Политическое здание Московского царства строилось
на самодержавном властвовании над всеми силами
409 и средствами страны. Осуществление подобного власт
вования требовало постоянного и весьма интенсивного
напряжения организующей й правящей деятельности
центрального правительства.
Вотчинному самодержавию всего более подходило бы
вотчинное управление. Но волостели Московской Руси не
стали зерном развития бюрократии слуг московского го
сударя. Размеры территории и разбросанность населения
при слабо развитых внутренних связях и сношениях де
лали задачу создания прочной административной сети —
прямых орудий центральной власти — непосильной для
Московского царства. Волостели остались такими же
кормленщиками, какими были наместники, элементом
той же боярской системы управления, которая тяготила
центральную власть своей дороговизной и притязатель
ностью, тягостью для населения и слабой деятельностью,
бесплодной для пользы «государева дела» и для элемен
тарных нужд охраны порядка и безопасности в местной
жизни. Преодолеть всю эту устарелую форму управления
местными делами стало очередной задачей Московского
государства, как только оно сложилось к началу XVI в.
Во второй четверти этого столетия правительство всту
пает на путь реформы местного управления. Оно идет
навстречу челобитьям местных уездных обществ, их ж а
лобам на крайнее развитие грабежей и разбоев, на без
деятельность власти, на большие убытки и малую пользу
от присылаемых из Москвы специальных сыщиков и обы-
щиков, и решается возложить местные задачи государ
ственного управления на ответственную самодея
тельность общественных организаций. В 30-х гг. XVI в.
центральная власть, сохраняя за крестьянскими волост
ными мирами и городскими посадскими общинами их
прежнее значение, передает уездным всесословным обще
ствам «губное» дело охраны общественной безопасности,
полицейскую власть и уголовный суд. В 50-х гг. идет от
мена кормлений с передачей всех функций наместничье
го и волостельского управления выборным от местных
тяглых общин. Так были использованы для зарождав
шегося на новых основаниях государственного управле
ния исконные навыки земской самодеятельности по сбо
ру тягла, защите общественного порядка и безопасности
и отправлению правосудия. На губных старост и цело
вальников возложена обязанность борьбы с «лихими
людьми», их розыска, преследования, суда над ними
410 н расправы под строгой ответственностью и контролем
московского Разбойного приказа. На земских старост,
излюбленных голов и земских судеек — ответственное
заведование тяглом и всеми повинностями населения
и суд по гражданским делам среди местных людей. При
том царская власть рассматривала эту земскую рефор
му как льготу для населения, избавляемого от кормлен
щиков, и возложило на него за такое пожалование осо
бый «окуп» в виде уплаты «оброка за намесничь корм».
Однако, по существу, подобная организация местного
управления была более ответственной повинностью, чем
льготой. В основе земских учреждений XVI в. лежал тот
же принцип круговой поруки, принудительного «выбора
за руками» для отбывания государственной повинности
и даровой службы «государеву делу», на котором по
строена затем финансовая служба столичного купечества
и провинциального торгового люда.
Широкая организация общественной службы во всех
отраслях государственного управления давала возмож
ность обходиться весьма упрощенной административной
системой, приспособленной для эксплуатации на госу
дарственные нужды личных и экономических сил страны,
хотя и непригодной для более сложных и творческих за
дач центральной власти. Эта власть могла, при таких
условиях, держать постоянных агентов лишь в некото
рых пунктах для специальных целей — воевод в погра
ничных городах, городовых приказчиков в крепостях
и т. п., обходясь в остальном работой общественных
групп и их выборных или временными посылками мос
ковских служилых людей для срочных поручений. Эле
ментарный уклад народнохозяйственного быта и слабое
развитие внутренних культурно-экономических связей
между отдельными областями Великороссии суживали
задачи и ослабляли интенсивность управления ее быто
вой жизнью. Московский центр искал лишь таких форм
этого управления, которое могли бы обеспечить, с наи
меньшей затратой его сил и его средств, исправное от
бывание службы и тягла. Стягивая к себе все более зна
чительные элементы землевладения и торгово-промыш
ленного капитала, этот центр выработал из социальных
групп, которые имели руководящее значение в сфере ос
новных экономических сил Страны, орудия своего власт
вования над ними и остальное «государево дело» (в бо
лее широком смысле слова) мог переложить на
411 ответственную самодеятельность местных общественных
организаций.
