Николай I, несомненно, затрачивал много труда и вре
мени на дела государственного управления и стремился
лично и деятельно руководить им. У него не было ни уиюмчшя, ин доверия к унаследованной от Екатерины
и Орлтп Александра системе бюрократических учрежде
ний. Для этого он слишком хорошо знал внутреннее бес
силие бюрократической машины и глубокую испорчен
ность бюрократической среды. Недовольство плохо
налаженным и уж сильно разлаженным порядком, недове
рие к людям и к общественным группам — психологиче
ская основа николаевского деспотизма. Всякая самосто
ятельность мысли и деятельности представлялась ему
недопустимым «всезнайством и противоречием», и вся
надежда бьуга на строгую исполнительность и беспреко
словное повиновение. В министрах он видел лишь испол
нителей своей воли, а не полномочных и ответственных
руководителей отдельных ведомств. Широко развитая
система министерских докладов «на высочайшее имя» по
самым разнообразным вопросам давала императору
возможность играть роль верховной власти, непосредст
венно распоряжающейся в стране. Он считал своей обя
занностью лично разрешать все сколько-нибудь сущест
венные дела и вопросы. Компетентность предполагалась
как-то сама собой. Николай, подобно Суворову, не до
пускал «немогузнайства» в делах службы, а ведь он на
всю жизнь смотрел как на службу, в том числе и на свою
правительственную деятельность. Он и выработал себе
большую самонадеянность, и всякие вопросы решал
краткими и бесповоротными повелениями. По долгу пра
вителя он считал себя сведущим во всяких делах, «каким
должен быть всякий в его положении». Известен рассказ
о том, как он обошелся с первым государственным бюд
жетом, какой ему представил на утверждение министр
финансов. Николай отнесся к делу с большим внимани
ем, просмотрел все сметные предположения и собствен
норучно переправил ряд цифр, означавших размеры
предположенных расходов; все это было сделано, конеч
но, на глаз, по усмотрению и минутному вдохновению.
Вся постройка бюджета оказалась сбитой и спутанной.
Пришлось министру выяснять монарху, что так, по-обы
вательски, нельзя вести государственное хозяйство,
и представить на утверждение другой экземпляр сметы,
свободный от трудолюбивых, но произвольных поправок.
С годами Николай приобрел много сведений и навыков,
многое уяснял себе, участвуя в комитетах по разным
вопросам, и вырабатывал свои решения с большим вни
манием. Но решение всегда оставлял за собой, как само
286 держец. В существенном он лично направлял свою поли
тику; «он действовал добросовестно по своим убеждениям:
за грехи России эти убеждения были ей тяжким бре
менем»,— записала вдумчивая современница, В. С. Ак
сакова, в годину его смерти. Когда возникали вопросы
более сложные, особенно касавшиеся более или менее
существенных преобразований, проекты передавались
па обсуждение комитетам из лиц доверенных, по лично
му выбору императора. Он следил за ходом обсуждения,
влиял на него сообщением своих мнений, но и сам все
более вживался в тот дух консерватизма, в ту крайнюю
сдержанность перед сколько-нибудь существенными но
выми начинаниями, которые все чаще приводили к бес
плодному исходу комитетских рассуждений. Если же
доходило до нововведений, то намеченные мероприятия
осуществлялись обычно в виде опыта в какой-нибудь
области государства, а затем вносились в Государствен
ный совет в форме законопроектов, по существу уже
одобренных государем, а то просто получали утвержде
ние, помимо совета, резолюцией на министерском докла
де. Эти резолюции на докладах, иногда подробные
и мотивированные, иногда повелительно-краткие, по де
лам общего значения или по отдельным казусам, выясня
ли исполнителям взгляды государя на тот или иной
вопрос и указывали основания для решения впредь од
нородных дел. Это было своеобразное личное законода
тельство императора, которое носило неизбежно отры
вочный и случайный характер. Возникая от случая
к случаю, оно разменивало деятельность верховного уп
равления на множество разрозненных распоряжений
вместо общей планомерной работы. И в среде высшей
бюрократии многие не одобряли такого метода работы
носителя верховной власти. Николая упрекали в том, что
он правит бессистемно, разбивая личным вмешательст
вом всякую планомерность управления, и забывает, что
дело государя — править, а не управлять, общее руко
водство, а не текущее управление. При Николае особен
но ярко сказывалось то свойство самодержавия, которое
осуждал еще Александр I за то, что повеления даются
«более по случаям, нежели по общим государственным
соображениям», и не имеют «ни связи между собой, ни
единства в намерениях, ни постоянства в действиях». Но
Николай считал управление по личной ноле и личным
воззрениям — прямым долгом самодержца. Вопросы
287 • юти. п чпстпые, дела государственной важности и судь
ям отдельных лиц — сплошь и рядом зависели от лично
го усмотрения и настроения государя, который в своих
резолюциях иногда руководился законными основания
ми, а чаще своим личным мнением, полагая, «что лучшая
теория есть добрая нравственность».
