Лінгвістичні студії: Збірник наукових праць.

Галина Потапова — О МОРФОНОЛОГИИ РУССКИХ ОТГЛАГОЛЬНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД (НА МАТЕРИАЛЕ СГ С ВЕРШИНАМИ ГЛАГОЛАМИ ЗВУКООБОЗНАЧЕНИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ)

Стаття присвячена вивченню актуального питання сьогодення морфонології словотвірного гнізда. На
матеріалі 61 словотвірного гнізда з вершинними дієсловами звукопозначення та звуконаслідування
упорядковані та досліджені морфонологічні операції. Зазначено, що однією з найбільш частотних
морфонологічних операції є зміна акцентуації. Здійснений аналіз морфонології словотвірних гнізд дав
можливість встановити зв’язок між словотвірною активністю гнізда та її морфонологічною маркованністю.
Ключові слова: морфонологія, словотвірне гніздо, морфонологічні операції, зміна акцентуації,
чергування.

Специфика морфонологии в ее «несамостоятельности». Это вспомогательный уровень языка,
призванный объяснить связь «знаковых» единиц языка – морфем и слов с «незнаковыми» единицами –
фонемами. Морфонологические операции, сопровождающие словоизменение и словообразование, упорядочены
морфонологическими правилами, которые, в свою очередь, «служат для того, чтобы поддерживать и усиливать
соответствующие грамматические оппозиции и, вместе с тем, отражать одновременно иерархию этих
отношений и классов» [Stankiewicz: 505]. Исследователи, по-разному видящие связь фонемного и
словообразовательного уровня в языковой системе, соответственно по-разному видят и определяют место
морфонологии в этой системе. Отличительной чертой морфонологии является то, что в ней почти полностью
отсутствуют теоретические положения, которые не вызывали бы разногласия. Ключевые вопросы
морфонологии: предмет и задачи этой науки, наличие у нее собственных единиц, существование особого
морфонологического уровня – все это темы постоянных дискуссий. В русистике основы морфонологии были
заложены Н.В.Крушевским и И.А.Бодуэном де Куртенэ. Н.Крушевский, находясь под влиянием философии и
логики, не только наблюдал и описывал языковые факты, как делали многие до него, он впервые попытался
раскрыть законы, управляющие языковой системой. Первыми среди таких законов стали законы
морфологические. Он описал языковые явления в терминах ассимиляций, где среди прочих впервые выделил
ассимиляцию морфологическую (морфонологическую) («Об аналогии и народной этимологии» [Крушевский:
48-71]), сформулировал закон о морфологической абсорбции («Лингвистические заметки» [Крушевский: 59-
65]), предложил первую классификацию морфонологических чередований («Очерк науки о языке»
[Крушевский: 96-195]). И.А.Бодуэн де Куртенэ, работая параллельно и используя выводы своего ученика,
описал морфонологический характер звуковых изменений, которые он назвал альтернациями («Опыт теории
фонетических альтернаций» [Бодуэн де Куртенэ: 1, 265-348]), объяснил, почему единицей морфонологии
необходимо считать алломорф (альтернирующую морфему), а не фонему [Бодуэн де Куртенэ: 2, 163 -175]
Задачи морфонологии как науки были обобщены и сформулированы Н.С.Трубецким. Среди них он
назвал изучение фонологической структуры морфемы, комбинаторных звуковых изменений в морфемных
сочетаниях, звуковых чередований, выполняющих морфологическую функцию. Однако широта взглядов
Н.Трубецкого на морфонологию привела к концептуальному плюрализму в определении морфонологии. Ее
© Потапова Г.М., 2007 ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 15
412
считают частью морфологии (М.Хале, В.И.Залхоев), определенным кодом преобразования потока морфем
(О.С.Ахманова), парадигматической морфемикой (Е.В.Клобукова), существуют и другие точки зрения. Над
описанием морфонологических преобразований в разных частях речи работали Р. Якобсон, М. Панов, М.Хале,
Н.Ильина и др. Дальнейшее творческое развитие получили и отдельные пункты программы Н.С.Трубецкого.
Одним из актуальных на сегодняшний день направлений в морфонологии стала морфонология
словообразовательного гнезда (СГ). Основная задача исследования СГ – проследить общую направленность
морфонологических процессов, что в дальнейшем позволит «не только дифференцировать корневые и
аффиксальные морфемы, глагольные и именные корни, не только маркировать определенные морфемные швы,
но и осуществлять целый ряд сложных функций – способствовать грамматической дифференциации классов и
серий форм, проводить расподобление прагматических и синтагматических рядов» [Кубрякова, Панкрац: 13].
Для нашего исследования было отобрано 61 словообразовательное гнездо с вершинами глаголами
звукообозначения и звукоподражания. Это составило 1524 производных. Выборка проводилась по
«Словообразовательному словарю русского языка» [Тихонов] и «Толковому словарю словообразовательных
единиц русского язык» [Ефремова].
Исходя из того, что морфонологическая структура СГ определяется фонологической структурой его
вершины, для описания морфонологии СГ глаголов звукообозначения и звукоподражания, прежде всего, были
исследованы фонологические структуры вершин СГ. При этом учитывалось: фонемный состав основы (в связи
с тем, что согласные и гласные неоднородны в функционировании; слоговой состав основы (так как слог
является носителем акцентуации, а смена акцентуации – одна из морфонологических операций [Редькин,
Касевич]; акцентуационную позицию в слове; характер контактных зон при словообразовательной операции
(граница основа-формант). Все гнезда были разделены на 14 классов. Отглагольные словообразовательные
гнезда, мотивированные глаголами звукообозначения – 1-11 класс, гнезда, мотивированные глаголами
звукоподражания – 12 -14 класс. Соответственно к одному морфонологическому классу, были отнесены гнезда,
вершины которых, которых имеют близкую фонологическую структуру, одинаковую контактную зону
суффиксальной позиции: (стык корень-суффикс), идентичный слоговой контур и акцентную схему.

