С его именем связана символистская реформа прозы:
– «психология – хаос», герои действуют в соответствии с импульсами, ими не осознаваемыми;
– герои – не просто персонажи, а условные знаки вечных сущностей, личность на грани быта и бытия;
– соединение в произведении сатиры и мистики.
Центральное произведение раннего творчества А. Белого – прозаический цикл «Симфонии» ( I – «Северная», 1900; II – «Драматическая», 1902; III – «Возврат», 1905; IV – «Кубок метелей», 1908). Этот цикл представляет собой синтез приемов поэзии, прозы, изобразительного искусства на базе музыки, которую автор считал, вслед за Р. Вагнером, выражением универсальных закономерностей миропорядка.
Основные приемы цикла – музыкальный контрапункт и кинематографический монтаж. В цикле реализуются символистская идея соответствий (IIIСимфония), общемодернистское представление о мире как о хаосе (II Симфония).
Роман А. Белого «Петербург» (1913) является концентрированным выражением «петербургского мифа» русской литературы. Главный герой романа – город как узел русской истории, место «встречи» Востока и Запада, а также точка касания высших сил. В центре романа – несовершенное преступление (отцеубийство). В героев вселяется дух города, они одержимы им и пребывают в состоянии дионисийской разорванности. В романе сильно комическое начало, трагедийные ситуации разрешаются фарсом. Выступление трех сил, претендующих на управление Россией (дворянство, террористы, интеллигенция), оборачиваются балаганом..