменить комитет
министров с упразднением личных их докладов госуда
рю. Этот проект был, однако, отложен и не был осуще
ствлен, хотя Сперанский настаивал перед Александром,
что «без устройства Сената, сообразно устройству мини
стерств, без средоточия и твердой связи дел, министер
ства всегда будут наносить более вреда и ему забот, не
жели пользы и устройства».
На этих работах со Сперанским окончательно выяс
нилось, насколько Александру чужда и антипатична
основная тенденция всей, долго осуждающейся, бюро-
кратическо-конституционной реформы: устранение из
практики самодержавного государства приемов личного
управления, обеспечивавших императору преобладаю
щее влияние во всем верховном управлении. Даже
утверждение безапелляционности сенатских приговоров
сильно смущало Александра: как ему отклонять прось
бы о защите попранного права? А разве Сенат заслужи
вает полного доверия к своим решениям? Ведь и Лагарп
настаивал, чтобы он сохранил за собой право вмеша
тельства в решения судебных учреждений, особенно
высших, чтобы не допускать их до укоренения злоупот
реблений и усиления своего веса за его счет; без рацио нального свода законов, без коренного преобразования
процессуальных порядков не может, настаивал он, быть
речи о независимости русских судебных учреждений. Да
лее, общий смысл реформы 1810 г., для Александра —
умаление личной роли императора в делах правления,
получил особый оттенок, благодаря исключительному
значению, какое приобрела должность государственного
секретаря. Под его управлением стояла государственная
канцелярия, которая имела огромное влияние па направ
ление деятельности совета, так как подготовляла все дела
и доклады. А личное положение государственного секре
таря М. М. Сперанского, ближайшего лица к государю,
превращало это влияние в давление почти неотразимое;
в его же ведении была и Комиссия составления законов,
тем самым обращенная, собственно, в одно из отделений
государственной канцелярии; журналы совета представ
лял государю и докладывал тот же государственный
секретарь Сперанский, влияя на его резолюции своим
освещением всякого вопроса. Государственная канцеля
рия вместе с Комиссией составления законов образовали,
по выражению С. М. Середонина, министерство преобра
зований, во главе которого— не он, Александр, а Спе
ранский.
«Сперанский вовлек меня в глупость, — говорил он
позднее, после разрыва с этим сотрудником своим, — за
чем я согласился на Государственный совет и на титул
государственного секретаря? Я как будто отделил себя
от государства…» И то смущало Александра, что многие
приписывали такое же значение учреждению мини
стерств: в нем, так же как в учреждении совета, наибо
лее консервативные группы видели «хитрый подкоп под
самодержавие», утверждали, что теперь «Россией управ
ляют министры». Александр вспоминал советы Лагарпа
и начинал поговаривать, что «учреждение министерств
есть ошибка». Понятно, что сосредоточение всей мини
стерской работы в Правительствующем Сенате не было
осуществлено. Александр сохранил более подручное се
бе учреждение — Комитет министров, предоставил ему
чрезвычайные полномочия в те годы, когда был сам по
глощен борьбой с Наполеоном (1812— 1815), но, недо
вольный во многом деятельностью его личного состава,
под руководством особого председателя — своего заме
стителя, Н. И. Салтыкова, — он оставил за комитетом
значение средоточия всей правительственной власти, од
185 нако отдал его под суровую и властную опеку Аракчеева,
единственного докладчика государю по всем делам
и фактического автора его резолюций в последние годы
царствования.