Так получился весьма напряженный социально-поли
тический строй Московского государства: весь строй зем
ских сил определен задачами служения «государеву
делу». А над ним выросла организующая, руководящая
и контролирующая всю государственную работу систе
ма центральных учреждений — боярской думы и при
казов.
Разногласие наших ученых (Сергеевич против Клю
чевского) по вопросу о том, была ли боярская дума «уч
реждением» в том строгом значении, какое это понятие
получило в юридически оформленном бюрократическом
строе управления, имеет свой глубокий смысл, как име
ло его и парадоксальное утверждение Сергеевича, будто
указание в царском Судебнике нормального порядка из
дания новых узаконений по всех бояр приговору было
попыткой законом ограничить царское самодержавие.
Самодержавная власть стремилась превратить думу
в высшее «приказное» учреждение, личный состав кото
рого и вся деятельность целиком зависели бы от ее во
ли. При сохранении за боярской думой, в силу окрепших
местнических традиций, аристократического характера,
а за боярской средой самостоятельного общественно-по
литического влияния, это учреждение плохо укладыва
лось в рамки хоть и высшего, но исполнительного и сове
щательного органа приказного управления. Только раз
гром боярских традиций и боярской силы в суровые годы
Грозного и в Смутное время осуществил перерождение
старой боярской думы в учреждение, которое стало и по
литически и социально бесцветным орудием царской вла
сти. Собрание «бояр всех» теряет в XVII в. реальное зна
чение, вырождаясь в церемониальный момент торжест
венных выступлений царской власти; подлинная
государственная работа сосредоточивается либо в засе
дании ближних, комнатных бояр государева «верха», ли
бо в деятельности отдельных боярских комиссий и адми
нистративных заседаний «Расправной палаты» как ор
ганов приказного дела. Такое перерождение боярской
думы стало возможным и неизбежным при окончатель
ном торжестве приказного бюрократического строя все
го управления в Московском государстве.
Преобладание и быстрое развитие приказного нача
ла в московской государственной жизни было главным
412 политическим результатом великого кризиса, пережитого
в начале XVII в. Условия, которые привели к этому кри
зису, коренились глубоко в строе народной и государ
ственной жизни Московской Руси. Замкнутая в себе
внешними давлениями татарской и литовской силы, Ве
ликороссия внутренно окрепла и сплотилась под властью
Москвы. Ее силы, подобранные и скованные в нацио
нальное государство под самодержавной властью
в борьбе за существование, перешли с роковой неизбеж
ностью, обусловленной общими политико-географически
ми отношениями, от организации самообороны в наступ
ление и сломили преграды для нового подъема колониза
ционного движения в южном и восточном направлениях.
Борьба за торговые и колонизационные пути выво
дит Великороссию в ряде быстрых успехов далеко за ее
этнографические пределы. Завоевание Поволжья и дви
жение в бассейн Дона, в бассейн Днепра через Север
скую украйну, а через Новгородскую область к Балтий
скому морю ставит исторически молодое Великорусское
государство перед вековечной исторической проблемой
организации политической жизни в сложном и неустой
чивом хаосе отношений великой Восточно-Европейской
равнины. Великороссия вступает на пути созидания Ве
ликой России. Ее только что собранные и элементарно
сорганизованные силы раскидываются вширь ценой глу
бокого надрыва для экономического, социального и го
сударственного равновесия центральных великорусских
областей. Колонизация новых пространств, открывших
ся для народнохозяйственной трудовой эксплуатации
земледельческих и промысловых природных богатств,
тяга по стародавним переселенческим и торговым путям
всколыхнула население Великороссии и увлекла его на
новое рассеяние. Вторая половина XVI в. — время внеш
ней силы Московского государства и нарастающего кри
зиса его народнохозяйственной базы. В основе тех глубо
ких противоречий, какие раскрыты кризисом Смуты в со
циальном и политическом строе Московского государства,
лежало одно, глубочайшее, экономическое противо
речие— несоответствие наличных окрепших и организо
ванных сил страны неустранимым запросам ее историче
ских судеб. Тревожными, жуткими предчувствиями полна
письменность Московской Руси времен Ивана Гроз
ного. Чуется, что почва колеблется под зданием Велико
русского государства, колеблется его сила и уходит, рас-
413 текаясь в открытых пространствах Восточно-Европейской
равнины. Судорожные, грозные приемы властвования
царя Ивана Васильевича, когда он «всю землю яко се
кирою на полы разсече» — на опричнину и земщину,
созданы отражением в его взбудораженной натуре ощу
щения стихийного процесса, в котором нарастало проти
воречие внешней мощи самодержавного царства и ко
ренного надрыва его внутренней организованной силы.
