1.Что общего в творчестве А.Ахматовой с поэтикой символизма? акмеизма?
2. Почему ахматовские самоизображения всегда в профиль?
3. Каково отношение О. Мандельштама к античности? средневековью? Какую роль играют храмы в поэзии О. Мандельштама?
4.Какая закономерность поэтического мира Б. Пастернака проявляется в названиях сборников: «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь»?
5.Как соотносятся с творчеством М. Цветаевой ее слова: «А я – до всякого столетья»?
6. Прокомментируйте следующие высказывания:
«…сила в том, до какой степени каждому волнению, хотя бы и от слабости возникающему, находится слово, гибкое и полнодышащее и, как слово закона, крепкое и стойкое. Кажется, не будь на этой усталой женщине, которая говорит этими словами, охватывающего и сдерживающего панциря слов, состав личности разрушится и живая душа распадется в смерть».
(Н.В. Недоброво. Анна Ахматова).
«Мандельштам – не лирик, рассказывающий в стихах об интимном душевном переживании. Он вообще не рассказывает о себе, о своей душе, о своем переживании мира»
(В.М. Жирмунский. Преодолевшие символизм)
«В Пастернаке себя не забывают: обретают и себя, и Пастернака, то есть новый взгляд, новый слух. Пастернака нужно всюду носить с собой, как талисман от этих всех, хором орущих… кому же говорит Пастернак? Пастернак говорит сам с собой. Даже хочется сказать: при самом себе, как в присутствии дерева или собаки того, кто не выдаст».
(М. Цветаева. Эпос и лирика современной России)
«Меня сразу же покорило лирическое могущество цветаевской формы, кровно пережитой, не слабогрудой, круто сжатой и сгущенной, не запыхивающейся на отдельных строчках, охватывающей без отрыва ритма целую последовательность строф развитием своих периодов. Какая-то близость скрывалась за этими особенностями, быть может общность испытанных влияний… в жизни и творчестве она стремительно, жадно и почти хищно рвалась к окончательности и определенности, в преодолении которых ушла так далеко и опередила всех».
(Б. Пастернак. Люди и положения).
ЛИТЕРАТУРА.
Бродский И. Скорбная Муза // Юность. – 1989. -№6.
Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. – М., 1989. – №7.
Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2 т. – М.,1990.
Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.,1990.
Масленников З.А. Портрет Бориса Пастернака. – М.,1995.
Павловский А.И. Куст рябины./ О поэзии Марины Цветаевой/. – Л., 1989.
Саакянц А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. – М.,1997.
Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М.,2003.
Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. – Воронеж, 1990..