Про младшего из Павловичей, Михаила, рассказыва
ли, что за границей, в штатском платье, он был очень
простым и приветливым собеседником, а возвращаясь
в Россию, переодевался на границе в туго затянутый во
енный мундир, говорил себе в зеркало, перед которым
оправлялся: «Прощай, Михаил Палыч», и выходил на
люди тем резким и жестким фронтовиком, каким его
знали в России. Та же двойственность, прикрывавшая
условной личиной человеческую натуру и в конце кон
цов неизбежно ее искажавшая, характерна и для его
братьев — Константина, Николая. Тяжелый, неуравно
вешенный нрав, мелочной формализм и порывы грубой
раздражительности были общими у Константина и Ми
хаила. Конечно, можно эти черты отнести, в значитель
ной мере, к наследственности по отцу. Но и весь строй
жизни, в атмосфере тогдашней военщины, создавал ус
ловия для крайнего развития этих черт. Николай знал
312 особенности своих братьев и часто тяготился ими. Но по
делать с этим ничего не мог. Отношения к старшему,
Константину, были осложнены теми правами на престол,
которые от него перешли к Николаю и память о которых
осталась в его пожизненном титуле цесаревича, а Кон
стантин не раз пытался проявлять свой авторитет стар
шего, к тому же блюстителя заветов Александра. Но
н помимо того, династические воззрения Николая прида
вали его отношению к братьям особый характер; он не
мог отрицать за ними права на некоторое соучастие во
власти, по крайней мере в военном командовании.
В письмах к жене он иной раз жаловался на тяжелый
прав Михаила, который своими выходками производит
нежелательное впечатление и в обществе, и в армии. Он
считал его нервнобольным: «Это прискорбно, — писал
он, — но что я могу поделать; в 50 лет не излечишь его
от такой нервичиости».
Николай был, в общем, более уравновешен, чем его
братья. Но и его натуре не были чужды те же черты, то
и дело выявлявшиеся весьма резко. И он легко терял са
мообладание в раздражении — и тогда сыпал грубыми
угрозами или произвольными карами; терялся в отчая
нии от неудач — и тогда малодушно жаловался, даже
плакал. Сильной, цельной натурой он отнюдь не был, хо
тя понятно, что его часто таким изображали. Его образ
как императора казался цельным в своем мировоззре
нии и политическом поведении, потому что он — выдер
жанный в определенном’ стиле тип самодержца. Но это—
типичность не характера, а исторической роли, которая
не легко ему давалась.
Бакунин в 1847 г. так характеризовал внутреннее со
стояние России: «Внутренние дела страны идут пресквер
но. Это полная анархия под ярлыком порядка. Внешнос-
стью бюрократического формализма прикрыты страшные
раны; наша администрация, наша юстиция, наши финан
сы, все это — ложь: ложь для обмана заграничного мне
ния, ложь для усыпления спокойствия и совести госуда
ря, который тем охотнее ей поддается, что действитель
ное положение вещей его пугает». Николай представлялся
ему иностранцем в России; это — «государь немецко
го происхождения, который никогда не поймет ни потреб
ностей, ни характера русского народа».
А в 1858 г., после смерти Николая, прямой антипод
Бакунину Валуев положил начало блестящей чиновничь
313 ей карьере запиской «Думы Русского», где главной при
чиной падения Севастополя объявлял «всеобщую офи
циальную ложь». И таково было почти общее суждение
о николаевской России.
Глава этой официальной России любил декоратив
ность, придавал своим выступлениям театральные эф
фекты. Порывы несдержанной резкости покрывались
сценами великодушия. Он был способен после грубого
оскорбления, нанесенного публично, извиниться торже
ственно, пред фронтом, и думал, что одно искупает дру
гое, зная, что такие жесты производят впечатление на
среду, пропитанную сознанием несоизмеримости между
господином и слугой. Иностранцы, не без иронии и воз
мущения, отмечали эту смесь резкого высокомерия
и вульгарного популярничанья в его поведении: покорные
слуги должны были трепетать перед своим господином
и ценить на вес золота его привет, рукопожатия, поце
луй.
