1.Сразу после революции 1917-го года на первый план в литературе выходят: футуристы, имажинисты и Пролеткульт.
Имажинисты объявили себя приверженцами новой действительности. Представители: С.Есенин, Р.Ивнев, А.Мариенгоф, В.Шершеневич и др. Имажинисты стремились заменить самоценное слово самоценным образом.
Футуристы (комфуты – коммунистические футуристы). Представители: В.Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский, Н.Асеев.
Основные принципы:
– утилитаризм: искусства как особой формы отражения действительности не существует, его надо заменить производством, ремеслом;
– художник – производитель вещей. Индивидуальное творчество необходимо заменить работой «массовидной толпы ремесленных производителей»;
– основные жанры искусства: вывеска, плакат, в литературе – очерк, отчет, из скульптуры изгонялись формы человеческого тела и заменялись нагромождением металлических конструкций;
– неприятие классической литературы, проповедь «разорванного сознания».
В начале 20-х годов футуризм прекратил свое существование, распавшись на различные, но внутренне родственные ветви: конструктивизм и ЛЕФ (левый фронт искусств).
Пролеткульт (пролетарская культура) – массовая литературно-художественная организация в 20-е годы. Представители: Н.Герасимов, В.Александровский, В.Кириллов, А.Дорогойченко и др.
Пролеткультовские поэты тяготели к романтической традиции, восторженно воспевали революцию, причем в масштабах планеты, считали необходимым создавать монументальные образы. Типичные мотивы: торжество света и правды, образы солнца и лучезарного небосвода, радуга как аллегория земного шара, освобожденного от рабства и насилия. Особенности поэтики: гиперболизм, планетарность, космизм, агитационно-призывные интонации, митинговая лексика, плакатность, возвышенно-патетический строй речи. Пролеткультовцы отрицали преемственность между прошлым и настоящим, проповедовали классовую исключительность пролетариата.
В начале 20-х годов пролеткультовская идеология испытывает серьезный кризис. Творческая направленность пролеткультовских поэтов заметно меняется, одни, разочарованные эпохой нэпа, надолго замолкают, другие претерпевают эволюцию в сторону реализма. С середины 20-х годов громко заявили о себе 2 литературные группировки, объединявшие, преимущественно, поэтов: ЛЕФ и конструктивисты.
В ЛЕФ (1922-1929) входили В.Маяковский, Н.Ассеев, В.Каменский, С.Третьяков, С.Кирсанов и др. Свою эстетику лефовцы построили с учетом пролеткультовских теорий. Основой ее стала концепция «литературы факта», отрицавшая художественный вымысел, психологизм, проповедовали искусство жизнестроения, а не отображения. Такое искусство, по мнению теоретиков ЛЕФ, не нуждается в крупных жанрах. Новое искусство находит выражение только в агитации, публицистике. ЛЕФ также выдвинул теорию «социального заказа». Писатель не может самостоятельно выбирать тему своего произведения, ее определяют нужды производства.
Конструктивисты (1923-1930): поэты И.Сельвинский, В.Инбер, Н.Асеев, Э.Багрицкий, Н.Луговской. Проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию. В области поэтики упор делался на «математизацию и геометризацию» стиля, на рационализацию стиха, на насыщение его статистическими выкладками, технической терминологией, диаграммами и т.д.
В прозе выделялись 2 группировки: «Серапионовны братья» и «Перевал».
Литературная группа «Серапионовны братья» возникла в 1921г. в Петрограде, входили: К.Федин, Б.Пильняк, Вс.Иванов, М.Зощенко, Вен.Каверин, Н.Слонимский, Л.Лунц и др. Четкой эстетической платформы у них не было. Большинство членов группы стремились овладеть новым жизненным материалом, с чем были связаны поиски обостренного сюжета, экспрессивного стиля. Отрицали тенденциозность в творчестве. Породили стиль «орнаментальной прозы».
Литературная группа «Перевал» (1923-1932) была создана при журнале «Красная новь». Входили: М.Пришвин, И.Катаев, А.Караваева, А.Малышкин, П.Павленко и др. В противовес нигилистическим установкам Пролеткульта и ЛЕФа, выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.
Основные принципы:
– искусство – «непосредственный акт творчества, основанный на интуиции»;
– искренность как непременное условие творчества;
– лозунг моцартианства – целостный подход, творческий подход;
– лозунг «движничества» – стремление представить мир как движущийся процесс, художник должен обращать внимание на элементы становления, преобразования, динамики во всем – и в фразе, и в героях;
– лозунг эстетической культуры;
– лозунг гуманизма.
Из всего этого многообразия возникло наиболее влиятельное литературное объединение 20-30 годов – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Входили А.Фадеев, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. Основной печатный орган РАППа – журнал «На посту».
Основные принципы:
– лозунг «учеба у классиков»;
– лозунг «живого человека»;
– курс на реализм и борьба с романтизмом;
– создание литературного произведения «бригадным методом»;
– лозунг «за диалектико-материалистический метод».
РАПП объявил призыв ударников литературы, выдвинул лозунг «ударник производства – центральная фигура пролетарского литературного движения»..