Несомненно, многое ИЗ того, что вы уже узнали, отно
сится и к детям. Потому что для них правила общения
имеют другое значение, чем для взрослых; язык тела
детей, как правило, более непосредственный. Хочу
представить вам некоторые отличительные черты язы
ка тела у детей, которые во многих ситуациях рассма
триваются взрослыми как неадекватные. Потому мы,
взрослые, стараемся подавлять эти порывы. Мы счита
ем, что ко всеобщей пользе в повседневном общении
друг с другом следует вести себя благонравно. Одна
ко приходится сожалеть о некоторых спонтанных сиг
налах языка тела. Например, таких…
Happy feet (англ.: «счастливые ножки»). Как ведет себя
ребенок, когда вы делаете ему подарок: сообщаете
о неожиданном походе в зоопарк или покупаете вкус
нейшее мороженое? Он прыгает, танцует и скачет.
Так поступали еще наши предки, чтобы отпраздно
вать успешную охоту. Прыганье по кругу доставляет
нам радость, но подобное поведение ограничивается
в мире взрослых главным образом такими ситуациями:
так ведут себя спортсмены, футбольные болельщики
и победители шоу — они радуются достижениям и празд
нуют победу. Стоит задуматься, не так ли?
Дрыганье ногами: обратите внимание на движения но
жек вашего ребенка за обеденным столом. Даже если
его верхняя половина тела демонстрирует хорошие ма
неры, по движениям его ног вы часто можете понять, что
ребенок охотнее попрыгал бы и поиграл. Если его но
ги направлены к двери комнаты, это говорит о том, что
ребенок охотно вышел бы на улицу.
Объятия: если хотите знать, как ваш ребенок эмоцио
нально относится к бабушке, тете или дяде, посмотрите,
как он с ними здоровается: каждого, кого он любит, он
притянет к себе, обнимет, может быть, даже поцелует.
Людей, которых не любит, ребенок будет обходить
стороной и отталкивать.
Делать назло: об этом можно много не рассказывать.
Каждый знает, что такое скрещенные руки (даже обни
мающие предплечья), поникшая голова, насупившееся
лицо и, когда ребенок сидит, поджатые ноги. Посыл по
нятен: ребенок замыкается в себе, буквально закрыва
ется, не хочет общаться.
«Это был я!» Поведение провинившегося: предполо
жим, что вы нашли свою любимую вазу разбитой на по
лу комнаты, но никто из ваших детей не признается
в этом, и собака этого тоже сделать не могла. Расска
зывая им о том, что разбитая ваза и отказ признавать
ся в этом вас сильно огорчает, вы можете увидеть, как
один из ребят, глядя в пол, занял позицию «черепахи
в панцире»: его плечи поднялись кушам.
Если бы у вашего ребенка был черепаший панцирь,
он бы под него заполз — явное проявление признания
вины на языке тела.
Happy arms (англ.: «счастливые ручки») (внизу справа):
когда ваш ребенок весел, счастлив и раскован, он бу
дет часами свободно жестикулировать руками. Преи
мущественно вверх, то есть против силы притяжения.
Испуганные руки: если ребенок боится или раздражен, он
держит руки плотно прижатыми к телу (с. 268). Это один
из видов тактики выживания на языке тела: ребенок хочет
казаться маленьким настолько, насколько это возможно.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: Шесть фаз партнерства