Кто из вас не знаком со школьными проблемами? Вы
обычный человек, владеете русским и украинским языка
ми, коммуникабельны, у вас почти нет вредных привычек.
Вы хотите учиться, приобрести прочные знания, получить
образование.
Но вы не удовлетворены своими учебными результата
ми. Вроде бы все делаете: слушаете в классе объяснение
учителя (но не все понимаете), учите стихи (но они плохо
запоминаются), делаете уроки (но не все получается), пи
шете сочинения (но предпочитаете переписывать из сбор
ника «Тысяча золотых сочинений»), читаете дополнитель
ную литературу (но ничего не помните из нее), учите
иностранные слова (но говорить по-английски не умеете).
А когда получаете оценку, непременно расстраиваетесь.
Опять ошиблись, опять неправильно решили уравнение,
опять забыли что-то важное при ответе у доски. Вините
других (учителей, родителей, кого угодно), иногда — себя.
И однажды с ужасом обнаруживаете: вы не умеете учиться!
Вас этому не учили! Вам предлагали задачу и говорили:
«Думайте!». А как это — думать? Вам задавали учить на
память, а как учить — не объясняли. Вам объясняли, о чем
надо написать в сочинении, а как писать — не научили.
Отдав вас в школу, оставили один на один со школьными
проблемами. Образно говоря, бросили в бассейн, не на
учив плавать. Авось, выплывете. Кое-кто выплывает. А многие
барахтаются, имитируя плавание. А потом барахтаются в
жизни.
Наши школьные неудачи превращаются в тяжелую ношу,
которую мы несем порой всю жизнь.
Почему это происходит? Причин много. Но редко слу
чается, что из их множества мы обнаруживаем едва ли не
главную причину многих школьных проблем — детей в школе
не учат учиться, не учат самостоятельно добывать знания,
не учат навыкам самостоятельной умственной работы.
Книга, которую вы держите в руках, в определенной
мере поможет вам решить эти проблемы. Автор поставил
перед собой задачу в доступной форме рассказать об ос
новных приемах учения и познания, самостоятельной ум
ственной работы.
Это книга не для чтения, а для работы. Она предпола
гает вдумчивую целенаправленную работу читателей, сре
ди которых он в первую очередь видит школьников, сту
дентов, родителей, учителей.
Прочитав книгу, осмыслив изложенное в ней, регу
лярно выполняя советы и упражнения, вы сможете на
учиться:
О развивать свои умственные способности;
О слушать и понимать объяснение учителя;
О расширять свой кругозор;
О развивать гибкость мышления;
О овладевать умением обобщать;
О продуктивно работать в научной библиотеке;
О создавать личный каталог;
О воспринимать и обрабатывать учебную информацию;
О читать быстро, медленно и с разной скоростью;
О работать с книгой, журналом, газетой;
О правильно оформлять тексты записей;
О составлять разные виды планов, тезисов, конспектов;
О кодировать информацию с помощью опорных сигналов;
О применять опорные конспекты в учебной деятель
ности;
О использовать законы памяти;
О воспитывать внимание;
О владеть методами и приемами восприятия, осмысле
ния, запоминания, хранения и воспроизведения ин
формации; Для тех, кто хочет учиться трепетно и победно
О пользоваться рациональным и мнемоническим спосо
бами запоминания;
О переключаться с одного вида умственной работы на
другой;
О расширять объем своей памяти;
О тренировать зрительное и слуховое внимание;
О развивать образное мышление;
О выстраивать собственные системы рационального по
вторения;
О формировать творческое мышление.
Но это, повторим, возможно лишь при вдумчивом,
осмысленном чтении книги, выполнении всех рекоменда
ций и советов.
Как говорил незабвенный Козьма Прутков: «Зри в ко
рень!» Хорошо известен еще один его афоризм: «Если хо
чешь быть счастливым, будь им». Перефразируя Пруткова,
скажем: «Если хочешь научиться учиться — учись учиться!»
Счастья вам и радости самостоятельного умственного
труда!
Учитесь трепетно и победно!
С уважением и пожеланиями успехов
Автор
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.