Самодержавный принцип личного управления госу
дарством, помимо установленных учреждений, получил
особое выражение в самом строе центрального управле
ния, благодаря первенствующему значению «собственной
Его Императорского Величества канцелярии», ближай
шего органа личной императорской власти. В первый же
год царствования Николай взял в ведение своей канце
лярии все дело законодательства, учредив для этого осо
бое— Второе — ее отделение. Тут была выполнена вся
работа по изданию Полного собрания и Свода законов;
и если, по мысли Сперанского, этим только подготовля
лась дальнейшая задача — переработка собранного и си
стематизированного материала в новое уложение, — то
принципиальный консерватизм верховной власти остано
вил все дело на Своде (если не считать «уложения о на
казаниях»), Во Втором отделении велись вообще все за
конодательные работы и, что еще важнее, через него
испрашивались и получались отступления от законов
или изменения в них по разным поводам «в порядке вер
ховного управления». В непосредственное заведование
своей канцелярии взял Николай и высшую полицию
и учредил для этого знаменитое Третье отделение,
а в связи с ним — Отдельный корпус жандармов с раз
делением всей страны на пять (а затем до восьми) жан
дармских округов. Далее, рядом с Четвертым отделением,
ведавшим так называемыми учреждениями императ
рицы Марии, возникали для разработки отдельных круп
ных вопросов, как, например, устройство быта государст
венных крестьян, управление царством Польским или
Кавказом, особые временные отделения «собственной»
канцелярии и комитеты при ней. Все эти «отделения»
были весьма полномочными органами «чрезвычайного»
управления, через которые верховная власть самодерж
ца действовала помимо нормальной системы правитель
ственных учреждений. Из них особое значение получило,
согласно всему духу охранительной и подозрительной
власти, Третье. Оно ведало «высшую полицию», но по
нятие это толковалось до крайности широко. Наряду
288 г розыском о «государственных преступниках» (а чего
только не подводили под это понятие!), в Третьем отде
лении было сосредоточено распоряжение их судьбою
в тюрьме и ссылке; сюда поступали разнообразные све
дения о «подозрительных лицах» — отнюдь не только
в политическом отношении, но также уголовном и вообще
полицейском; отсюда исходили против них негласные ме
ры надзора и высылки; отсюда следили за всеми прибы
вающими из-за границы и выезжавшими из России;
сюда поступали из всех губерний и жандармских окру
гов периодические «ведомости» о всевозможных проис
шествиях, о более ярких уголовных делах, особенно
о фальшивомонетчиках, корчемниках и контрабандистах;
тут внимательно следили за крестьянскими волнениями,
расследовали их причины и поводы, принимали меры
к их подавлению; тут все усиливалось наблюдение за
поведением литературы, так как цензурное ведомство,
на обязанности которого было «направлять обществен
ное мнение согласно с настоящими политическими обсто
ятельствами и видами правительства» само состояло под
строгим наблюдением и руководством III отделения,
а с 1828 г. сюда была целиком передана театральная
цензура. Идеальным требованием III отделения было,
чтобы ему, а через него его главе — императору, сообща
лось все сколько-нибудь значительное, с полицейской
точки зрения, что происходило во всех углах империи.
Средствами постоянного притока сведений были донесе
ния жандармских округов и общей администрации. Весь
этот пестрый материал докладывался Николаю и вызы
вал большое его внимание, а часто энергичное вмеша
тельство. «Высочайшие» резолюции то и дело требовали
дополнительных сведений по тому или иному происшест
вию, посылались жандармские офицеры (Николай хоро
шо их знал и часто указывал, кого именно командиро
вать) с особыми полномочиями для производства рассле
дования на месте или принятия экстренных мер «по
высочайшему повелению».
Третье отделение и корпус жандармов стали сильным
органом личного осведомления государя обо всем, что
в стране происходит, его личного надзора за порядком
и за поведением как администрации, так и обывателей.