Словообразовательные гнезда с вершинами глаголами звукообозначения

Фонологи-
ческая
структура
основы
вершины
гнезда
Класс Вершина гнезда Количество производных
(из них морфонологически
маркировано)
Количество ступеней
(из них морфонологически
маркировано)
С
С’
1 вы’ть,
пйть

20 (2)
160 (31)
3 (2)
5 (4)
СГС 2 рыдбть 17(1) 3(1)
СГС’
С’ГС’
3 басить,
вопъть,
гудйть,
гудъть,
мычбть,
пищбть,
зудйть,
сопйть,
шумйть,
шипйть,
ревйть,
сипеть
9 (1)
11 (1)
11 (2)
9 (3)
9 (1)
31 (8)
9 (1)
13 (5)
42 (2)
15 (3)
20 (5)
23 (4)
1
2 (1)
2 (1)
3 (1)
2 (1)
3 (1)
3 (1,3)
2 (1)
2 (1)
2 (1)
2 (2)
5 (1)
С’ГСС
СГСС,
ССГС
4 визжбть,
роптбть,
шептбть,
стонбть
24 (7)
13 (1)
42 (9)
8 (4)
4 (3)
3 (1)
3 (3)
2 (1)
ССГС’ 5 гласъть,
звучбть,
гремйть,
звенйть,
хрипйть,
кричбть,
трещбть
74 (12)
20 (2)
31 (6)
93 (28)
34 (4)
72 (17)
17 (4)
3 (3)
2 (2)
3 (2)
5 (4)
3 (1,3)
4 (3)
2 (1 )
СГСГС 6/1 рокотбть, 7 (1) 3 (1) Розділ V. Словотвір: напрями, аспекти дослідження

413
ССГСС 6/2 свистбть, 36(9) 3(2)
СС’ГСС’
СССГС’
7/1 кряхтйть,
свистйть,
хрустйть,
скрипйть
9 (3)
72 (21)
13 (5)
15 (5)
2 (1)
4 (2)
2 (1)
2(1)
СГСГС’ 7/2 голосъть, 60(2) 2(2)
ССС’ГСГС 8/1 скрежетбть,
стрекотбть
6 (1)
10 (1)
1
1
СГСГСС 8/2 верезжбть 4 (2) 2 (2)
ГСС’ 9. изрйчь,
урчбть
8 (1)
6 (2)
2 (1)
1
СГ’СС 10 гбркать,
клъкать,
плбкать,
стэкать,
хлупать,
хлъпать
6 (1)
87 (30)
50 (16)
74 (18)
40 (11)
13
2 (1)
3 (3)
3 (2)
4 (3)
3 (3)
3 (только 3)
СГj
СГСС
11 лбять,
кашля’ть
34 (7)
44 (4)
3 (2)
3 (3)

