Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

2.Творчество А. Белого (1880-1934).

С его именем связана символистская реформа прозы:

– «психология – хаос», герои действуют в соответствии с импульсами, ими не осознаваемыми;

– герои – не просто персонажи, а условные знаки вечных сущностей, личность на грани      быта и бытия;

– соединение в произведении сатиры и мистики.

Центральное произведение раннего творчества А. Белого – прозаический цикл «Симфонии»  ( I – «Северная», 1900;  II – «Драматическая», 1902; III – «Возврат», 1905; IV – «Кубок метелей», 1908). Этот цикл представляет собой синтез приемов  поэзии, прозы, изобразительного искусства на базе музыки, которую автор считал, вслед за Р. Вагнером, выражением универсальных закономерностей миропорядка.

Основные приемы цикла  – музыкальный контрапункт и кинематографический монтаж.  В цикле реализуются символистская идея соответствий (IIIСимфония), общемодернистское  представление о мире как о хаосе (II Симфония).

Роман А. Белого «Петербург» (1913) является концентрированным выражением «петербургского мифа» русской литературы. Главный герой романа – город как узел русской истории, место «встречи» Востока и Запада, а также точка касания высших сил. В центре романа – несовершенное преступление (отцеубийство). В героев вселяется дух города, они одержимы им и пребывают в состоянии дионисийской разорванности. В романе сильно комическое начало, трагедийные ситуации разрешаются фарсом. Выступление трех сил, претендующих на управление Россией (дворянство, террористы, интеллигенция), оборачиваются балаганом..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.