Николай внимательно читал доклады (так внимательно,
что даже поправлял описки), вникал в донесения не
только о крупных происшествиях, имевших общественное
19—482 289 шлчемис, но также о проделках и похождениях отдель
ны.’; лиц, попавших в сферу жандармского наблюдения
по самым разнообразным поводам; входил в подробно
сти, требуя дальнейшего наблюдения и новых сведений,
запросов по губерниям, справок по министерствам, вы
яснял провинности и самолично назначал виновным
наказание, лишь изредка распоряжаясь об отдаче их под
суд. Николай держал себя опекуном порядка и попечите
лем доброй обывательской нравственности, карал их на
рушителей административной высылкой, для которой
часто сам и место выбирал (Вятку, Сольвычегодск, Кар
гополь и др.; для неисправимых рецидивистов — Солов
ки), отдачей в солдаты или в крепостные арестанты, а то
и в сумасшедший дом. До жуткости часто применялась
эта последняя кара: «сумасшедшие, сосланные для
исправления в уме», — явление обычное и стоят рядом
с «государственными арестантами».
Более сложные или тяжкие эпизоды передаются во
енному или уголовному суду и препровождаются судеб
ным учреждениям с внушением: решить незамедлитель
но, вне очереди; или посылаются на расследование мини
страм юстиции и внутренних дел, местному губернатору
и предводителю дворянства при участии окружного жан
дармского штаб-офицера. Широкой осведомленностью
III отделения Николай пользовался для проверки осве
домленности своих министров в круге их ведомстз и ча
сто направлял их внимание на разные непорядки.
Деятельность III отделения естественно вызвала об
ширную практику доносов и частных жалоб. Доброволь
ных доносителей по всевозможным делам нашлось не
мало. Воскресло старинное «слово и дело государево»
в форме заявлений о «важных государственных тайнах»,
о которых доносители могут-де сообщить только лично
государю. Николай отнюдь не пренебрегал такими заяв
лениями, вызывал доносителей в Петербург, поручал их
опрос III отделению, а при их упорстве разрешал писать
лично себе, назначал им денежные награды, хотя случа
лось инЪш из них за явно вздорные и шантажные доно
сы, за назойливость и сутяжничество попадать под арест
и в ссылку и даже в сумасшедший дом. Входил импера
тор через III отделение и в частные дела обывателей,
разбирал их жалобы на обиды и притеснения, споры
о наследстве и сложные семейные раздоры, карал детей
за непочтение к родителям, отдавал отцов под опеку за
290 мотовство семейным имуществом, содействовал взыска
нию долгов и т. п. Как в Петербурге Николай любил
неожиданно появляться в раннее время в правительст
венных учреждениях для проверки, на местах ли чинов
ники и все ли в порядке, так он стремился через своих
жандармов заглядывать по-хозяйски во все углы русско
го быта и держать его иод опекой. Самому всюду не по
спеть — заменяли доверенные слуги.
III отделение и корпус жандармов должны были как
бы разрушить бюрократическое средостение между са
модержавной властью и обывательской массой. Николай
искал этим путем популярности и доверия. Новые учре
ждения эти выставлялись как благодетельные для «бла
гонамеренных» обывателей и рассчитывали на их
поддержку. Инструкция корпусу жандармов возлагала
на них обязанность выяснять и пресекать злоупотребле
ния, защищать обывателей от притеснений и вымога
тельств чиновничества, отыскивать и представлять к на
градам «скромных вернослужащих» и даже «поселять
в заблудших стремление к добру и выводить их на путь
истинный». Жандармские офицеры должны были искать
доверия всех слоев общества и внушать населению уве
ренность, что через них «голос всякого гражданина может
дойти до царского престола». Развертывалась широкая
картина — централизованного в общегосударственном
масштабе полицейского надзора, переходящего в актив
ную опеку, активного в собирании сведений и во власт
ном отклике даже на мелкие житейские происшествия
и поступки.
Общая цель этой системы была полицейско-политиче
ская. Под личным руководством государя велась борьба
с нараставшим общественным недовольством всех клас
сов населения, и притом велась двумя способами: суро
вым подавлением всяких его проявлений и некоторым
смягчением его причин, поскольку для этого не требова
лось никаких сколько-нибудь существенных изменений
в существующем порядке. Беспощадно подавляя кресть
янские волнения и сурово расправляясь с «зачинщиками»,
Николай требовал расследования жалоб на жесто
кость или распутство помещиков и на чрезмерную экс
плуатацию ими крестьян, а в крайних случаях приказы
вал взять имение в опеку, иногда с арестом злодея поме
щика и его высылкой из имения. Высылкой в разные
углы империи, отдачей в солдаты — в кавказские войска
19* 291 или в крепостные баталионы, иногда даже заключением
в «сумасшедший дом», карались такие проявления воль
нодумства, как сочинения «вольнодышащих» стихов
и «подозрительных» документов или произнесение неос
торожно-грубых и резких выражений по адресу высшей
власти. Николаевское правительство было крайне чувст
вительно к малейшим проявлениям непочтительности
и порицания, считало неуместной какую-либо критику;
старалось внушить подданным безусловное доверие к го
сударственной власти и убеждение, что «не от дерзост
ных мечтаний, всегда разрушительных, но свыше усовер-
шаются постепенно отечественные установления, допол
няются недостатки, исправляются злоупотребления».
Тяжелая атмосфера лицемерия и произвола все плотнее
окутывала эту верховную власть, замкнувшуюся в иллю
зии своего могущества — вне и поверх действительной
жизни.
Третье отделение было лишь наиболее наглядным
и ярким проявлением николаевской политической систе
мы. Военный тип корпуса жандармов, начало дисцип
лины, спешной и безусловной исполнительности, личной
команды и беспрекословного выполнения распоряжений
главного командира в порядке полномочных командиро
вок— все это приемы, применявшиеся Николаем в обще
государственном масштабе. Николай строил все свое
державное властвование по военному образцу и недаром
любил называть государство «своей командой». Ближай
шим кругом помощников государя в делах управления
была его «императорская главная квартира», чины его
«государевой свиты», — корпорация людей, тщательно
подобранных и строго фильтруемых (значителен процент
остзейского дворянства), людей близких, надежных, ис
полнительных и преданных. Своих генерал- и флигель-
адъютантов Николай держал в близости и милости, но
очень сурово наказывал даже за сравнительно маловаж
ные проступки. Недоверчивый и подозрительный, он ве
рил чинам своей свиты, видел в них людей, которые зна
ют его взгляды и желания и готовы беспрекословно про
водить их в жизнь, притом не за страх, а за совесть. Туда,
куда ему хотелось проникнуть личным наблюдением
и личной распорядительностью, он их посылал, своих
генерал- и флигель-адъютантов. Они должны были быть
постоянно готовыми к отъезду в командировки по самым
разнообразным и часто щекотливым поручениям. Через
292 них Николай держал в своих руках управление армией,
посылал их на осмотр воинских частей, на контроль над
рекрутскими наборами и т. п.; их рассылал он на произ
водство следствий о злоупотреблениях в военном и граж
данском хозяйстве, требуя подробных отчетов лично
себе. Такие командировки были постоянным средством
прямого вмешательства верховной власти во всякие де
ла и вопросы: по расследованию о действиях граждан
ских и военных властей, о крупных уголовных происше
ствиях или особо сложных гражданских делах, по меро
приятиям для помощи населению губерний, пострадав
ших от неурожая («чтобы явить жителям новый знак
непрестанной заботливости и личного внимания его ве
личества к постигающим их бедствиям»), для борьбы с
эпидемиями пожаров, в которых видели результат злост
ных поджогов, и т. п.
Свитские адъютанты — «ближние слуги» императора,
по аналогии с которыми он и статс-секретарей называл
своими «гражданскими генерал-адъютантами». Не встре
чая с их стороны ненавистного «всезнайства и противо
речия», Николай в то же время требовал от них такой
же многогранной компетентности, какую, по должности,
приписывал и себе. Если один из генерал-адъютантов
управлял церковным ведомством, властно разрешая ка
нонические и даже богословские вопросы, почему не
послать другого в Мюнхен для ознакомления с выполне
нием заказа «живописных картин»? И за тем, и за дру
гим стояла самодержавная воля с ее властно-авторитет
ными указаниями. Так сам Николай расправлялся с ху
дожественными сокровищами Эрмитажа: применял
к ним то политическую цензуру и приказывал удалить из
коллекции портреты польских деятелей и декабристов
или «истребить эту обезьяну» — гудоновского Вольтера,
то свой личный обывательский художественный вкус,
распоряжаясь уничтожением или распродажей многих
картин «за негодностью».