Словообразовательные гнезда, мотивированные глаголами звукоподражания

Фонологи-
ческая
структура
основы
вершины
Класс Вершина гнезда Количество производных
(из них морфонологически
маркированных)
Количество ступеней
(из них морфонологически
маркированных)
СГС,
С’ГС,
12 бэхать,
бякать
фэкать,
цукать,
17 (3)
6 (2)
10 (1)
12 (3)
3 (3)
3 (1)
2 (1)
4 (2)
СГСС
ССГС
СС’ГС
СГС’С
С’ГСС

13 бэлькать,
квбкать,
крякать,
тйнькать,
тявкать,
фыркать,
хмыкать,
хрюкать
чмукать
шбркать,
8 (1)
12 (1)
24 (5)
4 (1)
10 (3)
23 (1)
5 (1)
10 (2)
15 (1)
46 (16)
1
3 (1)
3 (3)
2 (1)
1
3 (1)
1
2 (1)
3 (1)
4 (4)
СГСГС 14 чиръкать 9 (1) 2 (1)

Прежде всего, нами было обнаружено, что морфонологические операции в отглагольных
словообразовательных гнездах строго регламентированы: 1) усечение производящей основы – это объясняется
тем, что производящей основой является основа инфинитива, заканчивающаяся на тематический гласный,
который при словообразовании усекается; 2) консонантное чередование на границе основа-формант – так это
наиболее активная позиция локализации морфонологических процессов [Кретов: 3]; 3) вокальное чередование;
4) смена акцентуации – это можно объяснить суперсегментным характером этого явления.
Морфонологические характеристики производного слова определяются морфонологическими
характеристиками, как производящей основы, так и словообразовательного форманта. В качестве такого
форманта при отглагольном словообразовании способны выступать префиксы (вышаркать, высвист,
вышептать, вызвонить, высвистать посвист и др.), суффиксы (гаркэн, фыркэн, квакэша, подкрякнуть и др.);
конфиксы (похмыкивать, похрюкивать, побэлькивать, пошбркивать. пофыркивать. потявкивать,
покрякивать и др.) Изучение морфонологической структуры словообразовательных гнезд, мотивированных
глаголами звукообозначения и звукоподражания показало, что использование в словообразовании
морфонологически маркированных префиксов-формантов не зависит ни от словообразовательной ступени, ни
от частиречной соотнесенности. Количество таких префиксов-формантов ограничено: при образовании имен
существительных это префиксы по, при образовании глаголов – вы. Полученные нами результаты полностью
подтверждают выводы о чрезвычайной устойчивости и неподвижности префиксов, отсутствия у них
классифицирующего значения и их факультативной роли в морфонологических процессах. Использование
префиксов как словообразовательных форматов при образовании имен существительных маркировано ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 15
414
сложными (в состав которых входит более одной) морфонологическими операциями PпоN (7,II, КК+СА
=посвист); простыми Pвы V (4,I;5,III;6,I;10,I;10,II;12,I; 12,II;13,I; СА= вышептать, вызвонить, высвистать,
выкликать, выступить, выплакать, выхлопать, выкликнуть, выхлопнуть, выбухать, выбухнуть, вышаркать);
Pпри N (4,II,СА=привизг), (7,II, КК+СА= присвист). Префиксальный способ словообразования глаголов
морфологически маркируется сменой акцентуации. Не использования усечения как морфонологической
операции подтверждает агглютинативный характер префиксации как способа словообразования.
Количество суффиксов, принимающих участие в отглагольном словообразовании глаголов, ограничено.
Все суффиксы в безударной форме морфонологически маркируются сменой акцентуации, кроме 10 класса, где
представлены гнезда, у которых глаголы — вершины с ударной основой. Наиболее продуктивным является SНУ,
он употребляется только на 1 ступени словообразования, независимо от класса глагола-вершины,
морфонологически маркируется усечением производящей основы + консонантным чередованием +сменой
акцентуации, кроме гнезда лаять (11), в котором наблюдается лишь усечение производящей основы, так как
производящая основа заканчивается на j. Интересно отметить, что в гнезде кбшлять [кашл’ат] (11) в
производном кашлянуть [кашл’анут’] возникает интерфикс [а]. На наш взгляд, его появление объясняется
чисто фонетически (артикуляционно), соседством с сонорным [л’], [кбшл’ат] — [кбшл’нут] — [кашл’анэть]. Исход
основы на [п], [т] сопровождается одинаковым набором морфонологических операций: усечением пр.о. +
консонантным коррелятивным чередованием + сменой акцентуации (3,I) супнуть, (7,I) скръпнуть, (5,I)
хрипнэть; (7,I) свъстнуть, хрэстнуть. Если основа имеет исход на заднеязычные [г], [к],[ х] — усечением пр.о.
