Штробель Татьяна. Я знаю, что ты чувствуешь

ГЛАВА 1. Хорошо ли вы разбираетесь в людях?

Знаете ли вы себя?
Понимаете ли других?
На что вы обращаете внимание при встрече с другим
человеком? И что, возможно, ускользает от вас?
Нижеприведенный тест поможет определить, насколь­
ко хорошо вы разбираетесь в людях и используете это
в повседневной жизни. Если высказывание верно, отве­
чайте «да», если неверно — «нет».
7. Я всегда обращаю внимание на других людей и на­
страиваюсь на их волну.
Да □ Нет □
2. Я чувствую, когда кто-то приближается ко мне сзади
или сбоку.
Да □ Нет □
3. В первую очередь я обращаю внимание на выраже­
ние лица собеседника.
Да □ Нет □
4. Манера одеваться может мне многое рассказать
о том, что за человек передо мной.
Да □ Нет □ Хорошо ли вы разбираетесь в людях?
5. Я могу быстро оценить поведение человека и соста­
вить мнение о нем.
Да □ Нет □
6. Мое первое впечатление о человеке в основном
верно.
Да □ Нет □
7. Если меня кто-нибудь выводит из себя, я всегда зада­
юсь вопросом, что именно раздражает меня в этом
человеке.
Да □ Нет □
8. Если у меня с кем-нибудь хорошие отношения, я всег­
да знаю почему.
Да □ Нет □
9. Мне легко сходиться с другими людьми, вступать с ни­
ми в контакт.
Да □ Нет □
10. Я помню о разговорах с людьми и их содержании.
Да □ Нет □
1 1. Во время разговора я обращаю внимание не только
на слова собеседника, но и на выражение его лица.
Да □ Нет □
12. Я могу определить, кто в группе является лидером.
Да □ Нет □
13. Для меня особенно важно, каким тоном говорит
мой собеседник, поскольку это может многое рас­
сказать о его чувствах.
Да □ Нет □
14. Я чувствую, говорит мой собеседник правду или нет.
Да □ Нет □
15. Я замечаю, когда кому-нибудь в разговоре со мной
становится скучно.
Да □ Нет □
16. Я чувствую, как человек ко мне относится.
Да □ Нет □
17. Я помню о событиях моей жизни и сопровождавших
их чувствах.
Да □ Нет □
1 8. Я могу выразить чувства и дать это почувствовать дру­
гим.
Да □ Нет □
19. При общении с другими людьми я время от времени
чувствую себя не в своей тарелке, хотя на это нет при­
чин.
Да □ Нет □
20. Я осознаю изменения в моем окружении.
Да □ Нет □
2 1. Когда я эмоционально перегружен, это отражается
на моем аппетите.
Да □ Нет □
22. Я чувствую, когда слишком далеко захожу в отноше­
ниях с другим человеком или он сердится на меня.
Да □ Нет □
23. В основном я первым замечаю, когда кто-нибудь из
моих друзей меняется в лице.
Да □ Нет □
24. Я понимаю, что в действительности хотел сказать со­
беседник.
Да □ Нет □ Хорошо ли вы разбираетесь в людях?
25. По жестам и мимике других людей я могу опреде­
лить, сталкивались ли они ранее друг с другом при
личном контакте или в профессиональной деятель­
ности.
Да □ Нет □
Подведем итоги.
За каждый положительный ответ поставьте себе 1 балл.
22—25 баллов:
Примите поздравления! Вы прекрасно чувствуете
других людей и в общении с ними руководствуетесь чет­
кими морально-этическими. Для вас важно понять челове­
ка. Ваша тонкая эмоциональная организация позволяет
вам воспринимать других во всей их многогранности.
Ваше чутье обогащает как вашу собственную жизнь,
так и жизнь окружающих. В следующих главах вы узна­
ете, как развить это умение.
15—21 балл:
Вы хорошо чувствуете других, но не всегда им верите.
Вы полагаетесь лишь на голос разума, но в глубине ду­
ши хотите доверять людям больше. Прислушайтесь к го­
лосу интуиции, и вы больше узнаете о других, а упраж­
нения, приведенные в этой книге, помогут вам в этом.
8— 7 4 баллов:
Вы охотно вступаете в контакт с другими людьми, ког­
да это не предвещает опасности. Вы избегаете ссор
и двигаетесь по пути наименьшего сопротивления. Для
вас важно, чтобы люди чувствовали себя в общении
с вами комфортно, гармония для вас прежде всего. Од­
нако при этом ваши потребности остаются неудовлет­
воренными, поскольку ради сохранения мира вы часто
идете на компромисс, и это вызывает у вас дискомфорт.
Вам нелегко привлечь внимание и осуществить свои же­
лания. Научитесь говорить «нет». Чаще задавайтесь во­
просом о том, что говорят и делают другие. Упражне­
ния, приведенные в этой книге, помогут вам научиться
понимать других людей и больше доверять себе, бла­
годаря чему окружающим не так просто будет ввести
вас в заблуждение.
7—0 баллов:
Вы охотно уступаете дорогу другим, вполне возмож­
но, потому что вы были обижены или же потому, что
другие не особенно вас интересуют. Правда, при этом
вы кое-что упускаете. Определите для себя основные
жизненные принципы и свое место в жизни. Тогда у вас
будет возможность стать полноценной частью обще­
ства и не чувствовать себя ущемленным. Эта книга по­
может вам научиться наблюдать, прислушиваться и по­
степенно понимать невербальные знаки.
Вы уже наверняка поняли, что знания о человеке появ­
ляются не только из наблюдений за другими людьми
и толкования их поведения, но прежде всего из наблю­
дений за самим собой и понимания того, кем являетесь
вы сами. Будьте честным по отношению к самому себе.
Обратите внимание не только на свои сильные, но
и на слабые стороны, работайте над собой. Изменив
угол зрения на себя самого, вы дадите возможность
другим иначе взглянуть на вас.
Хотите попрактиковаться прямо сейчас? Ниже при­
ведены три упражнения, с помощью которых вы сможе­
те в течение нескольких дней научиться лучше понимать
окружающих. В следующих главах книги вы также най­
дете упражнения, которые помогут вам развить этот на­
вык. Желаю успеха!

