Меженко Ю. С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей.

ВВЕДЕНИЕ. УЧИСЬ УЧИТЬСЯ (о некоторых аспектах самостоятельной умственной работы)

Учиться надо трепетно и
победно.
Б. Житков
Как развивать свои умственные способности
Знания не передаются по наследству. Но природа наде­
лила человека задатками, на основе которых развиваются
разнообразные творческие способности, обеспечивающие
усвоение знаний.
Возможности человеческого мозга колоссальны и, по-
видимому, неограниченны. Наукой давно доказано, что при
обучении используется 7—10 % этих возможностей. Чело­
век способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12
институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и застав­
ляют задуматься?
Отметим как аксиому утверждение, что ни к чему не
способных людей нет. Однако следует оговориться, что успех
в овладении знаниями зависит не только от способностей,
но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как
при различных способностях ученики могут учиться одина­
ково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть
различными. Никакие способности не могут развиваться сами
собой, без постоянного саморазвития и самообразования.
Что же такое умственные способности? Это качества
личности, которые обеспечивают относительную легкость
и успешность в овладении знаниями. Способный ученик отличается следующими качествами:
— быстро и правильно понимает изучаемый материал;
— долго хранит в памяти наиболее полезную инфор­
мацию;
— обладает достаточным арсеналом методов и способов
умственных действий;
— умеет решать учебные и жизненные задачи.
Кроме общих способностей, есть способности специ­
альные: литературные, математические, художественные и
другие.
Способности, как и мускулы, нужно развивать путем
упражнений. Недаром у многих писателей есть девиз: «Ни
дня без строчки!», а музыканты говорят: «Чтобы играть,
надо играть!» В самом деле, те, кто занимался музыкой,
знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через
ежедневные многочасовые занятия, значительную часть
которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы
ежедневно играют и начинающие музыканты (учащиеся
музыкальных школ), и великие пианисты.
Но дело не только в количестве упражнений, а й в силе
напряжения, в системности умственной работы, ее мето­
дике. Замечательный географ, геолог и писатель Владимир
Афанасьевич Обручев (автор знаменитого романа «Земля
Санникова») говорил, что «способности, как и мускулы,
растут при тренировке». Наукой установлено, что способ­
ности развиваются только при максимальном напряжении
умственных сил, которое бывает при выполнении сложных
заданий, решении трудных, но посильных задач.
В методике, разработанной Народным учителем Викто­
ром Федоровичем Шаталовым (автор пособия относит себя
к убежденным его ученикам и последователям), главней­
шим дидактическим принципом, обеспечивающим высокие
учебные достижения, является принцип обучения на высо­
ком уровне трудности. Именно такое обучение и обеспечи­
вает радость от преодоления трудностей и результативно­
сти работы.
Развивать свои умственные способности легче при со­
блюдении некоторых условий.
Первое — заставьте себя заинтересоваться изучаемым
р Введение материалом. Еще А. С. Пушкин отмечал, что мы «ленивы
и нелюбопытны». А французский писатель Анатоль Франс
говорил: «Чтобы переварить знания, нужно поглощать их с
аппетитом». Волевые усилия, потраченные на «вхождение в
интерес», будут щедро компенсированы высокой результа­
тивностью восприятия и усвоения учебной информации.
Вспомните, какими любопытными мы бываем в детстве.
Именно в детстве мы познаем мир, приобретаем жизнен­
ный опыт, на основе которого строится все наше будущее.
К сожалению, взрослея, мы значительно утрачиваем это
бесценное качество. А без любопытства мозговая работа
идет вяло и малопродуктивно. Поэтому: обучаясь, будем
любопытными. Важно преодолеть инертность мысли в нача­
ле работы, а потом трудное станет интересным.
Второе — постоянно расширяйте свой кругозор, обращай­
тесь к знаниям из разных областей науки, искусства и прак­
тики. Пусть на вашем рабочем столе или в книжном шкафу
на видном и доступном месте стоят тома универсальной
справочной литературы (энциклопедии, справочники). У
вас есть компьютер. Инсталлируйте в него великолепную
«Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия». Версия
2003 года содержит 83357 энциклопедических статей, 20895
высококачественных мультимедийных иллюстраций, стати­
стические данные по всем странам мира, иллюстрирован­
ную хронику всемирной истории, современный словарь
русского языка С. С. Ожегова и Н. И. Шведовой, толковый
словарь иностранных слов Л. П. Крысина, интерактивный
географический атлас мира, карту звездного неба.
Постоянно обращаясь к справочникам и энциклопеди­
ям, вы в самостоятельной учебной работе будете исполь­
зовать межпредметные связи, добавляя «кирпичики» в
огромное здание своего мировоззрения. Без этого невоз­
можно решение учебных и жизненных задач.
Помните, что приобретаемые знания обладают спо­
собностью «притягивать» к себе новые знания. Н. Г. Чер­
нышевский тонко подметил: «Знания возбуждают любовь:
чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь
ее». А Виктор Федорович Шаталов справедливо считает,
что знания «агрессивны» в хорошем смысле этого слова.
Введение____________________ 13 14 Введение
Завоевать мир через завоевание знаний о нем — преинте­
ресное занятие.
Трудность здесь в том, что мы не всегда умеем муже­
ственно смотреть в глаза своему незнанию, а ведь именно
отсюда начинается дорога по расширению знаний.
Третье — углубляйте знания, не скользя по поверхности
изучаемого материала, а объясняя и доказывая изучаемые
правила, теоретические положения. Глубокий аналитиче­
ский ум способен уяснить сущность предмета или явления,
понять их связь с другими предметами и явлениями.
Четвертое — развивайте гибкость мышления, то есть
его способность идти к решению мыслительной задачи
разными путями. Гибкий ум способен отказаться от при­
вычных способов решения задач и пойти новым, ориги­
нальным путем; он как бы поворачивает в сознании объект
мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его
познать.
Пятое — учитесь мыслить самостоятельно, критически.
Развитый ум соединяет в себе «несомненное» с «сомнени­
ем». Конечно, без доверия к науке нельзя ничему научить­
ся, но, усваивая знания, полезно самостоятельно прове­
рять их в столкновении с другими факторами.
Шестое — овладевайте умением обобщать, то есть учи­
тесь за каждым частным, конкретным случаем или явлением
видеть общее, типическое. Варьируйте два основных спосо­
ба познания — индукцию (умозаключение от частного к
общему, от фактов к некоторой гипотезе, общему утвер­
ждению) и дедукцию (вывод по правилам логики; движе­
ние от общего к частному, конкретному). При индуктивном
подходе полезно составление по ходу работы обобщающих
таблиц и схем, при дедуктивном — работать с опорными
конспектами (см. главу «Кодирование учебной информа­
ции с помощью опорных сигналов»).
Мы считаем дедуктивный способ более прогрессивным.
Вспомните Шерлока Холмса и его знаменитый дедуктив­
ный метод расследования преступлений. Великий сыщик
не собирал по крупицам необходимые для расследования
улики. Он сразу пытался представить всю картину преступ­
ления, а затем доказывал его подтверждающими уликами. В этом же ключе работает и известный герой телесериала
лейтенант лос-анжелесской полиции Коломбо.
Для школьника процесс познания начинается на уроке
со слушания объяснения учителя. Поэтому переходим пря­
мо к делу.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.