Однако, практическое подчинение всего управления
диктатуре Комитета министров, выродившейся в дикта
туру Аракчеева, не означало для Александра отказа от
дальнейшего развития планов коренной реформы всего
политического строя империи. Проделанный опыт преоб
разования центральных учреждений настроил Александ
ра недоверчиво и враждебно к бюрократической центра
лизации, устремившейся к конституционному закрепле
нию своей силы. В ней он усмотрел наибольшую опас
ность для своей утопии соглашения самодержавной
власти с «законно-свободными учреждениями», полноты
личновластного руководства всей политической жизнью
со стороны монарха с предоставлением гражданам прав
политических и гарантии их личных и имущественных
интересов от всякого произвола. В сотрудничестве со
Сперанским, в эпоху работы его над «планом всеобщего
государственного образования», мысль Александра зна
чительно расширилась и обогатилась новыми сведениями
и представлениями, так как «план» Сперанского охваты
вал, действительно, «всеобщее» образование государства,
строя его на реформе местного управления, которого
лишь увенчанием была, и то, по-видимому, не сразу, по
ставлена Государственная дума. Позднее — в 1816 г.—
Сперанский развивает (в письмах к Кочубею и своих за
метках) мысль о новом уставе для управления губерний
как о задаче первоочередной, решение которой неизбеж
но приведет к преобразованию «внутреннего граждан
ского порядка» (Сперанский пришел к выводу, который
цифрами обосновывал, что на дворянстве преобразован
ного строя, соответствующего экономическому и куль
турному подъему страны, не построить) и должно пред
шествовать преобразованиям политическим, чтобы мож
но было их провести в жизнь «с прочною пользою и без
потрясений»; но это были лишь дальнейшие выводы из
положений первоначального плана. Несомненно, что
проблема децентрализации управления рано, хотя бы
и в малоотчетливой форме, стала перед Александром.
Несомненно и то, что много было в ней соблазнительного
для его колеблющейся, ищущей мысли. Интерес к федера
лизму был в нем возбужден еще Лагарпом; он сказался
186 И в их сношениях с президентом Джефферсоном, чтобы
получить более отчетливое представление о политичес
ком и административном строе Северо-Американских
Соединенных Штатов. В годы «тильзитской дружбы»
мысль Александра получила новый толчок в этом на
правлении в связи с вопросом об устройстве новых окра
ин империи, особенно западных — Финляндии, Литвы,
Польши. Возложенная на Сперанского работа над про
ектом финляндской конституции стояла в прямой связи
с планами общего переустройства империи. Можно с уве
ренностью принять «догадку» С. М. Середонина, что
«Финляндии предназначалась такая же приблизитель
но. конституция, которая вырабатывалась тогда и для
всей России», тем более что на «план» Сперанского
в том виде, в каком он до нас дошел, не следует смот
реть как на окончательную схему ее основ. Финляндская
конституция 1809 г. была в замысле Александра лишь
опытом областного применения начал, на которых он
собирался перестроить все свое государство. Конститу
ция обеспечивала населению его гражданские и полити
ческие права, организовывала на автономных началах
местное финляндское управление, но органы верховного
управления, как разъяснял Сперанский финляндцам
в 1811 г., — финляндский совет и должность генерал-гу
бернатора, — были устроены «не по праву конституции,
но по единому усмотрению правительства», а постанов
лениям сейма приписывалось только совещательное
значение, хотя и обеспеченное конституционными узако
нениями; в декабре 1811 г. в состав Великого княжества
Финляндского введена и «старая Финляндия», инкорпори
рованная Россией при Петре и Елизавете. В то же время
обсуждалось, аналогичное с финляндским, автономное
устройство Великого княжества Литовского, вводилось
особое управление в Тарнопольской области — восточ
ной части Галиции, отошедшей к России по Шенбрунн-
скому миру 1809 г., разрабатывалось будущее устройство
Молдавии и Валахии, в присоединении которых к импе
рии были тогда уверены. Бурные годы борьбы с Напо
леоном и переустройства Европы на Венском конгрессе
поставили на очередь польский вопрос, давно занимав
ший Александра, а теперь принявший конкретные очер
тания. Восстановление Польши в той ее части, которая
получила название царства Польского, введение в ней
конституции и открытие первого польского сейма
187 в 1818 г. — были для Александра дальнейшими шагами
в замышляемом им переустройстве империи. Знамени
тая речь его сейму в 1818 г. была общей его деклараци
ей о «законно-свободных учреждениях» (institutions Libe
rales— фр. текста), которые были «непрестанно предме
том его помышлений» и «спасительное влияние» которых
он надеется распространить на все свои владения;
в Польше их оказалось возможным ввести теперь же,
потому что она к тому подготовлена организацией, ра
нее существовавшей в этой стране. Польша дала таким
