Лінгвістичні студії: Збірник наукових праць.

Мария Каламаж, Людмила Француз — ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. СУБКУЛЬТУРА И ЯЗЫК

У статті розглянуто кілька концепцій поняття «молодь» і 3 типи підходу молодих людей до життя
(бути cool, людина вдачі, пуста агресія). Особливу увагу приділено молодіжним неформальним об’єднанням
(субкультурам) у Росії, Україні і Польщі, а також специфіці їх лексики і способам комунікації членів цих
субкультур.
Ключові слова: жаргон, молодь, субкультура.
© Каламаж М.А., Француз Л., 2008 Розділ IV. Функціональна семантика лексичних і фразеологічних одиниць

177
Определение понятия молодежь всегда сопровождалось особыми трудностями. Ученые выделяют
разные подходы к предмету изучения: социологический, психологический, демографический.
Одно из первых определений этого понятия было дано в 1968 г. В. Г. Лисовским. Он указывал, что
молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте
уже усвоивших) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в
зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до
30 лет [Лисовский 1968].
Несколько иное содержание вкладывает в это понятие И. С. Кон: молодежь – это
социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения и обусловленных социально-психологическими свойствами. Молодость,
как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные
рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют
социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации [Кон 1988].
Сегодня ученые склоняются к акцептации понятия молодежь, как социально-демографической группы
общества, выделяемой на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения, а также обусловленных социально-психологическими свойствами, на которые влияют:
социально-экономический и культурный уровень развития, особенности социализации в обществе.
В Польше, в так называемой ювентологии, понятием młodzież ґмолодежьґ определяют чаще всего
возрастной критерий подростков; для лиц, которым уже свыше двадцати лет, бронируется понятие взрослые
молодые [Fatyga 1998: 50]. Кроме возраста, в содержание концепта молодежь входит эдукационная ситуация.
Принято говорить, что молодежь – это те, которые учатся, а не работают. Б. Фатыга считает, что молодежь –
это в своей совокупности подростки – ученики последнего класса начальной школы, ученики средних школ,
студенты и другие взрослые молодые, за которыми жизненный старт уже остался позади, но они не разрывают
отношения с группами, субкультурами, организациями, движениями и окружением, в которых сосредоточена
большая часть их жизненной активности [Fatyga 1998: 53].
По словам М. Агносевича, среди молодого поколения можно выделить три основные типы подхода к
жизни [Agnosiewicz 1998]:
— быть cool – это значит оставаться в стороне всего, жить правильно, свободно, не придавать никакого
значения традиционной иерархии, быть себе собственным богом, создавать свои собственные права. Человек
cool ни во что не верит, но это его совсем не огорчает, потому что он ни к чему не стремится, ни в чем не
нуждается. От жизни он ждет лишь удовольствия, а другого человека замечает на столько, на сколько он может
доставить ему удовольствие;
— человек удачи – (часто называемый капиталистом или эксплуататором) – это человек, который с
раннего детства планирует свою карьеру. Делает это, учитывая принцип: «Цель оправдывает средства». А цели
у него две: капитал и власть, как цель сама в себе. Главной проблемой человека удачи является то, что он в
другом лице видит только искателя прибыли и заработка, а забывает, что это лицо является также носителем
черт человечества, среди которых достоинство занимает почетное место;
— пустая агрессия – влиятельным фактором является здесь так называемый funclub, а отличительным
свойством – шарф и бейсбольная палка. Главными местами совершения агрессии являются футбольные матчи,
дискотеки, а в последнее время даже улицы городов. Важную роль в распространении пустой агрессии играет
музыка, фильмы и программы для детей, которые эпатируют насилием, учат безответственности и агрессии. В
нашей жизни агрессия становится вездесущим явлением. Ее можно обнаружить в семье, а также среди
терапевтов, воспитателей и педагогов. Когда не хватает терапевтической заботы, нет возможности скрыться
перед драматической ситуацией дома, тогда остается улица, где у друзей можно найти опору, одобрение и в
какой-то степени форму самовыражения. Воспитательскую функцию семьи и школы принимает улица. В
последствии, когда семья, школа теряют в глазах молодого человека авторитет, он его начинает искать, поэтому
присоединяется к сообществам, неформальным группам, а даже к сектам.
Каждый из этих способов не исключает друг друга и ориентируется на одну цель: получить максимум
удовольствия в жизни. Молодым людям не хватает авторитета. Заменяющим авторитетом может становиться
каждый: актер, певец, словом каждый, кто часто появляется в средствах массовой информации.
Неформалы – молодежные субкультуры и их характеристика.
Феномен молодежных субкультур уже несколько десятилетий вызывает всеобщий интерес ученых,
представителей средств массовой информации, а также людей, участвующих в процессе воспитания молодежи.
Первоначально термин субкультура был использован для описания патологичных группировок, которые
оставались в конфликте с обществом. Появление молодежных бандитских шаек вызвало необходимость
признания им общего наименования. Субкультурой называли этнические, религиозные, а даже профессийные
группировки [Pęczak 1992: 3]. Субкультура понималась, как угроза для общественного порядка, примитивный
или даже неконвенционный способ участия в культуре [Piotrkowski 2003: 9].
Понятие субкультура понимается по-разному: авторы концепции субкультур редко дают четкое
определение этого термина. Чаще всего принимается, что субкультура – это отличие от доминирующей ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 16

178
культуры общества в сфере некоторых ценностей и норм поведения. Если субкультурные ценности и нормы
являются несовместимыми с теми, которые характерны для доминирующей культуры, можно говорить об
девиационных субкультурах.
M. Пенчак считает, что субкультура – это относительно сплоченная общественная группа, остающаяся
на периферии доминирующих в данной системе тенденций общественной жизни, выражающая свое отличие
путем отрицания или подрывания закрепленных и общеодобряемых образцов культуры [Pęczak 1992: 4].
Главными чертами молодежной субкультуры, по словам П. Петровского, являются:
— идеологическая концепция,
— нравы (поведение),
— создаваемый портрет (image),
— творческая активность [Piotrkowski 2003: 10].
Может случиться и так, что у субкультуры будут присущие все эти черты, но может сложиться, что
данную субкультуру будет создавать молодежь, восхищенная, напр., некоторым видом музыки (металлы),
спорта (роллеры) или возможностями, которые дает современная технология (хакеры). В таком случае
элементом группового тождества будет отношение к «объекту культа», а такие признаки функционирования
субкультуры, как символика, идеология, нравы, являются побочными результатами или не существуют вообще.
Ученые, характеризуя спонтанную молодежную культуру, указывают на ее динамичный характер
развития, в котором можно выделить три периода:
1) начальный этап молодежной субкультуры – характеризуется желанием молодежных групп отличаться
от остальной части общества. Субкультурное отличие подчеркивается главным образом за счет внешних
атрибутов: одежды, способов проведения свободного времени, языка;
2) этап контркультуры – молодежь уже осознает свое культурное отличие и разногласие между
поколениями. Главные элементы – это подвержение сомнению мира, которым владеют материальные
достоинства, мира, ориентирующегося на эффективность и прибыль. Характерной чертой является обращение
внимания на роль удовлетворения душевных нужд, особенно нужды самореализации;
3) период альтернативной культуры – это наиболее зрелый период: полная критика традиционного мира
взрослых уступает место попыткам создания позитивных образцов и поведений [Piotrkowski 2003: 11].
Происхождение субкультур и их разнородность практически всегда связано с историческими условиями,
сложившимися в данной стране. Каждое историческое сообщество внутренне не однородно, включает в себя
кроме основного этнического социального ядра, определенные вкрапления – группы со специфическими
этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и другими признаками. Существует
много субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике [Флиер 2000: 152-154].
В широком смысле субкультура воспринимается как частичная культурная подсистема официальной
культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Из этого вытекает,
что субкультура – это «подкультура» или «культура в культуре».
Всю жизнь человек собирает информацию о себе: кто он? каково его место в мире? Постепенно он
создает основы своей личности, своего облика. Во время созревания человека, в результате накопления знаний
и благодаря развитию рефлексийного мышления, появляется необходимость интеграции этих знаний и
формирования наиболее стабильного сознания своего Я. Изменения в сфере самосознания личности тесно
связаны с необходимостью чувства принадлежности к какому-то исключительному разряду людей.
Необходимость быть исключительным, уникальным, неповторимым может толкать молодых людей к поиску
своего места и своей тождественности в религиозных, этнических, общественных группах и одновременно
может стать причиной отброса того, что раньше внушали им семья, школа, традиция.
Перемены организма человеческого сопровождаются преображением его психической сферы.
Развивается богатое воображение, признаки которого видны, например, в форме экстравагантных идей,
касающихся одежды, прически или питания молодежи.
Период развития человека характеризует бурное развитие эмоциональных процессов. Эмоции
подростков обычно интенсивные, оживленные, часто нестойкие. Во время контактов со взрослыми молодежь
неохотно раскрывает свои эмоции, маскируя их. Молодые, развивающиеся люди, начинают критически
смотреть на окружающую их общественную реальность, чувствуют, что взрослые их не понимают, не всегда
могут свободно излагать свое мнение, а возможности, которыми обладают, не дают возможности реализовать
все нужды. Общественное развитие молодого человека осуществляется благодаря участию в разнообразных
общественных группах. Первой из них является семья, потом детсад и школьные группы ровесников. Группа
гарантирует общественную поддержку и дает возможность свободно излагать свои убеждения. Необходимость
чувства одобрения до такой степени велика, что для ее удовлетворения молодой человек способен
предпринимать соглашательские поведения вопреки признаваемым ценностям. [Piotrkowski 2003: 28]
Р. Дионизяк считает, что каждому молодому человеку нужна группа, которая даст ему возможность
реализовать себя. Когда у нескольких индивидуумов одинаковые проблемы и когда на почве общих интересов
и стремлений устанавливаются крепкие взаимные связи между ровесниками, которые создают только им Розділ IV. Функціональна семантика лексичних і фразеологічних одиниць

179
соответствующие и только их обязывающие нормы, ценности и образцы, то совокупность этих норм, ценностей
и образцов составляет подкультуру данного коллектива [Dyoniziak 1965: 12].
Первые социологические публикации о молодежных субкультурах начали массово появляться с 1990-х
годов. Субкультурная личность изображалась в них как термин выбора актуального стиля, а не
принадлежности к какому-то классу. Новые группировки тяжело классифицировать в существующие
послевоенные названия, так как границы, отличающие их, были проницаемыми. Разнообразные примеры
субкультур, существующие в то время, трудно вписать в рамки отдельных замкнутых стилей. «Другие»,
«чужие» определялись за счет особенности культурных пристрастий (музыка, кино и т. др.), отношения к
Западу, характера потребления, творческой и коммерческой деятельности. Неформальные объединения
(субкультуры) – это массовое явление. В зависимости от направленности, «неформалы» могут быть
дополнением организованных коллективов, а также их антиподами. Члены неформальных группировок
объединяются в едино по чьей-то инициативе или спонтанно, для достижения какой-либо цели людьми с
общими потребностями, интересами, увлечениями, видами деятельности, подражанием конкретному типу
поведения. В качестве причин ухода в «неформалы» молодежь называет:
— вызов обществу или семье,
— непонимание в семье,
— нежелание быть как все,
— желание утвердиться в новой среде,
— желание привлечь к себе внимание,
— копирование западных структур, течений, культуры,
— религиозные, идейные убеждения,
— отсутствие цели жизни,
— влияние криминальных структур, хулиганства,
— возрастные увлечения (по В.Т.Лисовскому).
Общая причина образования молодежных субкультур – это недовольство жизнью, а в социологическом
аспекте – кризис общества, его неспособность ответить на главные потребности молодежи в процессе ее
социализации.
В дальнейшем мы попытаемся дать общую характеристику главнейших молодежных субкультур,
существующих в России, на Украине и в Польше.