Самая «народность», принятая в состав основ офи
циальной доктрины, вырождалась в декоративный мас
карад русских национальных костюмов на придворных
празднествах. Этот маскарад получал иной раз жестокое
политическое значение, когда, например, в Варшаве бы
ло предписано польским дамам* представляться императ
рице— в сарафанах. Польки повиновались, и Николай
писал с удовольствием: «Так цель моя достигнута; оне
наденут не польский, а русский костюм». Бакунин был
прав: подлинное русское самолюбие подсказало бы Ни
колаю, что такой сценой унижены не польки, а русский
сарафан. Николаю такое ощущение было чуждо: ведь
и любимое им военное дело вырождалось в декорацию,
вредную для боевой техники, мучительную для войск.
Нашелся патриот, который решился пояснить ему, что
принятый им способ обучения войск ведет к «разруше
нию физических сил армии», к необычайному росту смерт
ности, подрыву сил и неспособности к труду. «Принята,—
писал он, — метода обучения, гибельная для жизни че
ловеческой: солдата тянут вверх и вниз в одно время,
вверх — для какой-то фигурной стойки, вниз — для вы
тяжки ног и носков; солдат должен медленно, с напря
жением всех мускулов и нервов, вытянуть ногу в полови
ну человеческого роста и потом быстро опустить ее, по
давшись на нее всем’ телом, от этого вся внутренность,
растянутая и беспрестанно потрясаемая, производит бо-
314 лезни; солдат после всех вытяжек и растяжек, повторя
емых несколько раз в день по 2 часа на прием, идет в ка
зармы, как разбитая на ноги лошадь». Но результаты
этой массовок пытки — стройные движения масс в кра
сочных мундирах на смотрах и парадах — восхищали
Николая своей яркой картинностью. Тут — высшее для
него воплощение «порядка». Его эстетика пропитана ми
литаризмом как ее лучшим воплощением. Его политика
и эстетика удивительно гармонируют между собой: все
по струнке. Он любил единообразие, прямолинейность,
строгую симметрию, правильность построения.
Эстетика Николая сказалась на строительном деле
его времени. Оно входило в круг его личных интересов,
а кроме того, он ведь считал своим долгом* во все вни
кать, все решать самому, не только в государственных
делах, но и, например, в вопросах искусства. В этюде,
который А. Н. Бенуа посвятил -той деятельности Нико
лая, собраны любопытные наблюдения1. Ни один част
ный дом в центре Петербурга, ни одно общественное зда
ние в России не возводились без его ведома: он рассмат
ривал все проекты на такие здания, давал свои указания,
утверждал их сам.
Унаследованный Николаевской эпохой классицизм
в архитектуре постепенно засыхает в новой атмосфере,
принимает более жесткие формы, подчиняется «казар
менной» прямолинейности. В применеиии к иным зада
чам он и мельчает, обслуживая запрос на «изящные»
и «уютные» искусственные «уголки». Но не этот «нико
лаевский классицизм» характерен для данной эпохи.
Внутренно противоречивая во всем быту и во всем строе
своем, Николаевская эпоха изживает старые формы и су
етливо ищет новых, часто впадая в эклектизм, сочетая
разнородное. И сам Николай с 30-х гг. увлекается «всем
тем, чем увлекались при дворах Фридриха-Вильгельма
IV прусского, Людвига и Макса I баварских и даже не
навистного ему Луи-Филиппа». В художественное твор
чество ‘ проникает «некоторая хаотичность и та пест
рота, которая вредит общему впечатлению от него». Ис
чезает впечатление общего цельного стиля.
В духе времени началось тогда изучение подлинной
русской старины и увлечение ею. Но использование ее
1 Бенуа А., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая
1//Старые годы. 1913, Июль — ссят. С. 17.3—165.