образом Александру «средство явить его отечеству то,
что он уже с давних лет ему приуготовляет и чем оно
воспользуется, когда начала столь важного дела достиг
нут надлежащий зрелости». Александр призывает поля
ков раскрыть на деле консервативную, охранительную
основу «законно-свободных учреждений», принципы ко
торых напрасно смешивают с революционными, тогда
как они, если осуществлять их разумно и добросовестно,
«совершенно согласуются с порядком». Конституционная
организация Польши, подобно финляндской, была для
Александра шагом к все тому же преобразованию импе
рии. Первой мерой к этой более общей цели намечалось
Александром (еще в «главном акте» Венского конгрес
са, как и в особом трактате между Россией и Австрией
относительно Польши) предположенное им «дарование
этому государству, пользующемуся особым управлением,
внутреннее распространение, какое он найдет удобным».
Под «внутренним распространением» (extension — фр.
текста) разумелось определение территории Польши со
стороны русской империи, так как венскими трактатами
определялись только ее внешние для империи пределы.
Тогда же были заключены между тремя соседними дер
жавами соглашения, которые должны были обеспечить
свободу торгового обмена между «всеми областями и ок
ругами, составлявшими прежнее королевство Поль
ское»,— с пояснением: «…как оно было до 1772 г.». Оче
видно, что Александр не считал территории царства
Польского, как она сложилась из отошедших под его
власть земель бывшего княжества Варшавского, закон
ченным целым, а рассматривал область прежней Поль
ши в пределах до 1772 г., т. е. до первого раздела, как
район, объединенный экономическими и культурными
(польскими) интересами. Такое воззрение на земли, ото
шедшие к России по польским разделам, сказалось
188 и раньше в деятельности Виленского учебного округа,
под управлением кн. Адама Чарторыйского (с 1803 г.),
и позднее — в объединении военного управления запад
норусских губерний с командованием военными силами
царства Польского в руках великого князя Константина
Павловича, а политического — в руках комиссара цо ор
ганизации царства Польского Новосильцева. Подготов
лялось, не иначе, однако, как в связи с общим переуст
ройством империи, объединение всей этой территории
б одну местно-автономную область.
Подготовкой соответственной общегосударственной
реформы был проект 1816 г. о разделении всей империи
на 12 наместничеств; во главе каждого— наместник с об
ширными полномочиями по всем отраслям управления,
с правом приостанавливать исполнение сенатских указов
и министерских предписаний, при их несоответствии
местным условиям, и делать непосредственные представ
ления императору по всем делам через Комитет минист
ров. В то лее время проведено и разделение военных сил
на две армии — северную и южную — и пять отдельных
областных корпусов; кроме литовского, поставленного
в связь с польской армией, это корпуса: финляндский,
оренбургский, сибирский и грузинский (с 1820 г. — кав
казский). Сперанский был прав, когда, привлеченный
по возвращении из почетной ссылки к разработке этого
проекта, характеризовал должность наместника, или ге
нерал-губернатора, как учреждение, стоящее в ряду
высших, по существу центральных государственных уч
реждений: «Министерское установление,— писал он,—
будет иметь два вида: один — общий, в коем все дела
разделяются по предметам, другой — местный, в коем
дела разделяются по округам». На деле получилось бы,
конечно, неразрешимое противоречие между министер
ской централизацией и наместнической децентрализаци
ей верховного управления. Но мысль Александра вполне
раскрывалась не в этом проекте бюрократической де
централизации, которая ему представлялась системой
управления страной при посредстве полномочных и лич
но доверенных лиц, более гибкой, чем громоздкая маши
на министерской организации, а в конституционном про
екте 1818 г. По этой «государственной уставной грамоте
Российской империи», которую Новосильцев спроектиро
вал по поручению Александра, Российское государство
«со всеми владениями, присоединенными к нему под ка ким бы наименованием то ни было» (т. е. и с Финлянди
ей, и с Польшей), разделяется, применительно к области
особенностям населения, географического положения,
нравов и обычаев, особых местных законов, на большие
области — наместничества. Только обе столицы с их об
ластями изъяты из такого деления. Общегосударственное
управление остается за императором, однако, при содей
ствии Государственного сейма и 10 ответственных по
суду за нарушение уставной грамоты министров. Наме
стник управляет при содействии совета из членов, частью
назначенных от министерств, частью избранных от гу
берний; сеймы наместнических областей — орган «на
родного представительства» для рассмотрения местных
узаконений, а иногда, по почину государя, и общих —
избирают «земских послов» в сейм государственный.