+ консонантным некоррелятивным чередованием + сменой акцентуации эркнуть (9,I), кръкнуть (5,I),
кря΄кнуть (7,I), възгнуть (4,II), кряхнуть (7,I) Продуктивными так же являются SАТЬ, SИВАТЬ, SЫВАТЬ. SАТЬ
независимо от ударения, морфонологически маркирован консонантными некоррелятивными чередованиями,
так как используется в тех гнездах, где все процессы словообразования сопровождаются консонантными
некорелятивными чередованиями. Исключение составляет гнездо выкликать (10), так как вершинное слово
кликбть не требует консонантных некорелятивных чередований и относится к классу ударных основ. Способен
образовывать глаголы от именной основы цокотбть (12). SИВАТЬ — употребляется на всех ступенях
словообразования, преимущественно после финаля основы на [к’], маркируется традиционным для образования
глаголов набором морфонологических операций: усечением производящей основы + чередованием + сменой
акцентуации, исключение составляют гнезда 10 класса. SЫВАТЬ – используется после исхода на [в], [т],
употребляется только на II ступени словообразования, способен маркироваться вокальным чередованием. в
производных 3 и 6 классов. SИТЬ –используется после исхода на [н’], в исследуемом материале единственный
глагольный суффикс, используемый для отыменного словообразования. Встречается лишь в пятом наиболее
продуктивном классе, морфонологически маркируется наиболее частной операцией консонантным
коррелятивным чередованием. Способен образовывать глаголы от именной основы (5, II КК= звонъть), (5, III
КК= трезвонъть).
В образовании имен существительных в отглагольных словообразовательных гнездах принимает участие
23 морфонологически маркированных суффикса, происходит словообразование в 1 (особая группа-
производящая основа С), 3 (СГС’, С’ГС’), 5 (СГСС’), 7 (СС’ГСС’, СССГС’) и 10 (ударная основа СГСС) классах,
наиболее частотны и регулярны они в 5 классе на 3 ступенях словообразования. Образования от именной
основы происходят в первом и пятом классах с помощью SJ, SЕК и морфонологически маркированы
консонантными чередованиями: SJ (1,I КК=певэнья), SЕК (5,IV КН = звонучек), SК (5,IV КК = звонбрка).
Все отглагольные словообразования морфонологически маркированы составными морфонологическими
операциями, в состав которых входит усечение производящей основы. Словообразование в 1классе
морфонологически маркируется простой операцией-усечением производящей основы SОЙ (1,I У= буй), SЕВАЛ
(1,IIУ = запевбла). Все суффиксы морфонологически маркированы составными морфонологическими
операциями в состав которых входит консонантное коррелятивное чередованием, за исключением SЕЦ (7,I
У+СА= певйц), SИЦ (5,III У+ СА = звуница) и в некоторых случаях SУН (1,I У+СА= певэн), (10,I У+СА= гаркэн,
кликэн, плакэн), SЕВК (1,II У+CА= попйвка), (1,IIIУ+CА= припйвка), маркированных сменой акцентуации. В 3
классе образования с помощью суффиксов SК, SОВК морфонологически маркированы составными
морфонологическими операциями в состав которых входит ВЧ SК, (3,I У+ КК +ВЧ+СА=рёвка), SОВК (3,I
У+КК+ВЧ= сипувка). Характер морфонологических операций, которые маркируют отглагольное
словообразование с помощью суффиксов-омонимов SК не зависим от их семантики SК (5,II У+КК= оглбска),
(10,I У+ КН=кличка), (10,III У+ КН = вы’кличка, перекличка), (3,I У+ КК +ВЧ+СА=рёвка), (10,II У+
КН=заплбчка).
Суффиксального способ словообразования имен прилагательных в отглагольных словообразовательных
гнездах чаще всего используется в 5 классе, на всех ступенях словообразования; в 10 классе на второй и третьей
ступени словообразования; в 3 и 8 классе на второй ступени словообразования; в седьмом классе на первой
ступени словообразования. Отглагольное словообразование маркировано составными морфонологическими
операциями в состав которых входит усечение производящей основы + консонантное чередование: (5,I У+КН=
криклъвый), (5,III У+КК+СА= звунчатый), (7,I У+КК= скрипэчий), (7,I У+КК+СА= хрэсткий), исключение
составляет гнездо пйть (1,I У = певэчий). Отыменное словообразование морфонологически маркировано
простой операцией сменой акцентуации: (8,II СА верезглъвый), (5,II СА= громовуй), (10,II СА= плачйвный),
(10,II СА= плачевуй), (10,III СА= выхлопнуй), исключение составляют гнёзда звенйть, гудйть (5,3,II СА+ НЧ=
звонкувый, гудкувый. Суффикс – лив используется при словообразовании как от глагольной производящей Розділ V. Словотвір: напрями, аспекти дослідження