Хиппи. Субкультурой, которая сильно повлияла на формирование следующих, является движение,
называемое ХИППИ. Уже с 1968 г., под влиянием восточных мистиков (которые проповедовали поиск счастья
за пределами материального мира), тысячи молодых девушек и мальчиков бежали из дома, поселялись в
коммунах и жили независимой жизнью. Члены этой субкультуры осознанно выбрали такой образ жизни и
способ мышления, проповедуя Любовь, Мир и Свободу в глобальном понимании этих слов. Хиппи называют
себя пиплами (от анг. people – человек, люди) или хайрастыми (от анг. hair — волосы). Характерные черты этого
движения:
— пацифистский характер,
— противопоставление дискриминации, насилию и агрессии,
— подчеркивание значения свободы (жизнь в коммунах, свободные связи между людьми, построенные по
принципу равноправия),
— большая мобильность (путешествия из города в город пешком или автостопом, а летом – жизнь в
палатках где-то в лесу),
— увлечение культурой, философией и религией Востока,
— эксперименты с наркотиками,
— проэкологический подход (не носят ничего кожаного, предпочитают вегетарианство, презирают старую
общественную систему, сосредоточенную на промышленность и уничтожение естественной среды).
Характер современной субкультуры хиппи отличается от той, которая сформировалась в 60-70-е годы.
Повлияла на это, прежде всего перемена общественной ситуации, в которой функционируют современные
члены хиппи.
Можно выделить несколько категорий людей, принадлежащих к этой субкультуре:
— молодежь в возрасте 15 – 18 лет (наиболее численная группа); чаще всего – это ученики средних школ,
которых обеспечивают родители; принадлежность к движению хиппи для них – форма спасения от реальности,
с которой им трудно согласиться;
— молодежь в возрасте 18 – 25 лет, которая сознательно примкнула к субкультуре хиппи; эта группа
молодежи становится опорой движения; часть из них – это студенты разных вузов, многие из которых
работают; редко – люди без места прописки или места жительства;
— люди в возрасте 30 – 40 лет, которые с юношества принадлежали к движению хиппи.
Всех этих людей (с виду разных) объединяют идеи, благодаря которым они встречаются часто на
концертах, странничествах и съездах [Jawłowska 1975: 69-74].
Молодые люди, принадлежащие к субкультуре хиппи, привлекали внимание прохожих, сидя на газонах
городских скверов, у входа в молодежные кафе, у входа в метро. Особое значение для хиппи имели длинные ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 16

180
волосы (в сленге хайр), которые они считали «антенками», способными улавливать даже самые тонкие
колебания физических и биологических полей. Важную роль играла также одежда, простая и недорогая, а
одновременно чувственная, указывающая на сходство с природой. Эта одежда была символом свободы и
однотонной личности (не указывала на разницы богатства или статуса). Одежда состояла обычно из
разноцветных цветистых рубашек или футболок, блузок с клешеными рукавами, изношенных, порванных
джинсов (часто клешеные); у женщин – длинных, красочных юбок. Неотъемлемым атрибутом были
деревянные, пласмассовые или сделанные самостоятельно из бисера украшения (феньки, фенечки – от анг. thing
– предмет, вещь). Феньки считались вершиной хипповского самовыражения. Чтобы угадать смысл,
зашифрованный в феньках, необходимо обратить внимание на цвета, размер и стиль украшения. Для хиппи
характерны также косынки и повязки на голове (хайральник, хайратник).
Главным средством выражения для хиппи была музыка, основана на базе блюза (blues), рок-н-ролла и
народной музыки. Хиппи первыми ввели в употребление электронные усилители и электрические инструменты
для создания громкой и пронзительной музыки [Piotrkowski 2003: 60-61].
У каждой субкультуры свой сленг и хиппи здесь не исключение. Значительная часть лексики сленга
хиппи – это особого рода заимствования, главным образом из английского языка. Англицизмы членов
хипповской субкультуры часто являются четкими дублями существующих уже в общем языке нейтральных
слов (шузы – ботинки, флэт – квартира, траузера – брюки, герла – девушка, женщина и др.).