Экономический кризис обострил до крайности противо
речия социальных интересов, разразившиеся в Смуте го
дами напряженной борьбы между отдельными социаль
ными группами. Назревший кризис развернулся
в «великую разруху Московского государства», как
только — с концом династии «прирожденных» госуда
рей — пошатнулась внешняя форма традиционного по
литического строя. Прекращение династии — грозная
катастрофа для государства, построенного на началах
вотчинной монархии. Оно подвергло тяжкому испытанию
московское политическое здание в самых ее основах. Ка
кие политические силы удержат единство государствен
ной организации и поддержат ее внутренние связи без
твердой опоры в том центре, который ее создал? Царская
власть усилилась до полного самодержавия, уничтожая
самостоятельное государственное значение и церкви
и боярства. Она создала иные орудия своего правления
в сильно централизованной организации служилого и тяг
лого классов. Носителями всей системы «государева де
ла» стали корпорации военно-служилого землевладель
ческого люда и торгово-промышленного класса. Роль
высшей иерархии «государевых богомольцев» и бояр,
царских советников, сузилась до значения «царского
синклита», стянутого к государеву «верху». Это — совет
ники царской власти, без самостоятельного земского по
литического значения. Не у них ищет царь Иван Гроз
ный выяснения общего учета сил страны и опоры в труд
ном решении, вести ли дальше борьбу за свободный
доступ к Балтийскому морю и за западнорусские земли
при переходе Ливонской войны в более опасную войну
с польско-литовской Речью Посполитой, а у «совета всех
чипов Московского государства» — у земского собора.
Этот новый тип государственного совещания явился
естественным результатом коренной перестройки органи
зованных общественных сил Московского государства.
Прежние собрания «всех бояр», деятелей боярской ду
414 мы и областного управления, вместе с «освященным со
бором» духовенства, даже расширенные призывом бо
лее широкого круга государевых служилых людей, уже
не обеспечивали, особенно после отмены кормлений, до
статочной осведомленности в подлинном положении
страны и не выражали мнения всей среды, на деятель
ность которой опиралось царское управление. Подобно
тем собраниям, и земские соборы XVI в. были, по вы
ражению В. О. Ключевского, совещаниями правительст
ва с агентами его власти. Но строй органов этого власт
вования был иной, иным стал и состав совещания: при
зываются приказные люди, служилые люди разных
разрядов, группы лиц из торгово-промышленных органи
заций. Созыв всех «чинов» Московского государства вме
сте с боярской думой и освященным собором и образует
то, что мы называем земским собором. В самом исходе
XVI в., когда прервалось существование старой динас
тии московских государей, такому собору пришлось
сыграть роль основной политической силы государства
в избрании на осиротевший царский престол Бориса Го
дунова. В смутные годы «великой разрухи Московскаго
государства» в напряженном искании пути к восстанов
лению законной государственной власти крепнет созна
ние, что только в «совете всей земли», в земском собо
ре, — источник силы, которая может разрешить такую
задачу. Организованные общественные группы — бояр
ство и духовенство, служилый и тяглый классы, объеди
ненные в лице своих представителей на земском соборе,
воплощают государственную власть в учредительном со
брании, которое создало временное правительство «бояр,
князя Дмитрия Пожар’скаго с товарищами», а затем из
брало на престол родоначальника новой царской динас
тии— Михаила Романова. Но это был собор иного, по
существу, состава, чем прежние соборы XVI в. Формаль
ное различие было невелико с точки зрения людей той
эпохи. Избрание так широко применялось при определе
нии лиц на разные должности и службы, что применение
выборного начала к лицам, предназначенным для учас
тия в «совете всей земли», едва ли проводило сколько-
нибудь резкую разницу между их значением и теми аген
тами правительственной власти, какие созывались на со
боры XVI в. Избрание представителя на земский собор
производилось в XVII в. так же, как «выборы за руками»
на должности по губным и земским учреждениям, и та*
415 кие выборные становились рядом с призванными на со
бор московскими служилыми людьми, которые могли
быть созваны для обсуждения спешного дела и без фор
мальных выборов. Однако, по существу, эти представи