Упражнение 1
Подобное упражнение проводил на своем семи­
наре известный актер, режиссер и тренер Пьер
Франк. В следующий раз захватите с собой на ве­
черинку лист бумаги и карандаш. Вы также може­
те сыграть в эту игру, например, на курсах профес­
сиональной подготовки, за ужином или в любом
другом месте, когда будете находиться среди ма­
лознакомых или незнакомых людей. Для начала
осмотрите помещение: чем оно оснащено, какая
на столе скатерть, стены, пол? Потом посмотрите
на людей: как они двигаются, как разговаривают
друг с другом?
Теперь, не задумываясь, подберите для каждого
из присутствующих характеризующее его слово.
Подумайте, почему вы выбрали именно его. Какое
чувство у вас вызывает этот человек? Позитивное
или негативное?
Это упражнение помогает нам сфокусировать­
ся и задействовать оба полушария головного
мозга: при спонтанном выборе слова, характе­
ризующего качество человека, работает про-
странственно-образное правое полушарие, при
обдумывании же этого качества потребуется рабо­
та скорее левого — абстрактно-аналитического,
«разумного» полушария.

Упражнение 2
В следующий раз, расположившись у экрана теле­
визора для просмотра ток-шоу, выключите звук. Те­
перь вы можете сконцентрироваться на языке тела
гостей этого шоу: их жестикуляции, мимике, жестах.
Что говорят их позы? Кто соглашается, кто — нет?
Как чувствуют себя участники ток-шоу? Получа­
ют ли они удовольствие от программы? Может
быть, они с большим удовольствием находились бы
в другом месте? Возможно, вам даже удастся по­
нять, о чем они говорят. Если вы запишете ток-шоу
на диск, то сможете еще раз посмотреть все это со
звуком и проверить, все ли вы правильно поня­
ли. Просмотр ток-шоу без звука является, меж­
ду прочим, одним из моих любимых способов
времяпровождения. Например, просмотр деба­
тов кандидатов в президенты. Вы получите необы­
чайное удовольствие!

Упражнение 3
Вспомните об отпуске или еще каком-либо прият­
ном событии, которое произошло 6—12 месяцев
тому назад. В каком месте вы были, как все выгля­
дело? Какого цвета были дома, какие растения
можно было увидеть? С какими людьми вы встре­
чались? Как бы вы их описали? Что вы пережили
с этими людьми? Как вы туда приехали? Как вы бы­
ли одеты, какую прическу носили? Что вы тогда
чувствовали? Вспомните как можно больше по­
дробностей и запишите. Проверьте себя, просмо­
трев фотографии и видеозаписи.
Этим упражнением вы убьете двух зайцев:
во-первых, вы на несколько минут погрузитесь
в приятные воспоминания, во-вторых, потренируе­
те свой мозг и сделаете его более восприимчивым
к впечатлениям.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.