Русская литература ХІХ-ХХ веков (лекции)

3. Футуризм.

Футуризм возник в 1912 году – дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина – итальянский поэт Ф. Маринетти. В России было 4 объединения футуристов: 1) кубофутуристы (группа «Гилея»): В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, С. Крученых, Б. Лившиц, Н. Кульбин; 2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов; 3) «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, К. Большаков; 4) «Центрифуга»: Б. Пастернак, К. Бобров, Н.Асеев.

Основные принципы мировидения и поэтики:

– отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

– тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

– стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

– словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

– поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского. Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни).

В 1913 – 1917 гг. В. Маяковский создает, помимо большого числа лирических стихотворений, трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В них – трагическое ощущение человека, связанного «веревками грязных дорог», опутанного нитями земной предопределенности. Поэт, «тринадцатый апостол», берет на себя ответственность за нравственное состояние мира, словно ему одному дано решить судьбу человеческого рода и раздвинуть рамки земного существования. « Я – поэт, я разницу стер между лицами своих и чужих», – такова суть этики В. Маяковского.

Ведущие жанры поэзии В. Маяковского – трагедия (пусть в форме поэмы), сатира (комедии «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»), элегия (героиня его любовных стихотворений – Л. Я. Брик, все три своих прижизненных собрания сочинений поэт посвятил ей) и ода (впервые в стихах1917 г. о революции).

Неукротимый дух поэта и дух революционного времени совпали. Непримиримость мечты о «едином человечьем общежитье» и морали «уродца века» – движущая сила большинства произведений В. Маяковского, обуславливающая полярность утверждаемого и отрицаемого, «громаду любовь и громаду ненависть».

 

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм..

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.