тели, являясь на собор по поручению своих избирателей
с челобитными, где излагались пожелания и требования
данной общественной среды, и настойчивым стремлени
ем провести их в жизнь, были новым и значительным яв
лением московской жизни — народными, вернее — со
словными ее представителями. Земские соборы Москов
ской Руси не раз сравнивали с западноевропейскими
сословными представительными собраниями. В их об
щей структуре и в той роли, какую они призваны были
сыграть при переломе хода политической жизни стра
ны, действительно, много сходного. Это явления одного
исторического типа. Но в степени развития, какого этот
тип достиг в разных странах Западной Европы и у нас
на Руси,— глубокие и значительные отличия. Москов
ская Русь по-своему и в иных условиях пережила тот
момент исторической жизни, который обычно характери
зуется по отношению к Западной Европе термином «со
словная монархия». Основное отличие может быть опреде
лено тем, что в странах Западной Европы возникновение
сословных представительных собраний было необхо
димым и крупнейшим фактором самого собирания влас
ти из ее феодального дробления и рассеяния; на Руси
земские соборы явились фактором организации государ
ственного дела в единодержавной и самодержавной мо
нархии, закончившей собирание власти полной победой
над удельно-вотчинным ее дроблением. Организованные
общественные группы, призванные верховной властью
к участию в обсуждении и решении государственных дел,
не были, как на Западе, носителями элементов политиче
ской власти, а воплощали в своем строе начало ответ
ственных служб и повинностей по «государеву делу».
Однако самое обращение царской власти в трудный мо
мент государственной жизни к совету всех чинов Мос
ковского государства было попыткой найти в обществен
ных силах страны опору и поддержку, выходящие за
пределы безусловного повиновения государевых холопов
и сирот. На соборах XVI в. руководящие общественные
группы призваны к сознательному гражданскому участию
в государственной работе. Кризис правительственной
власти — основной политический мотив Смуты — призвал
416 их к властным избирательным и учредительным дейст
виям. «Всего мира безумное молчание» — тот морально
общественный грех, который, по мнению вдумчивого
книжника-современника, навлек на Русскую землю
Божью кару великой разрухи, должен был быть искуп
лен энергичным действием земского мира на спасение
родины и разрушенного государственного порядка. В сло
жившийся уклад социально-политических отношений
вливается новое содержание — общественное, граждан
ское и сословное. «Государево дело» приходится понять
глубже и свободнее, как «дело земское», которое имеет
свою высокую ценность, независимо от целей и интере
сов вотчинной державной власти. Общественные силы,
которые доведены до этого сознания тяжкими испытани
ями «великой московской трагедии», как прозвали Смуту
поляки, пробуждены в самодеятельности и самосознанию.
Это силы, сорганизованные старой властью и дис
циплинированные в отбывании службы и тягла. Сплочен
ные в уездных и посадских ячейках, они выросли, благо
даря централизованной системе организации и управления
служилым землевладением и торгово-промышлен
ным бытом, из тесных рамок местных областных интере
сов. «Великая разруха» заставила их остро пережить
ценность государственного единства для землевладель
ческой и торгово-промышленной жизни. И они поднялись
на восстановление государства из развалин Смуты.
Однако тяжко жилось служилым и тяглым людям под
высокой рукой царя и великого князя в годы царя Ива
на. Не одни бояре страдали от властного произвола. На
них только резче и мучительнее отражались безудерж
ные вспышки царского гнева, унизительные выверты
царской подозрительности и жестокие судороги взбаламу
ченного царского духа. Личному произволу царя они про
тивопоставили требование гарантии личных и имущест
венных прав соблюдением правильных форм великокня
жеского суда в судебных заседаниях боярской думы
и протест против небрежения обычными порядками вер
ховного управления выработки царских постановлений
в «боярских,приговорах». Эти основные начала тради-
ционнной законности шли, по существу, много дальше
отрицания практики опал и случайностей вотчинного ус
мотрения. Принятые последовательно и до конца, они за
ключали в себе отрицание бесправного положения госу
даревых холопов и государевых сирот перед вотчинной
27—482 417 самодержавной властью и ее полномочными органами.
