Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

1.Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Существование его свелось к непрерывной череде внутренних кризисов, самый глубокий из которых возник в 1910 году, в период расцвета этой школы, когда ее представители публично обсуждали причины ее упадка, а Н.С. Гумелев произносит надгробное слово символизму – речь «Наследие символизма и акмеизм».

Основные представители: 1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение  к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З.Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб; 2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис; 3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

– особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

– поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

– понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

– наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

– мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в                                                создании индивидуальных мифов;

– реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

– поэт – пророк, демиург.

Лирика А.А. Блока  (1889 – 1921) – яркий пример символистского мировосприятия и поэтики. Уже в первой книге – «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) проявились основные черты творческой манеры поэта: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные символы (весна, закат, заря, вечер, ветер и др.).      Традиционная тема романтической любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» новое содержательное наполнение, привнесенное идеями  Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в «Божественном всеединстве». В стихотворениях этого сборника реализуется миф о Софии, Мировой Душе, который преобразует традиционную природную атрибутику.

«Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Обнажается стихийная, катастрофическая природа бытия. В лирику А.Блока 1904 – 1907гг. проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют «стихийные», демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. Эти новые сюжеты реализуются в поэтических сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1911 – 1912 гг. А. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С этого времени поэзия А. Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий миф о пути, о духовном становлении поэта.  «Все стихи вместе – „трилогия вочеловечения”( от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, „возмездию”и… к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру», – по автохарактеристике А. Блока).

Поэт с энтузиазмом встретил революционные события 1917 года. Восприятие революции как взрыва народной стихии  отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт понимает, что стихия не может проявляться бескровно и идиллически, она несет в себе гибель и разрушение. Образ Христа в финале поэмы – не благословение этого разрушения, а символ совиновности и сопричастности..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.