Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Декларации: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», М. Кузьмин «О прекрасной ясности».

Основные принципы мировидения и поэтики:

– равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

– адамизм – не только «первобытно звериный взгляд на мир» ( Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;

– вещность, конкретность  поэтического мышления, детальность видения мира;

– «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) – восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;

– поэт – мастер.

Акмеистическая поэтика и мировидение ярко проявились в творчестве Н. Гумилева (1886 – 1921). Восторженное воспевание опасностей, борьбы и «края бездны» – неизменное свойство его поэзии. Волевая целеустремленность натуры сказалась и в неустанной работе над стихом, сделавшей Н. Гумилева признанным мастером. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910)) видны черты поэтического мира Н. Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным  краскам, напряженный и звучный стих.

В сборниках «Чужое небо» (1912) и «Шатер» (1921) черты жизни и искусства Африки воссозданы сквозь призму традиционной книжной экзотики. Более поздние стихи Н. Гумилева пронизывала печаль. Эта мрачность доходит почти до отчаяния и приобретает трагические черты в последнем, лучшем сборнике Н. Гумилева «Огненный столб» (1921). Отвергнутый первоначально «высокий смысл» возвращается как томление раздвоенности, ощущение рокового дуализма души и тела, «там» и «здесь».

После Октября Н. Гумилев возродил «Цех поэтов», вокруг него группировалась литературная молодежь. Как мастер перевода поэт сотрудничает в издательстве «Всемирная литература». В августе1921 г. Н. Гумилев был арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Документы, подтверждающие его участие в заговоре, не обнаружены..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.