И крсстоцеловальной записи, взятой с даря Василия
Шуйского, бояре придали своему стремлению к гарантии
от произвола царской карающей власти общий харак
тер: царь Василий целует крест всем православным хрис
тианам, что будет судить их истинным, праведным
судом, никаким недругам их не по правде не выдаст и бу
дет их оберегать от всякого насильства. Брожение обще
ственной мысли в бурные годы Смуты расширило и уг
лубило этот протест против необеспеченности всех лич
ных и имущественных прав при вотчинном строе власти
и управления. Средние общественные слои— служилые
и посадские люди — поднялись на защиту государствен
ного порядка не только от разрухи его вражеской силой
иноземцев и своих смутьянов; они ищут такого восста
новления этого порядка, который обеспечил бы населе
ние от злоупотреблений властей и насильства «сильных
людей», утвердил бы всемерно законность в деле суда
и управления важнейшими государственными и общест
венными интересами. Восстановление правительствен
ной работы тесно сплетается с потребностью ее упорядо
чения. Эти искания поднимаются, при благоприятных
условиях, до прямой постановки основного политическо
го вопроса — о безграничных, самодовлеющих полномо
чиях верховной власти. Договор об избрании на царство
королевича Владислава устанавливает ограничение еди
ноличной власти царя боярской думой, боярским судом
и «советом всей земли»; организация временного прави
тельства над «всей землей» в подмосковном ополчении
1611 г., как и во втором нижегородском ополчении, вы
двигает значение «земских приговоров» как основного
источника всяких полномочий и правотворческих дейст
вий. Но такая постановка политической проблемы обус
ловлена исключительными обстоятельствами «безгосу-
дарного» времени, решением призвать на престол
иноземного и иноверного кандидата, необходимостью вру
чить ополченским вождям высшие полномочия правле
ния земским государственным делом. Она не окрепла
в новую политическую доктрину, построенную на идее
народовластия, а создана тревогой за судьбу насущных
интересов при данных чрезвычайных обстоятельствах.
Основные тенденции общественной массы, глубоко кон
сервативной по всему укладу своих воззрений, шли по
иному руслу — к восстановлению традиционного поли тического строя, к воссозданию династии «прирожденных
государей» как привычной центральной силы государ
ственного порядка. Много было затрачено историками
усилий на разрешение в положительном смысле пресло
вутого вопроса о попытке формально ограничить власть
новоизбранного царя Михаила, и вопрос этот до сих пор
считается спорным. И это понятно, хотя бесплодны та
кие усилия. Понятно потому, что рядом с вопросом о мни
мом ограничении царской власти в начале XVII в. стоят
более содержательные и исторически значительные на
блюдения над общественными настроениями эпохи, на
мученной потрясением всех основ гражданского быта.
Ж ажда прочного успокоения страны и устроения ее бы
та, который был бы, наконец, поставлен «на мере, на
веки непорушимо», создавала новые, более сознательные
представления о государственном управлении, которое
уже не только «государево дело», а «дело земское и Бо-
жие». Все настойчивее выдвигается самою жизнью зада
ча устроения страны, а не только эксплуатация ее сил
и средств на нужды «государева дела». Эволюция са
мого понимания задач государственной власти, харак
терная для XVII в., та эволюция, которая привела в ко
нечном итоге к смене вотчинной монархии полицейским
государством с его системой «просвещенной» опеки над
всеми сторонами народной жизни во имя «общего бла
га», вырастала постепенно из крайне тяжких условий
московской государственной и общественной жизни.
Служилые землевладельцы и тяглые посадские торгов
цы добиваются закрепления за собой добытых устоев
своего социального положения, обеспечения своих клас
совых интересов как приобретенных прав. Не участие
в верховной власти их манит, а утверждение сложивше
гося социального строя как правового, сословного. Их
стремления направлены, прежде всего, на то, чтобы от
стоять свои интересы от конкурирующих интересов об
щественных верхов — носителей крупного землевладе
ния— и низов — крестьянской массы, закрепляя за собой
перевес социальной силы, но также от произвола правя
щей власти. Они требуют определения своей сословно
сти, ее признания и обеспечения. А в дальнейшем они не
проявят большой политической настойчивости. Испы
танная опора московского самодержавия, с ним вырос
шая, им и организованная, средние классы держат
в руках основной народнохозяйственный капитал, и их
27* 419 интересы совпадают, по существу, с интересами госу
дарственной власти, которая расширяет в течение XVII в.
