Древняя история развивалась не только во
времени — она перемещалась и в пространст
ве. То одни, то другие народы, становились
носителями человеческого прогресса, как бы
фокусом мировой истории,—на века, иногда
на тысячелетия; потом новые подхватывали
эстафету развития, а очаги старых цивили
заций, когда-то великих, надолго погружа
лись в сумерки. «И зарастали дворцы их ко
лючими растениями, крапивою и репейни
ком — твердыни их».
Только в наше время мир близится к едино-
временности и общности магистрального ис
торического процесса, в который включают
ся все народы, населяющие землю. До на
стоящего единства еще далеко, но земной
шар стал обозримым в целом. В древности он
был необозрим. Древние историки и летопис
цы описывали только то, что совершалось на
небольших его участках, а что в это время
происходило далеко на западе или далеко на
востоке,— они не знали. Чем дальше в глуби
ну веков, тем более разобщенно, локально
протекали процессы исторического и куль
турного развития. Видимо, среди древних
центров цивилизации были и такие, которые
рождались и гибли замкнуто, ничего не пе
редав будущему. И только старые камни в
степях и пустынях, уцелевшие руины и иног
да сохранившиеся на них загадочные пись
мена свидетельствуют: здесь некогда было
нечто.
Неизвестно в точности, какая культура суще
ствовала до нашей эры в Западном полуша
рии. Культура древних майя исследована
только в ее сравнительно поздних периодах;
она, конечно, имела и свою древнейшую ис
торию, но ее следы утеряны. Об американ
ском материке европейцы до XV века знали
меньше, чем мы сейчас о других планетах,
а явившись туда с крестом и мечом, они сде
лали все от них зависящее, чтобы уничто- 17 жить то, что тогда еще сохранялось от древ
ней культуры индийцев.
На территории Мексики открыта пирами
да, погребенная под потоками лавы. Геологи
определили возраст лавы: восемь тысяч лет.
Значит, возможно, что в Западном полуша
рии существовали культуры намного более
древние, чем в Восточном. Но они исчезли
бесследно.
Неизвестно, была ли в действительности
Атлантида, поглощенная океаном страна, о
которой сохранилось столько смутных преда
ний. Неизвестно, кто возводил гигантское
святилище солнца в горах Ливана, в Бааль-
беке,— от него остался фундамент, сложен
ный из каменных монолитов размером бо
лее 20 метров и весом в два миллиона кило
граммов каждый. Римляне, построившие
там впоследствии храмовый ансамбль, не
знали происхождения этого фундамента. Он
так поражал воображение, что сирийские ле
генды связывали постройку Баальбека с име
нем Каина, сына библейского Адама.
Но это легенды. А древнейшие цивилизации,
о которых достаточно известно науке, воз
никали начиная примерно с IV тысячелетия
до н. э. на территориях Передней Азии и
Северо-Восточной Африки: Вавилон, Шумер,
Египет, Ассирия, Урарту…
Как острова посреди обширных пространств,
занятых кочующими племенами, возникали
в долинах больших рек эти первые государст
ва — рабовладельческие деспотии. Их эконо
мика была проста, основана на общинном
землепользовании. Сельская община — пря
мой потомок родовой общины, застойный, ма
ло способный к развитию организм. Земледе
лец трудился так же, как его отец, дед, пра
дед, мотыгой и плугом, все на той же земле,
все в такой же глинобитной или тростнико
вой хижине, и наверно, ему было незнакомо
ощущение динамики жизни: казалось, что
так всегда было и всегда будет — из века в
век. И так же из века в век воздвигались
усилиями человеческого муравейника ко
лоссальные храмы, дворцы и гробницы ца рей. Рабство сделало возможным грандиоз
ное строительство, которое находилось в
странном контрасте с примитивностью про
изводственной основы.
Искусство тяготело к грандиозным масшта
бам, к монументальным геометрическим фор
мам. Не странно ли: почему тогда, на заре
истории, когда орудия были сравнительно
примитивны, а кругозор человека ограни
чен,— почему именно тогда он создал культ
гигантского и величественного?
В этом, видимо, была известная историческая
закономерность: ведь переход от первобыт
ного строя к основанной на рабстве цивили
зации был действительно гигантским перево
ротом. Впервые человек стал создавать *вто-
рую природу»: он возводит ирригационные
сооружения, обрабатывает металлы, путеше
ствует по морям, составляет карту звездного
неба, закладывает основы медицины и ма
тематики. Он начинает сознавать себя вен
цом природы, а не игрушкой ее и не пасын
ком. Никогда впоследствии, ни в феодаль
ную, ни в капиталистическую эпоху, не был
с таким пафосом самоутверждения выражен
в искусстве идеал исполина, победителя, как
в древности. В древних мифах красной нитью
проходит тема героя, раскрывающего людям
тайны богов и побеждающего чудовищ: в ва
вилонских сказаниях — Гильгамеш, в египет
ских — Озирис, в китайских — Юй, в гречес
ких — Прометей и Геракл.
Но переход к цивилизации не только раскре
постил человеческие силы — он принес и по
рабощение человека человеком. Монарх,
жрецы и малочисленная знать составляли
верхушку общества, пользующуюся неогра
ниченными правами. Царь считался собст
венником всей земли и государства, власте
лином жизни и смерти своих подданных. Не
прерывные завоевательные походы достав
ляли ему рабов, черную рабочую силу. Гор
дость этих древневосточных владык не знала
пределов. Каждый царь объявлялся сыном
бога, высшим существом, царем царей, поко
рителем земли. Их гимны и восхваления неизменно начинались словами: «Я поко
рил…», «я разрушил…», «я предал огню…»
И все подвиги, весь героизм человечества,
преодолевшего первобытную скованность,
относились на долю тех, кто сумел завоевать
и поработить себе подобных.
Властелин окружался ореолом божественно
сти. Невозможно было признать его просто
человеком: если он такой же, как все, то от
куда же его господство? Оно приписывалось
сверхъестественному могуществу, загадочной
силе, родственной силам природных стихий.
Только, стихии могут справиться со стихия
ми. И художественное мышление создает об
разы сверхчеловеческие, уподобленные небес
ным светилам, горам, зверям, рождает таин
ственные символы. Оно рисует владык, стоя
щих высоко над миром, способных мановени
ем руки покорять врагов.
Среди древневосточных государств было
одно, которое просуществовало, сравнитель
но мало изменяясь, больше трех тысяч лет
и создало особенно высокую и утонченную
культуру. В его искусстве сконцентрирова
лись все характерные черты стиля деспотий
с их «гигантоманией», но оно преодолело гру
бую тяжеловесность и выработало художест
венные формы несравненного благородства и
чистоты. Религия и культура этого государ
ства питали собой религию и культуру Асси
рии, Финикии, Иудеи и, наконец, Греции. Это
государство Древнего Египта в долине Нила.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Первобытное искусство
Наступна: ДРЕВНЕЕ И СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО