Борьба за единодержавие вела к сосредоточению
в руках одной правящей власти распоряжения всеми
силами страны. Оно стало неизбежной необходимостью
по мере нарастания внешних опасностей, усложнения
международных боевых отношений Великороссии, уси
ления ее порывов к выходу из вынужденной замкнутости
в границах, слишком тесных для ее экономического бы
та и колонизационных стремлений народной массы. Од
нако собирание власти из состояния ее удельно-вотчин
ного рассеяния само по себе не давало еще великому
княженню достаточной мощи. Оно было только необхо
344 димым предварительным условием большой и сложной
организационной работы. Весь строй княжеского власт
вования лежал слишком поверхностно на народной жиз
ни, не проникая в ее толщу, не овладевая ее силами, не
находя пути к их усиленной организации и эксплуатации
для «государева дела». Экономические потребности кня
жеской власти и управления удовлетворялись, в удельно
вотчинный период, прежде всего — собственным дворцо
вым хозяйством князя; содержание боевой и админист
ративной силы — кормлениями и развитием крупного
боярского землевладения. Налоговый сбор — «дань не
минучая» — поглощался татарским «выходом» и иными
«татарскими проторями». Другие княжеские «пошли
ны»— сборы с торгового оборота, — мытные, таможен
ные, были незначительны и дробны. Такой уклад удель
но-вотчинных финансов придавал княжескому вла
ствованию землевладельческий характер. Дворцовое
хозяйство князя получило значительное развитие и тесно
сплеталось с элементарными задачами и функциями
управления. Как везде в тот исторический период, кото
рый условно называют «средневековым», и на Руси
в XIII—XV вв. князь-вотчинник был не только правите
лем, но и владельцем своего княжества. Проявления его
властвования — столь принципиально и существенно раз
личные для нашего социального и правового мышления,
как землевладельческие права и права политической
власти, хозяйство и юрисдикция, — сплетались в недиф
ференцированное единство правомочий княжеской влас
ти. Историки часто называют этот своеобразный строй
отношений, условно и по существу неправильно, «смеше
нием» частного и государственного права; может быть,
точнее было бы говорить о первичном синкретизме соци
ально-политических функций властвующей силы.
В нем — источник свободного дробления правительст
венной власти и ее вотчинного, владельческого харак
тера.
Княжеское хозяйство получило, в крупных княжест
вах, сложное устройство. В порядке управления оно де
лилось на «пути» — на ряд особых ведомств. Во главе
дворцовых слуг и всей дворцовой челяди стоял дворец
кий, который заведовал всем сельским хозяйством кня
зя, его пашенными землями и населением дворцовых
сел — крестьянами и «деловыми людьми» — через своих
агентов, посельских и ключников и крестьянских выбор-
345 ш,IX старост. К ловчему пути принадлежали княжеские
(| ;отпичьи и звероловные угодья, псари и бобровиики;
к сокольничьему — сокольники; к конюшему — луга,
пастбища и штат конюхов; чашничий путь был ведом
ством княжого пчеловодства и бортных ухожаев с их кня
жими бортниками; стольничий — дворцовыми рыболов
ными угодьями, садами и огородами и селами рыболо
вов, садовников, огородников и «всех крестьян стольни
чьего пути». Каждый такой «путь» имел свою террито
рию, разбросанную по всему княжеству, и свое подвласт
ное население; каждый был не только хозяйственным, но
и судебно-административным округом; его управители —
«путные бояре» ведали этим населением по всем делам.
Но значение их выходило и за пределы дворцовых зе
мель, так как касалось не только дворцовых крестьян
и «деловых» людей. В ведении «путной» администрации
были и повинности, которыми к дворцовому хозяйству
тянуло население, стоящее вне его системы. Эти повин
ности подходят под общее представление о трудовой по
мощи путному хозяйству окрестного населения в косьбе
сена на государевых лугах, выходе на облаву («в ловы
ходити») и на рыбную ловлю, в корме коней на своем
пастбище (право князя «кони ставити»), даче кормов
княжей охоте при ее проезде на государево ловчее дело
и т. п.; эти повинности иногда — и чем дальше, тем боль
ше — заменялись натуральным и денежным сбором (за-
косное, луговое, язовое и т. п.).
Рядом с этой административной системой, выросшей
из дворцового хозяйства, и чересполосно с ней сложилось
управление наместников и волостелей — кормленщиков,
которые ведают судом и расправой, сбором доходов и по
винностями городов, пригородных станов и черных тяг
лых волостей. Но особо от обеих систем — дворцового
и наместничьего управления — стоит третья категория
населенных земель — крупное вотчинное землевладение.
Обладателями земельных вотчин были те обществен
ные группы, которые служили главной опорой княжес
кой, особенно же великокняжеской власти, — бояре и ду
ховенство. Русского князя XIII—XV вв. также нельзя
себе представить вне боярского окружения, как древне
русского без дружины. В связях с боярством главный
источник его собственной общественной силы. И первый
шаг великокняжеской власти к прочному усилению, к со
биранию власти над Великороссией состоял в собирании
346 вокруг себя наиболее значительных боярских сил. Вели
кокняжеское боярство Владимирского великого княже
ния, сплоченное вокруг великокняжеского двора и мит
рополичьей кафедры, было тем общественным слоем,
который всего острее ощущал тягость от упадка объеди
нения великорусских сил, вечных усобиц, постоянных не
удач и чрезмерного напряжения в борьбе с внешними
врагами. Носителем объединительных тенденций и сто
ронником усиления великокняжеского центра его сдела
ли как реальные боярские интересы — стремление к со
циальному властвованию и материальным выгодам
с опорой своего положения в тесном союзе с правящей
властью, — так и неотделимые от этих интересов при
вычные им навыки правительственной заботы о благе
Русской земли, как они его понимали. В начале XIV в.
порыв Михаила тверского к осуществлению «великого
княжения всея Руси» был создан великокняжеским бо
ярством, которое пыталось в нем найти себе главу и вож
дя; неудача Михаила и отлив этого боярства в Москву,
к которой потянула и митрополия, обусловили реши
тельный успех московского князя, в котором боярство
нашло искомый центр объединения великорусских бое
вых и правящих сил. И Москва растет в борьбе с сопер
никами, лишает их живой силы тем, что стягивает к себе
многолюдное боярство, поощряя его «отъезд» из других
княжеств на свою службу и закрепляя за собой эту бо
ярскую службу пожалованием доходных кормлений
и крупных вотчин.
Жалуя боярам города и волости в кормление, вели
кий князь не расточал своей власти и своих доходов. Это
был для него единственный доступный способ закрепить
за собой политическое господство над обширной терри
торией, за невозможностью втянуть всю массу земель
и населения в путное, дворцовое управление, которое бы
ло, по тогдашнему укладу жизни, единственной системой
непосредственного управления княжеской власти и непо
средственного извлечения повинностей и доходов из кня
жеских владений. И он передает полномочия власти для
выполнения неизбежного минимума правительственной
деятельности на местах наместникам ради обеспечения
себе боярской службы, части областных доходов и гос
подства над данной частью территории и населения.
В каждом политически организованном обществе,
в любой стране, выработавшей хотя бы самую элемен-
347 |/ф||уи» 11|>.И1Н юльственную систему, имеются отношения,
Iми I I I 1.1 п> — нити властвования, которые надо держать
и руне, чтобы подлинно господствовать над ее живой си
лой. Таким неизбежным органом власти было для сред
невековой Руси — боярство. Исторический облик этого
класса— двуликий. Боярство — необходимый элемент
княжого властвования, как руководящая и деятельная
сила в организации войск и на ратном поле, в управле
нии и юрисдикции. Древняя Русь не знает иного боярст
ва, кроме княжеского, служилого. Исторический преемник
старшей дружины («бояр думающих», по выраже
нию «Слова о полку Игореве»), боярский класс состав
ляет высший слой княжеского двора, т. е. совокупности
личных служилых сил, стянутых в распоряжение княже
ской власти. Сосредоточение по мере возвышения Моск
вы все большей массы этих сил к великокняжескому
двору вызвало усложнение их состава и определенную
его расслойку. Подобно древней дружине, деятельный
элемент великокняжеского двора — его вольные слуги.
Они поступают в двор великого князя путем челобитья
в службу, а великий князь их принимает в службу с обе
щанием печаловаться об их интересах и кормить их по
службе. Устанавливается вольная, личная связь.>Ее ес
тественно подводят под понятие договора, хотя нам не
известны какие-либо формально-договорные ее опреде
ления. Вольная служба держалась на взаимной связи
интересов, на моральном понятии «верности», на обяза
тельстве «добра хотеть во всем», а «лиха не замыш
лять»: конкретно выражалась она в служении боевом,
в походах и в городной осаде (защитеукреплений), и по
литическом— в совете и делах управления. Вольная
служба могла быть и прервана путем «отказа» от нее
и «отъезда» от одного князя к другому.
С XIV в. можно проследить в документах нарождение
все более определенной терминологии для обозначения
разных разрядов вольных слуг. Слово «дворяне», озна
чавшее слуг княжого двора, прикреплено к рядовой
и низшей их массе; подведомственные боярину-дворец-
кому, они «слуги под дворским»; в их составе, чем даль
ше, тем больше лиц боярского происхождения, «детей
боярских», и этот термин получает устойчивое значение
второстепенного, среднего слоя вольных слуг не только
в столичной великокняжеской дворовой службе, но и «по
городам» — в уездах, где потомки прежнего удельного
348 боярства остались в положении мелких и средней руки
местных служилых землевладельцев. Слово «бояре» при
обрело более специальное отношение к высшему слою
вольных слуг, в отличие от западной Руси, где за этим
высшим слоем утвердился заимствованный с польского
термин «паны», а «боярами» остались те, кто в Велико
россии именуется «детьми боярскими», т. е. «бояре мень
шие», в отличе от «больших» или «нарочитых».
Верхи великорусского боярства получают, в ту же
пору, наименование «бояр введенных». Попытку таких
авторитетных историков, как С. М. Соловьев и В. О. Клю
чевский, выяснить этот термин его определением по
должностному положению этого боярства нельзя при
знать удачной. Конечно, мы встречаем введенных бояр
на видных должностях центрального и областного управ
ления— управителями дворцовых путей и наместника«
ми-градодержцами, но не назначение на должность де
лало боярина «введенным». Вернее сказать, что великий
князь, окружая себя боярами введенными, поручал
(«приказывал») им выполнение тех или иных правитель
ственных функций — суд и управление, воеводство, на
местничество и заведование своим дворцом, казной или
«путями» своего хозяйства. Самое понятие «введенного»
боярства, означенное столь искусственным термином,
создано своеобразной эволюцией отношений, которая
сдвоила смысл слова «боярин»: бытовой термин стал
применяться к служилому положению высшей группы
личного состава великокняжеского двора. Это положе
ние выделяло боярина из боярских рядов, тем более из
рядов вольных слуг вообще. В чем состоял «ввод» —
наши источники не поясняют; они дают только прилага
тельное «введенный». Но едва ли будет натяжкой пред
ставить себе этот ввод или это введение тождественным,
по существу, с позднейшим «сказыванием» боярства мо
лодому боярину, обрядом, который делал его «думным»
боярином великого князя. Выделение из боярства груп
пы введенных бояр надо представлять себе явлением,
аналогичным позднейшему выделению из состава «дум
ного» боярства более тесной группы бояр «ближних»
и «комнатных», ближайших советников и сотрудников
великокняжеской власти.
Введенные бояре составили круг советников князя;
им он доверял в свое место существенные функции суда
и управления. Термин оказался недолговечным; он усту
349 пает понятиию о «думных» боярах, в составе которых по
вторилась затем сходная эволюция выделения ближних
к власти верхов. Остальное боярство занимает второ
степенные должности — путные и иные, и, поскольку не
достигает приобщения к «думной» среде, тонет в рядо
вой вольной службе, сходит на уровень детей боярских,
дворян великого князя.
Но боярство не только служилый класс. Опорой его
служилого положения был его собственный социальный
вес, как, с другой стороны, влиятельное служилое поло
жение питает, углубляет и развивает социальные пре
имущества и землевладельческую мощь боярства. Бояр
ское землевладение, более или менее крупное, возникло
в раннюю эпоху киевского периода; с XI в. имеем извес
тия о боярских селах, где хозяйство ведется трудом не
вольной челяди либо полусвободных закупов. С ранних
пор, по водворении на Руси монастырских учреждений
и церковной иерархии, развивается и растет церковное
землевладение, которое сложилось на Руси не по кано
нической форме владений всей церкви как цельного уч
реждения, а по вотчинному типу владений отдельных
монастырей, митрополии, епископских кафедр, церквей
соборных и приходских. Это придало церковным земель
ным имениям характер «боярщин» — земельных вотчин,
тождественных по объему и составу прав владельца
с боярскими. Рядом с ними наиболее крупными земле
владельцами были сами князья, с древнейших времен
развивавшие собственное земледельческое и промысло
вое хозяйство. Сила вотчинного землевладения была
в обладании средствами производства — трудовой силой
холопов, скотом, запасами зерна «на семена и смена»,
в возможности оборудовать новые хозяйства. Организу
ющее руководство колонизацией порожних земель, подъ
ем новин, постановка хозяйства на пустошах — область
широкой деятельности для богатых владельцев. Перво
начальный источник этого богатства — нехозяйственный:
захват пленных на войне, дележ дани между князем и
его дружиной, а затем— торговля так добытыми това
рами, доставившая князьям и княжеским боярам руко
водящую роль в древнейшей киевской торговле. Княжо
му землевладению служило и властное положение кня
зя. На его земли тянулись элементы населения, вышед
шие, по тем или иным причинам, из привычной житей
ской колеи: холопы, выкупившиеся из холопства, воль-
350 I
ноотпущенники, всякого рода «изгои» и свободные смер
ды-крестьяне, не выдержавшие трудных условий само
стоятельного хозяйства в своей волостной среде. Весь
этот люд шел на княжеские земли не только в поисках
определенного хозяйственного положения, но и за покро
вительством, сильной защитой властного владельца. Те
же мотивы вели этот люд и на земли церковных властей,
и на монастырские, в состав которых переходили из кня
жеского владения населенные имения путем пожалова
ния. К исходу киевского периода во всех областях Руси
заметен сильный подъем боярских привилегий и боярско
го землевладения, которое слагается по тому же типу,
как княжое и церковное. Землевладельческая вотчина,
церковная или светская, становится замкнутым в себе
мирком, экономическая характеристика которого — в со
единении крупного владения с мелким хозяйством, а со
циально-политическая — в значительном развитии вот
чинного управления, судебно-административной власти
владельца над всем населением его земли.
Экономическое и административно-политическое зна
чение вотчинного землевладения растет и крепнет в се
верной Руси в течение следующих столетий. Роль монас
тырского и боярского землевладения весьма значительна
в нараставшем процессе внутренней колонизации Ве
ликороссии. Это землевладение врезывается клином в во
лостные территории, то подымая новину на земельной
заимке в неразмежеванных пустошах, то захватывая
аемли и угодья, которые волость «извека» считала свои
ми. На первых порах такие захваты часто и не вызывали
возражений со стороны волостных общин. Но, разрас
таясь и умножая свои починки и новые деревни, вотчин
ное землевладение постепенно все более утесняло разви
тие, всегда более медленное, волостного хозяйства, крес
тьянское пользование угодьями и новинами. И, кроме
земельного захвата, наступление вотчины на волость при
нимало иные формы — скупки у отдельных членов воло
сти разработанных («жилых») участков богатым сосе
дом, перехода на его землю части волостного населения
ради «помоги», «ссуды» и покровительственной защиты.
Теряя и земли, и угодья, и живую силу, крестьянская во
лость, сторона более слабая как экономически, так и со
циально, пыталась найти защиту в обращении ко княже
ской власти с жалобами на то, что «деревни и пустоши
волостные разымают бояре, митрополиты и монастыри за
351 себя* I! что расходятся за бояр и за монастыри и за иных
владельцев волостные «жильцы», бросая свои участки
«и пусте» и тем ослабляя трудовую, и стало быть, и пла
тежную силу волости.
Но вотчинное землевладение имело слишком большое
значение для самой княжеской власти, чтобы она могла
стать на сторону волости в этом конфликте. Боярщина,
по выражению Н. П. Павлова-Сильванского, действи
тельно, была институтом не только землевладения, но
и управления. Развитие вотчинного землевладения с при
сущей ему вотчинной властью стало существенным мо
ментом в организации боевой силы и хозяйственных
средств княжества рядом с путным-дворцовым и намест
ничьим управлением. Боярство и духовенство — две жи
вых и влиятельных опоры великокняжеской власти — ■
могли особенно рассчитывать на ее заботу о своих инте
ресах, об укреплении их социальной силы. А в то же
время — дать им опору в своей власти значило для ве
ликого князя усилить свои связи с руководящим общест
венным слоем и свое влияние на него. Обе эти задачи
великокняжеской власти определяют существо политики
жалованных грамот.
Духовные и светские вотчинники находят правовое
основание для своих земельных захватов за счет волост
ных общин в великокняжеских пожалованиях. Великий
князь (а по местным княжениям такова же практика дру
гих князей) выдает духовному учреждению или своему
боярину жалованную грамоту с разрешением произвести
заимку в той или иной волостной околице, пользовать
ся местными угодьями, занять под свое хозяйство запус
телые волостные участки, приобрести покупкой волост
ную деревню или новину, разработанную поселенцем на
волостной территории, и т. п., запрещая притом старос
те и крестьянам чинить какое-либо препятствие. Неред
ко такие жалованные грамоты получались для утверж
дения осуществленных на деле заимок и приобретений.
И в случае попытки спора народное обычное право не
изменно отступает перед вотчинным правом жалованных
грамот. Жалуя право на заимки, княжеские грамоты
разрешают и колонизацию пустошей призывом поселен
цев, преимущественно «из иных княжений», с оговор
кой — не сманивать местных волостных тяглых людей;
но практика была шире этих стеснений, и «тутошние
люди» продолжали притекать на вотчинные земли.
352 Тщетно пыталась княжеская власть бороться с расхище
нием тяглых земель и людей; в договорах XIV в. князья
уговаривались не покупать земель, обложенных данью,
и не отвлекать с них крестьян в свою службу, тем более
ставили преграду таким действиям вотчинных владель
цев. Но жизнь и эти попытки обессилила.
Как ни ревниво относились князья к своим правам
и доходам, великокняжеская власть развивала свои по
жалования, нуждаясь в боярской силе, и раздавала боя
рам дворцовые имения не только в кормление, но и в вот
чину, а также населенные земли с тяглыми волостными
крестьянами. Но эта последняя практика развернулась
во всю ширь только позднее — в XVI и начале л у П в.,
с развитием поместной системы. Однако отдельные при
меры пожалования населенной земли монастырям и слу
жилым князьям встречаются в раннюю пору (первый
пример относится к 1130 г. — жалованная грамота кня
зей Мстислава Владимировича и сына его Всеволода
новгородскому Юрьевскому монастырю на волость ВуЙ-
цы) и имеют характер отчуждения не земельного владе
ния, но княжеских прав и доходов в данной волости, по
скольку, впрочем, такое различение возможно при дан
ном укладе отношений.
Колонизуя занятые земли, крупные вотчинники засе
ляли их свободными поселенцами, кто им бил челом, во
крестьянство. На вотчинной земле эти свободные эле
менты сходились с исконной несвободной и полусвобод
ной рабочей силой вотчинного землевладения. Их объеди
няла не только общая хозяйственная организация, но и
общее подчинение вотчинной власти. Великокняжеские
жалованные грамоты утверждают право владельца на
вотчинный суд и расправу, освобождают население вот
чины от подчинения органам наместничьего суда и управ
ления (так называемые невъезжие и несудимые грамоты).
Вопреки довольно распространенному мнению, надо при
знать установленным, что эти грамоты не создавали но
вых прав и привилегий, а, согласно заключению, какое
высказал еще К. А. Неволин, только подтверждали тот
порядок, который существовал сам собой и по общему
правилу с древнейших времен. Однако формулировка
этих старых прав и их определение в жалованных гра
мотах ставила их на новое основание и в новые условия.
Признание, что для прочной действительности прав нуж
но пожалование от княжеской власти, делало их произ-
23—482 363 подними от княжой воли, как источника всякого при
чинного права; средневековое понятие пожалования ве
ло и с другой стороны к установлению зависимости этих
прав от княжой воли: пожалование налагало обязанность
верности и могло быть обусловлено определенными тре
бованиями. Великокняжеская власть использовала прак
тику выдачи жалованных грамот для проведения в жизнь
воззрения, что права грамотчиков подчинены ее верхов
ной воле, а обычный порядок возобновления грамот при
каждой смене правителей, с одной стороны, и вотчинни
ков— с другой, — для постепенного пересмотра грамот
по их содержанию, с общей тенденцией к ограничению
предоставленных грамотчикам льгот и привилегий. Так
жалованные грамоты, давая крупным землевладельцам
опору по отношению к другим группам населения, стави
ли в то же время вотчинную власть в подчиненную зави
симость от власти великого князя, делали ее из самодов
леющей— делегированной путем милостивого пожало
вания.
Вся эта эволюция отношений направлена к разреше
нию коренного противоречия между вотчинной властью
князя над всей территорией его княжения и вотчинными
же правами крупных землевладельцев. Весь строй этих
прав был настолько близок к княжескому властвованию
над территорией и населением, что связь боярщины
с княжеством, казалось, держится только на личной
вольной службе ее владельца князю. Право отказа ог
этой службы и отъезда с нее грозило поэтому наруше
нием целости самой территории княжества. В наших ис
точниках мало свидетельств о том, что русское средневе
ковье знало «отъезды с вотчинами» не только служилых
князей, но и вольных слуг; это потому, что наши источ
ники относятся преимущественно к Московскому княже
ству и к эпохе быстрого усиления великокняжеской вла
сти. Отъезд с вотчинами был рано подавлен, и великим
князьям оставалось лишь устранить их запоздалые пе
режитки в великорусских политических захолустьях, по
степенно входивших в его прямое управление, где доль
ше держалась изжитая старина. В тех документах, по
которым мы изучаем эти отношения, органическая связь
вольной службы с вольным вотчинным землевладением
уже порвана: боярин-отъездчик может служить друго
му князю, сохраняя вотчинные владения по месту преж
ней службы, но его вотчины «тянут судом и данью по
354 земле И ПО воде», Т. е. не ВЫХОДЯТ ИЗ политического СО»
става территории покинутого князя, и сам боярин обязан
в случае вражеского нападения лично и с людьми свои*
ми явиться на ее защиту. Боярская служба врастает
в землю, крепнут ее связи с территориальным господст
вом княжеской власти.
В XIV и XV столетиях договоры между князьями оза
бочены закреплением боярской службы за княжествами.
Великие князья проводят в них, по мере возможности,
подчинение всей воинской силы мобилизации и военно
му командованию по месту землевладения, а не личной
службы; подчиняют своему контролю боевую службу бо
яр младших княжений, входивших в состав территории
великого княжества, добиваются права карать уклоняю
щихся от нее.
Связь службы с землевладением была основой всего
строя средневекового военного дела. Служилые князья
и бояре приводили в великокняжеское войско отряды во
оруженных людей, набранных из населения их вотчин.