свои заботы о дворянском землевладении и развитии
торгово-промышленной жизни, а «общее благо» рассма
тривает под углом зрения их процветания. Политическая
слабость сословного движения зависит, кроме того, от
общего уклада тогдашней русской социально-экономи
ческой жизни. Незначительное развитие городской жизни
и торгово-промышленного оборота не давало опоры ро
сту требовательности торгово-промышленного класса,
который на Руси не дорос до экономической и культур
ной силы «третьего сословия»; на первом месте в рус
ском сословном движении — землевладельческое дворян
ство, которое сохранило все социальные и психические
черты «служилого» класса. Сословные требования дво
рянства направлены на требование полного закрепоще
ния крестьян с отменой «урочных лет» для сыска беглых
и устранением свободы «выхода» для всего населения
владельческой деревни, не одних только старожильцев-
дворохозяев, более равномерного распределения служеб
ной тяготы, соответственно количеству рабочей силы
каждого имения, и служебного возвышения по заслугам
вне зависимости от местнических привилегий боярства.
Торгово-промышленный класс добивается устранения
конкуренции других разрядов населения в торговом де
ле, реформы обложения, покровительственной политики
против привилегий иностранного купечества. И оба со
словия сходятся в настояниях на упорядочении судебного
дела, чтобы суд стал ближе к населению и давал лучшие
гарантии, особенно в делах против «сильных людей»,
бьют челом о возврате к тем временам, когда в суде уча
ствовали представители местного земского населения.
Сходились они и в протестах против привилегированно
го положения — особенно в государственных повинно
стях и подсудности — духовной и светской аристократии.
И шаг за шагом они добиваются осуществления своих
основных пожеланий. Только общественно-политичес
кий элемент этих пожеланий встретил решительный от
пор. «Холопы государевы и сироты великим государям
никогда не указывали», — отвечает царская власть на
челобитья, которые, в ее представлении, выходят за пре
делы материальных сословных нужд; отвергает она
мысль о восстановлении значения земского элемента
в провинциальном суде и управлении, утверждая, будто
420 «того никогда не бывало, чтобы мужики с боярами,
окольничими и воеводами у расправных дел были,
и впредь того не будет»; сурово отвергает царская власть
тягу сословных представителей к законодательной ини
циативе на земском соборе, отзываясь с крайним прене
брежением о «шуме», какой подымают избиратели из-за
того, что их делегаты не добились выполнения «разных
их прихотей в Уложении».
Сословные пожелания доходили до правительства
в изобилии путем челобитных от разных сословных групп
на земских соборах и помимо них. Правительство само
их вызывало, призывая на земские соборы выборных,
«которые умели бы рассказать обиды и насильства и ра
зорения», и обещая, что обсудит с ними «всякие нужды
и тесноты» населения и будет «о Московском государст
ве промышлять, чтобы во всем поправить, как лучше».
Но выполняло оно из этих пожеланий лишь то, что было
полезно и нужно для интересов «государева и земского
дела», а выборных людей держало в положении полез
ных сведущих людей да покорных челобитчиков. Зем
ские соборы так и не вошли органическим элементом
в политический строй Московского государства. Лишь
в первые годы царя Михаила они — существенная опо
ра еще неокрепшего правительственного авторитета,
а затем сходят на роль голоса «всей земли», сословных
ее элементов, к которому правительственная власть при
слушивается деловито, но с возрастающим недовольст
вом. Слишком громко звучит для ее слуха критика при
казного управления и деятельности правящих верхов на
соборах 40-х гг. XVII в. Эта критика вызывает острую
тревогу в связи с народными волнениями, которых ос
новной мотив — неводольство засильем приказной бюро
кратии и тяжким закрепощением всех общественных ин
тересов государственной силой. Попытка отдать дело
о псковском бунте в 1650 г. на суждение земского собора
дала настолько неудовлетворительные результаты, что
власти приняли меры для усиленного наблюдения за
«воровскими» речами, какие раздались в самой столице.
Правительство спешит свести на нет практику совеща
ний со «всей землей». Земские соборы 50-х гг. — по воп
росу о борьбе за Малороссию — только внешняя форма,
без подлинного живого содержания: опрошенные «по
чинам — порознь» члены собора только повторяют го
товое решение царя и его боярской думы. И когда мос
421 ковские торговые люди разных статей выступили в 60-х гг,
с заявлением — по поводу запроса о средствах выйти из
тяжелого финансового кризиса, созданного неудачной
денежной политикой правительства, — что они не могут
высказываться по столь важному вопросу, потому что
это дело «всего государства, всех городов и всех чинов»,
правительство предпочло идти на решительное призна
ние государственного банкротства, но не созывать зем
ского собора.