315 форм приняло, также в духе времени, всю условность
«официальной народности». Характерны, например, вве
дение в «ампир» таких декоративных моментов, как дву
главые орлы, с одной стороны, а с другой — древнесла
вянского оружия, взамен римского, или сухие и скудные
попытки ввести «национальный» элемент в стиль постро
ек, светских зданий и церквей. «В официальных здани
ях», замечает Бенуа, отразились, конечно, сухость, суро
вость и холодность, все равно делалось ли это в клас
сическом еще стиле или уже в новом духе с намерением
передать «национальность», как, например, в дворцах
(Николаевский и Большой в Московском Кремле),
в православных церквах К. А. Тона, многочисленных
дворянских собраниях, губернаторских домах, присутст
венных местах, казармах, госпиталях и подобных здани
ях, не без основания заслуживших термин «казарменного
стиля».
Как во всем режиме, и тут казенная условность да
вила и связывала творчество. И сам Николай, в своих
личных переживаниях, типичен для своей эпохи. И он
подчас остро переживал давящую напряженность своей
роли. Вот характерные строки одного из его писем:
«Странная моя судьба; мне говорят, что я — один из са
мых могущественных государей в мире, и надо бы ска
зать, что все, т. е. все, что позволительно, должно бы
быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по
усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется.
На деле, однако, именно для меня справедливо обратное.
А если меня спросят о причине этой аномалии, есть толь
ко один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто
с юности приучен понимать его так, как я. Это слово име
ет священный смысл, перед которым отступает всякое
личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим
одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в мо
гиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне
под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан,
чтобы мучиться». Иной раз он жалуется на непосиль-
ность своих обязанностей, на чрезмерно напряженную
свою деятельность: вахтпарады, смотры флота, манев
ры, испытательная стрельба разрывными снарядами, не
удачный ход кавказских боев, работы комиссии по кре
стьянскому делу, очередной вопрос о постройке железной
дор’оги и т. п.—время надо заняться, всюду поспеть. По
давленность его настроения бросалась в глаза. Она под
316 I
держивалась сознанием бессилия справиться с разгу
лом хищений, злоупотреблений, бесплодной тратой сил
и средств. «Я работаю, — писал он Фридриху-Вильгель
му,— чтобы оглушить себя, но сердце будет надрывать
ся, пока я жив». Он замыкался в себе, становился все
более резок и порывист, внутренняя напряженность н рас
терянность сказывались то вспышками неуравновешен
ного настроения, то жесткой, холодной выдержкой. «На
императора, — пишет наблюдательная графиня Нессель
роде,— иногда страшно смотреть, так жестко выражение
его лица; а он принимает внезапные решения и действу
ет с непонятной торопливостью». Императора считали
склонным к хандре, к ипохондрии. Такая настроенность
сложилась рано и проявлялась ярко еще в начале
40-х гг., задолго до явных и грозных проявлений опас
ного кризиса внутренних сил страны. Неминуемое бан
кротство «системы» предощущалось уже тогда. Та же
графиня Нессельроде пишет в 1842 г.: «Удивительно, как
машина продолжает работать. Тупая скорбь царит по
всюду, каждый ожидает чего-то и боится опасностей,
которые могут прийти непредвиденные, чем бы ни гро
зили». Неясная, неопределенная тревога держит в на
пряжении правящие круги с императором во главе. Она
неустранима, но подавляется суровым деспотизмом и при
крыта декорацией казенного благополучия и порядка.
Поддерживая шатающееся здание всей правительствен
ной силой, Николай чем дальше, тем меньше верил в его
прочность.
Конечно, он по-своему твердо разыгрывал свою роль.
Но она бывала ему часто не по силам. Даже вся внеш
няя обстановка императорского быта, которую он раз
рабатывал с таким, казалось бы, увлечением, часто его
утомляла. Замечали, что в отсутствие императрицы он
живет гораздо проще, отказываясь от многих удобств.
Казарма была бы ему милее дворца, и во дворце он
ютился в тесных комнатах нижнего этажа с более чем
скромной обстановкой.