На основании наших исследований хипповской субкультуры можем сделать обобщенные выводы, что на
поведенческом уровне быть хиппи обозначает: иметь внешний вид хиппи, принимать участие в тусовках
(хипповских сборищах), участвовать в сейшнах (особенно торжественные тусовки, напр. рок-концерты),
любить рок-музыку, время от времени употреблять наркотики, путешествовать автостопом, жить в гармонии с
природой.
Хипповскую субкультуру мы можем причислить к асоциальным объединениям, так как члены этого
движения стоят в стороне от социальных проблем и не представляют угрозу для общества. В основном эта
субкультура выполняет рекреационные функции.
Панки. Следующим примером асоциального объединения является субкультура панки. Девиз ее членов
звучит: «Живем здесь, сейчас и сегодня». Писать о панках сложно, так как они сами мало о себе пишут,
предпочитая устную речь или музыку. Среди членов этой субкультуры можно выделить 2 типичные группы:
— люди, которые принадлежат к панкам, потому что слушают определенный тип музыки (панк – рок
музыку);
— люди, которые кроме музыки, в жизни исповедуют панковские принципы.
Принципы панка сходны с хипписовскими. Панков характеризует:
— отброс традиционной общественной системы, сосредоточенной на лжи и эксплуатации человека
человеком;
— подвержение сомнению любых авторитетов;
— противодействие дискриминации, расизму, политическим и экономическим расслоениям;
— критика традиционных ценностей и институций реализующих их (армия, милиция, церковь);
— пацифистская направленность;
— отрицание прошлого и будущего.
Состав одежды панков – это кожаная или джинсовая куртка (часто с гвоздями и аграфами, цепью или
символами любимых музгрупп), драные, но не порезанные джинсы, футболка с любимой командой, балахон
или свитер с дырками в рукавах для больших пальцев и тяжелые сапоги. Прическа панка состоит из
находящегося на середине головы ирокеза, покрашенного в яркие цвета, голова по бокам сбрита.
Неотъемлемой частью этой субкультуры является музыка, которая должна быть жесткой, скорой и
громкой, а тексты песен должны затрагивать темы, больше всего волнующие молодежь [www.adic.org.ua].
Байкеры и роллеры. Среди существующих субкультур можно выделить такие, которые объединяют
молодых людей увлекающихся спортом. Среди их членов нет лидеров и идеологии. Они нейтральные, и
главное для них – хорошо провести время, потусоваться и заняться любимым делом.
Одной из таких субкультур являются роллеры (скейтеры – от анг. skateboarding – кататься на роликах).
Данную субкультуру образуют главным образом тинейджеры, поклонники музыки хип-хоп. Роллера можна
узнать по «боевым ранам» и широким джинсам, обрезанным на ладонь ниже колена, кедам на толстой подошве,
безразмерным футболкам, бейсбольным шапкам и блузам с капюшоном.
Ребята, которые увлекаются велосипедными и гонками на «Харлеях», примыкают к субкультуре
называемой байкеры (от анг. bike – велосипед, мотоцикл). Членам этой группировки обычно 20 – 30 лет. Их еще
называют «Ангелы ночи» или «Ночные волки», так как свои байк-шоу они устраивают на улицах ночью, когда
есть свобода передвижения [http://subculture.narod.ru].
Музыкальные субкультуры (хип-хоповцы, техноманы, металлисты). Интереснейший феномен
представляют субкультуры, члены которых увлечены особым видом музыки.
Металлисты – это поклонники музыки heavy-металл (от анг. heavy – тяжелый). Одеваются не особенно
броско, а именно в черные джинсы, футболку с названиями любимых групп, кожаные куртки (рамонески), Розділ IV. Функціональна семантика лексичних і фразеологічних одиниць

181
иногда в перчатки с обрезанными пальцами. Они почти поголовно длинноволосые. Предпочитают тесные
компании, без посторонних. Не склонны к тусовкам.