Весь этот недолгий период деятельности земских со
боров был временем усиленного строения приказной бю
рократической системы управления. Земские соборы
остались лишь чрезвычайным приемом управления при
разрешении особо трудных и тревожных задач. Общие
условия государственной жизни не были благоприятны
какой-либо перестройке внутренних политических отно
шений. После Смуты Московское государство затрачи
вает огромные усилия на восстановление разбитой в раз
рухе организации своего социально-политического строя.
А внешние его судьбы лишь обострили дапрях<еиность
этого строя и острую потребность усиленного подчинения
всех сил и средств страны все разраставшимся потреб
ностям государства. В первые десятилетия новой дина
стии Московскому государству удалось — и то ценой
больших усилий — укрепиться на тех территориальных
пределах, какие определились после потерь Смутного
времени. Это время восстановления и сосредоточения
национальной силы накануне нового периода ее насту
пательных движений. Постепенно возрождаются старые
тенденции этих движений — в тяге к Балтийскому морю,
в Днепровский бассейн, на юг — к Черному морю, раз
растается колонизационное движение в Поволжье и на
восток — в Приуралье, в глубь Сибири. Нарастает и раз
вивается в течение XVII в. глубокий переворот между
народного положения Московского государства, кото
рый изменил в корень и внутренний смысл его политиче
ской работы. В борьбе за Малороссию Великорусское
государство вышло на тот путь, который привел его
к перерождению в государство Всероссийское, к смене
Московского царства — Российской империей. Непомер
ное расширение территориальной базы, на которой строи
лась московская государственность, получило особый
культурно-исторический смысл по связи с чрезвычайным
осложнением этнографического состава населения госу
422 дарственной территории. Московское царство, выросшее
на великорусской основе, теряет этот свой исконный
областной национальный характер. До крайней степени
увеличены всем этим историческим процессом организа
ционные задачи правительственной власти и потребность
в огромной затрате средств на удовлетворение текущих
военных и мирных нужд государства. Закрепощение всех
разрядов населения по службе и тяглу достигает в XVII в.
лишь большей определенности и законченности, сопро
вождаясь более строгим разграничением между отдель
ными сословными группами. Общественный строй Мос
ковской Руси представлялся людям XVII в. в виде строй
ной системы «неподвижного вовеки крепостного устава»,
которым все государевы люди распределены на четыре
«великих чина»: духовный, служилый, торговый и зем
ледельческий, строго разграниченные в государственных
повинностях, с одной стороны, в специальных сословных
правах и формах деятельности — с другой. Правда, что
такая идеальная схема плохо соответствовала действи
тельности. Населению Московского государства мудрено
было дойти до строгой кристаллизации в замкнутых со
словных формах. Колонизационное движение и рост
государственной территории, элементарность экономиче
ского быта и условия торгово-промышленной жизни за
держивали и нарушали отчетливую дифференциацию
общественных классов, поддержать и закрепить которую
стремилась правительственная власть.
Усилия этой власти «поставить на мере» службу
и тягло, подчинив их распорядку всю социальную струк
туру страны, вели развитие государственного управле
ния к усилению бюрократической централизации и при
казной власти в местном управлении. XVII в. — время
полного расцвета самодержавной власти и приказной
организации ее правительственных органов. Расстройст
во сил н средств страны после Смуты, их крайняя недо
статочность, при крупном и быстром росте требований
государства, ставили еще напряженнее, чем в XVI в.,
задачу создания такого управления, которое сосредото
чило бы в руках центральной власти полный их учет
и полную возможность управления ими. Тенденция
к усилению административной власти и ее большей цент
рализации воплотилась в росте центральных приказных
учреждений. Усиленная работа по восстановлению слу
жилого и землевладельческого строя, государственного
423 п народного хозяйства переходит постепенно в ряд по
пыток разрешить более сложные задачи по развитию
новых форм военного дела, торговли и промышленности,
по усвоению западноевропейской техники этих отраслей
народно-государственной жизни, по более творческому
руководству экономическим и культурным бытом страны.