Личная дружина членов государевой свиты станови
лась «опричниной» Николая, выделенной не только из
общественной, но и из служилой среды. Из них выбирает
он кандидатов для назначения на ответственные государ
ственные должности, сосредоточивая в руках этих «сво
их» людей все государственное управление. Такой систе
мой Николай думал эмансипироваться и от самодовлею
щей бюрократической рутины, и от дворянской требова-
293 к’.п 1.1 |пп и, отчетливее наблюдать за ходом жизнй и непо
средственнее воздействовать на нее. Обманывал ли он
себя достигнутыми результатами? Едва ли. Приписывае
мое ему унылое изречение, что «Россией управляют сто
лоначальники», как бы показывает, что бессилие огром
ной власти не было для него тайной. Он почти отказался
от воздействия на жизнь страны и замкнулся в охране
«порядка». Сохранить в неприкосновенности свое само
державие и задержать, по возможности, победу новых
течений жизни — вот и вся его безнадежная задача. «Что
за странный этот правитель, — писала о нем графиня
Нессельроде, — он вспахивает свое обширное государст
во и никакими плодоносными семенами его не засевает».
Государственная организация вырождалась, теряя
определенное социальное содержание. Империя’ пережи
вала затяжное состояние неустойчивого равновесия ме
жду старым и новым, изжитым и нараставшим укладами
народнохозяйственной и социально-политической жизни.
Наличная политическая форма становилась самоцелью
для охраняющей ее власти. Но эта власть располагает
огромными запасами организованной государственной
энергии, значительными личными силами страны и не
может не проявляться в деятельности, которая оправды
вала бы признанное за нею огромное значение. Никогда
еще притязательней самонадеянность этой власти не
поднималась в России так высоко, как в николаевское
время. Она стремится поглотить и воплотить в себе всю
общественность.
Вся философия этого строя удачно сформулирована
Я. И. Ростовцевым в уже упоминавшемся выше учении
о верховной власти, как таком центре всей общественной
жизни, который соответствует совести в личной жизни
людей, а потому призван властно водворять в обществе
«нравственный порядок», чтобы он не погиб в борьбе раз
личных индивидуальных стремлений. Индивидуумы объ
единяются в общество, по этой теории, только повинове
нием власти. Так понимал жизнь страны еще Павел,
когда запретил слово «общество», требуя его замены
словом «государство». А сама «государственная идея
приняла (по выражению друга и панегириста такого
столпа русского консерватизма, как М. Н. Катков, Лю
бимова) исключительную форму начальства; в началь
стве совмещались: закон, правда, милость и кара», пи
шет он о николаевском времени. Николай пытался све сти государственную власть к личному самодержавию
«отца-командира», на манер военного командования,
окрашенного, в духе всего быта эпохи, патриархально
владельческим, крепостническим пониманием всех отно
шений властвования и управления. По официальной
доктрине, эффектно сформулированной министром на
родного просвещения С. С. Уваровым, в основе самобыт
ной русской жизни лежат три принципа: самодержавие,
православие и народность. Первым лицом этой троицы,
безусловно преобладающим, являлось, конечно, само
державие, которому все должно подчиняться, не внешне
только, но и внутренно, не за страх только, а за совесть.
Православие — одна из опор этой власти, отнюдь не
та «внутренняя правда» самостоятельной и авторитетной
русской церкви, о которой мечтали славянофилы, а впол
не реальная система церковного властвования над духов
ной жизнью «паствы», притом церковность — орудие
политической силы самодержавия, вполне покорное
гражданской власти под управлением синодального
обер-прокурора. А под «народностью» разумелся казен
ный патриотизм — безусловное преклонение перед пра
вительственной Россией, перед ее военной мощью и по
лицейской выправкой, перед Россией в ее официальном
облике, «в противоположность России по бумагам с Рос
сией в натуре», по выражению историка-националиста
М. П. Погодина, перед Россией декоративной, в казенном
стиле, притворно уверенной в своих силах, в непогреши
мости и устойчивости своих порядков и умышленно за
крывающей глаза на великие народно-государственные
нужды. Во внутренней жизни страны эта система «офи
циальной народности» воплощает полный застой органи
ческой, творческой деятельности и прикрывает агонию
разлагавшегося старого порядка. В отношениях между
народных она ведет к выступлениям, полным чрезмерной
самонадеянности, к политическому авантюризму, кото
рый через перенапряжение сил страны, расшатанных
внутренним кризисом, увлекает государство к роковой
катастрофе.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: II. Казенный национализм
Наступна: V. Россия и Европа