Личный отъезд боярина с княжеской службы не мог
и не должен был сопровождаться отливом вотчинной
ратной силы. На почве связи службы с землей должно
было разрастись постепенное подавление права свобод
ного отъезда. Оно с необходимостью вытекало из отри
цания отъезда с вотчинами. Правда, междукпяжеские
договоры долго продолжают гарантировать право лич
ного отъезда вольных слуг; но эти формулы, несомненно,
пережили, как и многое в договорных грамотах, живое
значение соответственных явлений. Пережитки личного
отъезда считались терпимыми между дружественными
и родственными князьями, между великим князем и его
младшей родней, но основная масса вольных слуг рано
его утратила путем договорного отрицания отъезда
«слуг под дворским», т. е. всего личного состава княжо
го двора; проведено в договорах и отрицание отъезда
с вотчинами крупнейших владельцев — служилых кня
зей: для них отъезд вырождается в бегство за рубеж
с утратой всех прав и связей. Скудость наших истори
ческих источников не дает полной картины упадка права
отъезда, этой гарантии вольной службы. Но упадок этот
является законченным во времена Ивана III. Те «запи
си о неотъезде», которым историки обычно придают столь
решительное значение в этом вопросе, — явление исклю
чительное. При Иване III такая запись взята с князя
23* 355 Дпппила Дмитриевича Холмского в 1474 г., когда его
родной брат Михаил еще сидел на своем Тверском уде
ле; при Василии III записи взяты с пленника — литов
ского воеводы князя Константина Острожского, с князя
Василия Шуйского, князей Вельских, Ивана Воротын
ского, Михаила Глинского, двух князей Шуйских, Ивана
и Андрея, и с Федора Мстиславского — всё недавних слуг
великокняжеской власти. Этими «записями» ликвидиру
ются последние проблески идеи свободного отъезда; эти
«укрепленные грамоты» обязывают служилых князей
к безвыходной пожизненной верной службе в рядах мос
ковского боярства, в составе великокняжеского двора.
И московское боярство — титулованное и нетитулован
ное — принимает их в свою среду групповой порукой за
их будущую верность своему государю. Записи эти толь-
ко и понятны на фоне представления об общем закреп
лении боярства па великокняжеской службе, с которым
в противоречии стояли попытки новых пришлых магна«
тов считать себя, по старине, вольными слугами.
Во второй половине XV в. вотчинное землевладение
и вольная служба склоняются перед вотчинным едино
державием государя великого князя. Бояре, дети бояр
ские и дворяне великого князя одинаково «невольные»
его слуги, и эта смена основных начал политического
строя осмысляется в общественном сознании эпохи не
как смена вольной личной службы состоянием обяза
тельного подданства государственной власти, а как пе
реход ее в личную зависимость, полную и безусловную,
которую и стали в XVI в. означать, называя всех слу
жилых людей «государевыми холопами». Барон Сигиз-
мунд Герберштейн, дважды — в 1517 и в 1526 гг.— при
езжавший в Москву послом от императора Максимилиа
на, был поражен державным самовластием вел. кн.
Василия III. «Властью, которую он применяет по отно
шению к своим подданным — так записал Герберштейн
свои впечатления в «Записках о Московитских делах» —
он легко превосходит всех монархов всего мира; и докон
чил он также то, что начал его отец, а именно: отнял
у всех князей и других владетельных лиц все их города
и укрепления; всех одинаково гнетет он жестоким раб
ством; так что, если он прикажет кому-нибудь быть при
его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь
посольство, тот вынужден исполнять все это на свой
счет; он применяет свою власть к духовным так же, как
356 и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей
воле жизнью и имуществом всех».
Вотчинное самодержавие выступило перед наблюда-
телем-иностранцем в первой четверти XVI в. вполне сло
жившимся явлением. Собирание княжеской власти, свя
занной обычно-правовыми отношениями, не только объ
единило ее в московском единодержавии, но высвободило
ее из пут «старины и пошлины» на полный простор само
державного властвования. Государь князь великий рас
поряжается «по своей воле» личными силами и матери
альными средствами всего населения, «жизнью и иму
ществом» всех. Эта полнота власти легла в основу
большой организационной работы, какая выполнена пра
вительством Московского государства в XVI столетии.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Московское цартство — III
Наступна: Московское цартство — V