Осуществление этого проекта должно было, очевид
но, разрешить, по мысли Александра, две задачи: унич
тожить тяготившую его зависимость императорской вла
сти от столичной вельможно-бюрократической среды
и обеспечить единство империи полным слиянием с нею
Финляндии и Польши. Особые конституции этих стран
должны были бы превратиться, при введении общей им
перской конституции, в «органические статуты», какие
предстояло выработать в развитие государственной ус
тавной грамоты для каждой области. Новосильцев на
бросал уже и проект особого указа о превращении цар
ства Польского в имперскую область по общей консти
туции с переименованием польской армии в западную
армию Российской империи. Заготовил и проект мани
феста, объявляющего эту конституцию и поясняющего ее
начала, с успокоительным заявлением, что эта конститу
ционная грамота не вводит ничего существенно нового
в государственный строй, а лишь упорядочивает и разви
вает присущие ему начала. Незначительный объем пре
доставляемых населению политических прав, сохранение
всей инициативы и всей правительственной силы в руках
государя и его наместников — согласовали в понимании
Александра подобные проекты с сохранением всей пол
ноты самодержавия, которым, он, как личной властью,
жертвовать не думал и о котором в те же годы говорил,
что обязан его вполне передать своим наследникам.
Александр любил говорить сочувственно о свободе,
но понимал ее в духе просвещенного абсолютизма, как
право делать то, что законами дозволено, противопола
190 гая ее только личной зависимости от незакономерного
произвола; ее лучшая гарантия — сила законной прави
тельственной власти; ей не противоположно самодержа-
ние, поскольку его назначение (согласно определению
екатерининского «Наказа») не в том, чтобы «у людей
отнять естественную их вольность», а в том, чтобы «дей
ствия их направить к получению самого большого изо
всех благ». Правда, Александр признал необходимость
подчинения верховной власти конституционным ограни
чениям, но лишь поскольку это необходимо, чтобы стра
на не стала «игрушкой в руках каких-либо безумцев»,
и лишь настолько, чтобы «сила правительства» не потер
пела стеснения в руководящей политической своей дея
тельности. «Законно-свободные» учреждения должны
не стеснять этой силы, а служить ее надежной опорой,
наряду с двумя другими: дисциплинированной и надеж
ной армией и системой народного просвещения, воспиты
вающей граждан согласно с «видами правительства».
Эти две проблемы — о надежности войска и духовном
подчинении общественной массы — получили особое зна
чение для Александра в связи с развитием общеевропей
ских событий. Эти события и его активное участие в них
вообще сильно усложнили его политическую идеологию,
пока не довели ее до полного краха на вопросе, который
все глубже и острее развертывался перед его сознанием:
о взаимных отношениях между Россией и Западом.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: 2. Между Петербургом и Гатчиной
Наступна: 4. Россия и Европа: борьба с Наполеоном