Расширяя размеры своего правительственного почина,
царская власть создает новые и новые приказные учреж
дения; растет их количество, растет и их сила в ходе
государственной и общественной жизни. Верховная
власть времен патриарха Филарета и царя Алексея ис
пытывает даже тревогу перед этой самостоятельной пра
вительственной силой приказных учреждений, деятель
ность которых вызывает недовольство населения и под
дается лишь весьма относительному руководству
и контролю державного «верха». Роль личной царской
власти в делах правления отступает на второй план,
и эта власть характерно противопоставлена в сознании
ее носителей и народной массы самодовлеющему строю
приказной бюрократии. Она пытается бороться с таким
явлением, организуя особополномочные учреждения из
доверенных лиц для борьбы с злоупотреблениями и во
обще с теми приказными навыками, о которых царь
Алексей отзывался с большим раздражением, как о «зло-
хитренных московских обычаях» и «московской волоки
те». Эти органы верховного контроля — приказы, «что
на сильных людей бьют челом», принимали характер
чрезвычайных ревизионных и следственных учрежде
ний — еудных приказов, но мало давали прочных резуль
татов. Царь Алексей Михайлович, отстаивая свое воз
можно деятельное личное участие в делах управления,
создал себе особый ближний орган царской деятельности,
вне и поверх обычной системы приказных учреждений —
в виде Приказа великого государя тайных дел, куда пе
реходили на рассмотрение и вершение, наблюдение и по
становку по-новому разнообразные дела, особенно близ
ко интересовавшие царя по тем или иным личным или
принципиальным соображениям.
Московское царство принимало строй бюрократиче
ски организованной монархии. И та же бюрократизация
управления охватывает и местные органы правительст
венной власти. С первых лет после Смуты центральная
власть стремится поставить свои местные органы ближе
к заведованию делом государственного управления в об
424 ластях, и, несмотря на то значение, какое приобрели
местные самоуправляющиеся миры в эпоху восстановле
ния государственного порядка из пережитой разрухи,
ищет опоры не в них, а в усилении приказного областно
го управления. Готовая форма для этого была создана
в боевых и тревожных обстоятельствах Смутного вре
мени. Ею оказалась должность воеводы, которая в пре
жнее время существовала лищь на окраинах, где посто
янная опасность пограничных отношений и скопление
беспокойного населения—выходцев и беглых из централь
ных областей—требовали особой бдительности- Воеводы
соединяли в своих руках военную власть, финансовое
и полицейское управление с судом и расправой по от
ношению ко всему населению уезда. Условия Смутного
времени вызвали назначение воевод со столь же широ
кими полномочиями в города и уезды Московского цент
ра; во время земского движения они нередко являлись
для него готовыми руководителями. Правительство
новой династии сохранило это значение воеводской дол
жности и сделало ее повсеместным учреждением; этим
удовлетворялась потребность усилить правительственное
воздействие на ход местной жизни.
Воевода — не самостоятельный наместник, а орган
приказного управления, исполнитель подробных наказов
и многочисленных отдельных предписаний, присылаемых
ему из Москвы. Он и не кормленщик, казенные доходы
ведает не на себя, а целиком на государя, не получает
и кормов от населения. На деле эта весьма рудиментарно
построенная местная власть стала почти бесконтрольной
распорядительницей судеб местного населения. Неосве
домленность центральной власти, общее расстройство
порядка, усложнение задач управления по мере роста го
сударственной территории — заставляли предоставлять
воеводам, при всем желании всячески регламентировать
их деятельность, весьма широкие и мало определенные
полномочия, предписывая им принимать нужные меры,
без сношения с правительственным центром, «смотря по
тамошнему делу», как окажется «пригоже». А скудость
правительственных средств и организационных навыков
оставляла воевод на иждивении местного населения: они
и весь их штат кормились «от дел», получая «доброволь
ные» приношения, что не встречало осуждения ни в пра
вительстве, ни в общественных нравах. «Злохитренные
обычаи» приказного строя одинаково отравляли и цент-
425 рлльное и областное управление, как черта культурной
п материальной бедности Московской Руси.
С такими элементарными формами государственного
устройства стояло Московское царство перед задачами
огромной сложности, какие созданы общими условиями
его внешней, международной и внутренней, националь
ной жизни в XVII в.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Московское цартство — IX
Наступна: Московское цартство — XI