415
основы, так и от именной. В первом случае его употребление морфонологически маркировано усечением
производной основы + консонантным некоррелятивным чередованием криклъвый (5,I), во втором- сменой
акцентуации верезглъвый (8,II).
Проведенный анализ конфиксального словообразования подтверждает выводы Е.А.Карпиловской о
следующих признаках функционирования суффиксов в составе конфиксов: 1) отсутствие однокорневых слов,
образованных суффиксом самостоятельно; 2) формировании у суффикса в составе конфикса нового значения,
не присущего отдельному суффиксу в однокоренном слове категориально-разрядного значения [Карпиловская:
37]. Морфонологически маркированное конфиксальное словообразование происходит в 1,3,4,5,10 классах на 3
ступенях словообразования, чаще всего в 4 классе. Наиболее частотны морфонологически маркированные
KПО+ЫВАТЬ — 10 производных в 1,3,4,5,7 классах, KПО+ИВАТЬ — 9 производных в 3,4,5,10 классах. Частотны —
KПРО+ЫВАТЬ, KЗА+ЫВАТЬ. Использование KПО+ЫВАТЬ, KПРО+ЫВАТЬ ограничивается первой ступенью
словообразования.
Смена акцентуации является одной из наиболее частотных морфонологических операцией, полученные
морфонологические модели, включающие в себя СА, целиком подтверждают правомерность выделения
просодической морфонологии [Касевич]. В исследованном лишь 10 CГ не маркировано сменой акцентуации:
голосъть, изрйчь, хлъпать, фэкать, бякать, хмыкать, чмόкать, хрюкать, бэлькать, чиръкать.
При несовпадении морфемно-слогового контура в суффиксах слоговые границы совпадают с
морфемными границами составного суффикса: SАР|Н (5,III У+ КК = звонбр|ня); SУШ|К (5,I У+КК= грёмуш|ка),
(5,IIУ+КН=погремэш|ка),SОВ|К (3,I У+КК+ВЧ= сипув|ка).
SЕВ|К (1,II У+CА= попйв|ка), (1,IIIУ+CА= припйв|ка).
SОТ|Н (5,I У+КН= трескот|ня’), (4,I У+КН= визгот|ня’).
SОТ|Н (5,I У+КН= трескот|ня’), (4,I У+КН= визгот|ня’).
SАТ|АЙ (5,I У+КН= глашбтай), кроме SЕН|И|Е (5,II У+КН=голошй|ни|е, оглашй|ни|е, проголошй|ни|е,
разголошй|ни|е, возголошй|ни|е),SЕВА|Л (1,IIУ = запевб|ла).
Таким образом, подводя итоги, проведенного исследования можно сделать выводы, что специфика
отглагольных словообразовательных гнезд в том, что они менее сложны структурно, чем именные.
Исследование морфонологии словообразовательных гнезд дало основания сделать выводы о взаимовлиянии
словообразовательного процесса и морфонологических операций. Так из 1524 производных морфонологически
маркированы 345, причем в большинстве случаев (35) морфонологически маркирована первая ступень
словообразования. Четыре из пяти ступеней словообразования морфонологически маркированы в двух гнездах:
звенеть, петь. В двух гнездах морфонологически маркированы первая и третья ступень: хрипеть, зудеть. В
гнезде хлипать морфонологически маркирована лишь третья ступень словообразования. В большинстве
случаев, чем слабее словообразовательный потенциал гнезда, тем меньше морфонологических операций
сопровождает процесс словообразования. Наиболее морфонологически активны гнезда: визжать, звонить,
свистать, свистеть, голосить, трещать, кричать, шаркать.
Таким образом, связь морфонологических и словообразовательных процессов заключается в том, что
наиболее активной и в том и другом случае является первая ступень словообразования, по мере затухания
словообразовательных процессов затухают и морфонологические операции. Морфонологические процессы в
СГ глаголов звукообозначения более активны, чем в СГ звукоподражания. Скорее всего, это объясняется более
частным употреблением глаголов звукообозначения.

Литература
Бодуэн де Куртенэ И.А. Законы и правила русского произношения В.Чернышова // Бодуэн де
Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т.2. – С.141.
Бодуэн де Куртенэ. О связях фонетических представлений с представлениями морфологическими,
синтаксическими и семасиологическими. Перевод с польского 1908 г. // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные
труды по общему языкознанию. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т.2. – С.163-175
Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды
по общему языкознанию. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – Т.1. – С.265-348.
Востоков А. Русская грамматика. – СПб, 1883. – С. 2-10
Грот Я.К. Замечания о спряжении русского глагола // “Материалы для сравнительного и
объяснительного словаря и грамматики русского языка и других славянских наречий”, т.1, СПб.,1853, там же
“О глаголах с подвижным ударением”.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Астрель: АСТ,
2005. – 638 с.
Зализняк А.А. Условное ударение в русском словоизменении // Вопросы языкознания. №1, 1964, 15-16;
Русское именное словоизменение. – М., 1967.
Карпіловська Є.А Суфіксальна підсистема сучасної літературної української мови: будова і реалізація. –
К., 1999. – 294 с.
Касевич В.Б. Морфонология. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. – 160 с.
Кретов А.А., Матешина А.И. Морфемно-морфонологический словарь языка А.С. Пушкина. – Воронеж:
Воронеж.гос. ун-т, 1999. – 208 с. ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 15
416
Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию. – М.: Наследие, 1998.
Крушевский Н.В. Очерки науки о языке // Избранные работы по языкознанию. – М.: Наследие,1998.
Кубрякова Е.С, Панкрац Ю.Г. Морфонология в описании языков. – М.: Наука, 1983.
Потебня А.А. Два исследования о звуках русского языка. І. О полногласии. – Воронеж, 1866. – С. 38-46.
Редькин В.А. Построение раздела “Морфонология” // Основы построения описательной грамматики
современного русского литературного языка. – М., 1966.
Тихонов A.M. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 тт. – М.: АСТ, 2005, Т.1. – 885с.; Т.2. –
886 с.
Stankiewicz E. Slavic morphophonemics in its typological and diachronic aspect // Current trends in linguistics,
The Hague-Paris, Mouton, 1966.

Условные сокращения, принятые в статье
СГ – словообразовательное гнездо.
СА – смена акцентуации.
КК – консонантное коррелятивное чередование.
КН – консонантное некоррелятивное чередование.
ВЧ – вокальное чередование.
1 – морфонологический класс основы.
I – ступень словообразования.
P – префикс.
S – суффикс.
K – конфикс.

The article is dedicated to a topical issue of today’s morfonology of wordbuilding nests. The morfonological
operations with 61 wordbuilding nests with the verbs of sound imitation and verbs of sound have been described and
researched. It was mentioned that the stress change is one of the most frequent morphonological operations. The
conducted analysis of morphonology of wordbuilding nests gave possibility to determine the interconnection between
the wordbuilding activity of nests and morphonological marking.
Keywords: morphonology, word-formation nest, morphonology operations, change of accentuation, alternation.

Надійшла до редакції 1 жовтня 2006 року.

Категорія: Лінгвістичні студії: Збірник наукових праць.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.