А. Н. Бенуа отметил в его строительстве характерную
черту. «Раздвоение характера Николая Павловича, —
пишет Бенуа, — как человека и как императора, отрази
лось и на возводимых им сооружениях: во всех построй
ках, предназначенных для себя и для своей семьи, видно
желание интимности, уюта, удобства и простоты».
Желание личной жизни, для себя, раздваивало наст
317 роение императора. Его считали хорошим семьянином.
И он выдерживал по отношению к императрице тон вни
мательного и сердечного супруга. Но вся обстановка их
быта, а вдобавок болезненность жены не замедлили рас
строить идиллию семейной жизни, связать ее с идеей
«долга», придать ей показной характер. С увлечением
фрейлиной Варварой Нелидовой Николай долго борол
ся, но кончил созданием второй семьи. Опорой Клейнми
хеля в роли влиятельного временщика стало то, что он
усыновил детей от этой императорской связи.
И в личной, и в официальной жизни Николая много
трещин, которые все расширялись. Личная — искажена
и подавлена условиями императорства, официальная —
условиями исторического момента. Императорская власть
создала себе при нем яркую иллюзию всемогущества, но
ценой разрыва с живыми силами страны и подавления ее
насущных, неотложных потребностей. Энергия власти,
парализованная трусливым консерватизмом и опаской
потрясения, направилась с вызывающей силой на внеш
нюю борьбу. И эта борьба была двойственна в своих ос
новах. Она велась и для защиты в общеевропейском мас
штабе давних начал политического строя, крушение ко
торых подкапывало положение самодержавной империи,
и для завоевания России возможно значительного места
на путях мирового международного обмена. Николаев
ская Россия не выдержала испытания этой борьбы. Ее
государственная мощь оказалась мнимой: северный ко
лосс стоял на глиняных ногах. Рушилась вся политиче
ская система Николая I. Оборвалась и его личная жизнь.
Он умирал с сознанием, что оставляет сыну тяжелое
наследство, что тридцать лет правительственной деятель
ности завершаются катастрофой. Война разрушила де
корацию официальной России. «Она, — пишет современ
ник, — открыла нам глаза, и вещи представились в на
стоящем свете: благодеяние, какого тридцатилетний мир
и тридцатилетняя тишина доставить нам были не в со
стоянии». И еще голос современника, раздавшийся под
свежим впечатлением смерти императора: «Я никогда
не сомневался, что он этого не вынесет. Многое, а можно
сказать всего более несчастная война, ускорило подав
ление могучего организма и привело к смерти человека,
который сознал многие свои ошибки. Человеку, каким о:!
был, оставался только выбор: отречение или смерть».
Отречение едва ли было мыслимо для Николая. Остава
318 лась смерть. Она избавила его от расчетов с итогами всей
жизни 18 февраля 1855 г. Пошли слухи, что он отравил«
®я. Это казалось вероятным. Наспех стали опровергать,
Уже 24 марта вышло на 4 языках (русском, французском,,
английском и польском) издание II Отделения «собствен
ной» канцелярии: «Последние часы жизни императора
Николая Первого», а еще раньше, 3 марта, в Брюсселе-
брошюрка, тоже официозная, Поггенполя о том же. Но
вопрос о смерти Николая не заглох, и недавний, тща
тельно выполненный пересмотр всех данных за и против
его самоубийства дает вывод, что этот вопрос не может
считаться разрешенным1. В то время как немецкий био
граф Николая, Теодор Шиманн, решительно отвергает
подобную мысль, на том, впрочем, только основании, что
самоубийство слишком противоречило бы церковно-ре
лигиозным убеждениям Николая, Н. С. Штакельберг за
ключает свой этюд признанием, что оно психологически
допустимо, а по данным источников — не может быть ни
доказано, ни отвергнуто.
1 Штакельберг И. С. Загадка смерти Николая 1//Русское прошлое Пг к
М., 1923. Вып. 1. С. 58—73.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: VI. Неизбежная катастрофа
Наступна: Московское царство