Техноманы – (от анг. techno – стиль музыки, основанный на монотонном, вводящим в танцевальный
транс, ритме) – это группа людей увлекается техно-музыкой. Членов этой субкультуры объединяет также
свойственная им одежда, изготовлена часто из пласмаса, винила или искусственных тканей яркого цвета.
Характерные для них также экстравагантные прически, интереснейшие формы очков. Неотъемлемым
элементом одежды на концертах и дискотеках является свисток.
Хип-хоп – субкультура, которой поклонники организовывали уличные танцы под музыку с пластинок, на
которую поэты наживо начитывали речетативом свои стихотворения. В центре этого мероприятия был диджей
(от анг. по первым буквам disc-jokej ‘диск-жокей’). Вскоре хип-хоп стал формой протеста, при чем в самой
простой, лозунговой форме. Главными элементами этой субкультуры являются:
— ритмическое чтение текстов, которые сопровождались подбором рифма, интонации, много внимания
уделялось алитерации;
— брейк (от анг. brake ‘ламать’) – танцевальный элемент этой субкультуры; описывать его крайне тяжело,
так как его придумывают часто во время слушания музыки и он неустойчив.
Следует отметить, что данная субкультура сформировалась совсем недавно, а сейчас очень сильно влияет
на молодежь во всем мире.
Представители хип-хоповой субкультуры одеваются обычно в фирменные спортивные костюмы. Они
составили также свой собственный язык, придавая существующим словам другие значения (напр. pedał – друг,
который живет с нами в одном поселке /не имеет никакого отношения к гомосексуалисту/, kseroboy – человек,
который насильно подражает другим, przybastować – перестать что-либо делать, branzolety – наручники, helena
– героин /наркотик/, narciarz – наркоман, принимающий наркотики внутривенным способом). Язык членов этой
субкультуры является смесью новых слов, жаргона рок-музыки, расширенного уголовным жаргоном.
Агрессивные, девиационные субкультуры (скинхеды, болельщики). Особую группу составляют
субкультуры, в которых преобладает агрессия, насилие, стремление утвердить себя за счет других. Примером
такой субкультуры являются скинхеды/скины (от анг. skin – кожа, head – голова, skinheads – бритоголовые).
Название субкультуры относится прежде всего к внешнему виду члена этого объединения: короткие волосы,
черная или зеленая куртка с оранжевой подкладкой (flyers), джинсовые брюки с подвернутыми штанинами,
широкие подтяжки, высокие, тяжелые, вычищенные на блеск сапоги (glany). Внешний вид скина выполняет
несколько функций: является символом решительности и постоянной боевой готовности, вызывает почтение.
Тяжелые сапоги могут быть орудием в борьбе, а бритая голова препятствует схвачению за волосы.
Главной, характерной для этой субкультуры чертой является привязанность к узкому местному обществу
(поселку, жилому району, соседской группе). Лозунги, которые они пропагируют, являются проявлением
ксенофобии (Россия – русским; Смерть евреям (неграм, китайцам); Polska dla Polakуw; Żydzi do gazu). Скины
особенно агрессивно относятся к представителям этнического меньшинства (арабам, евреям, африканцам), а
также к гомосексуалистам, наркоманам, алкоголикам, бездомным и длинноволосым. Считают себя патриотами,
защитниками тождественности и традиции своего народа.
Болельщики (фаны) – это еще одна субкультура «с отклонениями». Среди ее членов находится большая
группа людей, которых не интересует спорт, футбол и результаты матча. Они идут на стадион, чтобы излить
свою агрессию. Болельщиками являются молодые люди в возрасте 15-25 лет. Среди них много скинхедов.
Главными атрибутами являются: бейсбольные палки, шарфики, все чаще и ножи.
Наши исследования позволяют сделать вывод, что молодежь – это поколение людей, выделяемое на
основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, а также обусловленных
социально-психологическими свойствами.
Общественное развитие молодого человека осуществляется благодаря участию в разнообразных
общественных группах, поэтому молодежь принимает участие в неформальных и формальных объединениях,
где свободно может реализовать себя.
Проблема молодежи и особенно молодежной контркультуры имеет глобальный характер и поражена
кризисом всех существующих моделей социализации. Молодой человек не хочет жить в одиночку, интереснее
переживать свои удачи и разочарования с друзьями, у которых похожие интересы и увлечения. На развитие,
спецификацию и форму субкультуры влияет соответствующая лексика и способ коммуникации ее членов. В
большинстве случаев язык членов субкультуры отличает их от остальных молодых в обществе. Некоторые
субкультуры (напр., панки) пользуются сокращенной лексикой, часто также в их употреблении находятся
досадные и вульгарные слова. Своеобразный язык становится одним из главных показателей молодежной
субкультуры, хотя многие движения не создали своего способа высказывания и пользуются общим
молодежным жаргоном [Sołtysiak 1993: 24].
Язык – «зеркало» окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира,
специфичную и уникальную для каждого человека и, соответстственно, народа, этнической группы, речевого
коллектива, пользующегося данным языком как средством общения. Разные подсистемы этого языка не
являются замкнутыми. Социально и культурно обусловленные разновидности единого национального языка
постоянно влияют друг на друга, в связи с чем явления, присущие одной разновидности языка, могут протекать ЛІНГВІСТИЧНІ СТУДІЇ. Випуск 16

182
в другие. Лексика исследуемого нами молодежного жаргона широко распространена в средствах массовой
информации, в речи людей разного возраста и профессий. Знание и понимание слов и выражений этого жаргона
необходимо переводчику, студенту, преподавателю, родителям и каждому человеку, который хочет понимать
газетный текст или услышанную по радио или телевидению информацию. Для этого и с практической, и с
теоретической точки зрения необходимо исследовать молодежный жаргон, который отражает человека и почти
все сферы его жизни (так материальную как и духовную).

Литература
Agnosiewicz 1998: Agnosiewicz M. Młodzież – światło narodu?: http://www.racjonalista.pl 1998.
Dyoniziak 1965: Dyoniziak R. Młodzieżowa podkultura. – Warszawa, 1965.
Jawłowska 1957: Jawłowska A. Drogi kontrkultury. – Warszawa, 1975.
Кон 1988: Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. – Москва, 1988.
Лисовский 1968: Лисовский В. Т. Социология молодежи. – Санкт-Петербург, 1968.
Pęczak 1992: Pęczak M. Mały słownik subkultur młodzieżowych. – Warszawa, 1992.
Piotrkowski 2003: Piotrkowski P. Subkultury młodzieżowe. Aspekty psychospołeczne. – Warszawa, 2003.
Sołtysiak 1993: Sołtysiak T. Młodzież o podkulturach – Bydgoszcz, 1993.
Fatyga 1998: Fatyga B. Dzicy z naszej ulicy. – Warszawa, 1998.
Флиер 2000: Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – Москва, 2000.
http://www.adic.org.ua
http://subculture.narod.ru

Источники
Маркунас А. Толковый словарь молодежно-студенческого жаргона. – Познань, 2003.
Młodzież jako przedmiot badań naukowych / Red. Gуrniewicz J. – Olsztyn, 1999.
Młodzież w kontekście formowania się nowoczesnych społeczeństw / Red. Wawro F. W. –Lublin, 1994.
Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. – Санкт-Петербург, 2001.
Никитина Т. Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. – Москва, 2003.
Rogowska B. Młode pokolenie Polski. – Wrocław, 2000.
Skubalonka T., Grabiał S. Słownik gwary młodzieżowej. – Lublin, 1994.
Harmut M. Griese. Socjoligicyne teorie młodzieżowe. – Krakуw, 1996.
Czeszewski M. Słownik Slangu młodzieżowego. – Piła, 2001.

In the article a few conceptions of an idea “youth” are considered and 3 types of youth approach to life (to be
cool, man of disposition, empty aggression). The special attention is spared to youth informal association (to
subcultures) in Russia, to Ukraine and Poland, and also to the specific of their vocabulary and methods of
communication between members of these subcultures.
Keywords: jargon, young people, subculture.
Надійшла до редакції 25 червня 2007 року.

Категорія: Лінгвістичні студії: Збірник наукових праць.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.