Вторым элементом личной власти является власть вознаграждения. Опытные парламентеры знают: пообещав другой стороне, что вы ее вознаградите, вы приобретаете на нее влияние. К сожалению, многие люди, пытающиеся продать свои товары или услуги, так и не выработали достаточной уверенности в себе, чтобы убедить другую сторону, будто она в них нуждается. Эти люди полагают, что покупатель делает им одолжение, заказывая у них товар.
Власть вознаграждения принимает разные формы. Деньги — очевидная форма, но есть и много других. Среди них — восхваление другого человека, великодушие по отношению
к нему, право присваивать титулы (менеджер, вице-президент, капитан), право нагрузить работой или дать отпуск, а также давать рекомендации тем, кто обладает властью.
Если ваша компания разрослась до такой степени, когда право распределять работу вы делегировали другому лицу, вы, возможно, делегировали и свою личную власть. Некоторые президенты передают власть своему начальнику отдела кадров, наделяя его правом повышать сотрудников в должности и зарплате, а это дает в руки начальнику отдела кадров рычаг управления.
Почему адвокаты по уголовным делам получают такие баснословные гонорары от своих клиентов? Потому что они убеждают их в том, будто только они смогут добиться оправдательного приговора; в том, что им очень повезло заполучить такого адвоката; заставляют клиента думать: «Если мне удастся уговорить этого адвоката, чтобы он защищал меня, это будет действительно здорово, потому что он самый лучший. Большего везения и ожидать нельзя». Адвокат, который ищет клиентов и убеждает их нанять именно его, низводит себя до положения стервятника.
I ДЕЙСТВИЯ АДВОКАТА
Однажды среди моих студентов оказался успешный адвокат по уголовным делам, и после семинара я задал ему вопрос, ответ на который всегда меня интересовал: «Вы спрашиваете у своих клиентов, виновны они или нет?» Он ответил: «Безусловно! Я не могу защищать человека, если не знаю, виновен он или нет. Я мог бы потратить целое состояние на поиски доказательств алиби клиента только затем, чтобы выяснить, что он виновен».
«А какова доля виновных среди ваших клиентов?»
«Я занимаюсь практикой уже четверть века, и только раз мой клиент был невиновным. Все остальные говорили: “Конечно, я это сделал. Вы только вытащите меня из неприятностей”. Помните, что я получаю очень высокие гонорары. Почти наверняка тот, кто способен мне заплатить, виновен и против него есть куча доказательств».
Вы хотите обладать властью над своими клиентами? Вам всего лишь надо убедить их в том, что только вы можете решить их проблемы. Продавайте не по цене! Продавайте, предлагая лучшую цену и говоря: «Людей, способных решить вашу проблему, полным-полно, но я сделаю это дешевле».
Если вы продаете товары или услуги, то должны верить, что вы — лучший в данной сфере. Вдобавок вы должны знать, как убедить в этом своих клиентов: «Никто не может сделать это лучше, чем я». Если вы готовы поставить на кон свои репутацию и опыт, а также репутацию и опыт своей компании, чтобы решить проблемы клиентов, то не они вознаграждают вас, а вы вознаграждаете их.
Конечно, вы не можете слишком акцентировать на этом внимание, чтобы не выглядеть наглым, но не впадайте в другую крайность, полагая, что ваши клиенты вознаградят вас, делая заказ. Мне доводилось слышать сплетни о том, что некоторые торговые представители просто умоляют покупателей сделать у них хоть крошечный заказ. Можете ли вы в такое поверить? Не похожи ли они на собак, выпрашивающих под столом объедки? Когда вы от всего сердца поверите, что вознаграждаете покупателя, а не наоборот, вы будете уверенно требовать от него многого.
Теперь улучите минутку и запишите на бумаге три причины, по которым человек, с которым вы ведете переговоры, будет вознагражден, ведя с вами дела. Если вы занимаетесь продажами, подумайте о причинах, почему покупатель, который выбирает вас, а не ваших конкурентов, будет вознагражден. Если вы ищете работу или повышение, подумайте о трех причинах, почему компания, выбрав вас, будет вознаграждена.
Мне интересно, будет ли одной из причин «Они заполучили меня». Эта причина, по которой они предпочли вас вашим конкурентам, должна стоять в списке первой. Не из-за качества продаваемых вами товаров или услуг, нет, а потому что у них есть именно вы. Чтобы успешно демонстрировать власть вознаграждения, вы должны добавлять к товарам или услугам нечто такое, чтобы они предпочитали покупать у вас. Вероятно, в вашей сфере у вас есть конкуренты — компании, которые могут предложить аналогичный товар по аналогичной цене. Разницу должны составлять вы, ваши знания о своих товарах и услугах, понимание проблем и возможностей и ваша способность творчески решать эти проблемы и демонстрировать благоприятные возможности.
Интересно, сколько у вас конкурентов? Два, три, полдесятка? Угадайте, сколько конкурентов у меня, профессионального лектора? В Национальной ассоциации лекторов США 3500 членов. Когда меня приглашают провести семинар, за моей спиной стоят еще 3499 лекторов, с которыми я должен конкурировать за право предстать перед аудиторией. Организаторы семинаров говорят мне: «Роджер, учитывая такую конкуренцию, как вы можете запрашивать такие высокие гонорары?» Я отвечаю: «Потому что я хорош в своем деле!» Это может выглядеть для вас нахальством и эгоизмом, однако вам необходимо быть уверенным в том, что вы делаете, и в том, что вы делаете это лучше, чем любой другой. Они заполучат именно вас — это причина номер один, по которой они должны сделать выбор.
Власть вознаграждения как фактор устрашения
Опытные парламентеры понимают, что всякий раз, когда вы осознаете, что кто-то способен вас вознаградить, вы предоставляете ему возможность вас запугивать. Если вы думаете, что покупатель вознаграждает вас, делая у вас заказ, то вы даете ему власть запугивать вас. Вот почему вы ощущаете больший испуг, осуществляя большую продажу. Потенциальное вознаграждение при большой продаже больше, поэтому вы ощущаете испуг. Разумеется, это очень субъективно, правда? Только начав заниматься этим бизнесом, вы, возможно, ощущали себя победителем, продав товаров на 1000 долларов. Позднее такое же чувство возникало у вас после продажи на 100 000 долларов.
Когда другая сторона начинает пользоваться властью вознаграждения по отношению к вам, осознайте это и не позволяйте себя запугать. Некоторые люди пользуются властью вознаграждения с удивительным мастерством. Предлагая вам уступить, они как бы случайно упоминают, что на следующей неделе у них начинается большой проект, частью которого вы могли бы стать, или начинают рассказывать о своей яхте, стоящей в гавани, или о даче в горах. Им даже не нужно прямо говорить вам, что если у вас получится совместный бизнес, то вы сможете покататься на их яхте или пожить на даче. Они просто пользуются властью вознаграждения. Пусть это вас не раздражает, просто принимайте это за то, чем оно на самом деле является, и не отвлекайтесь от цели переговоров.
Как только вы осознаете власть вознаграждения и поймете, почему другая сторона пытается ею пользоваться, ее способность управлять вами исчезнет, а вы станете куда более уверенным в себе парламентером.
0 КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ
- Вы вознаграждаете покупателя, когда позволяете ему купить ваши прекрасные товары или услуги. Покупая их у вас, он не делает вам одолжения.
- Успешные предоставители услуг, например адвокаты, умеют мастерски показывать, что вы должны быть просто счастливы, заполучив их.
- Продавайте не по цене! Продавайте, предлагая лучшую цену и говоря: «Людей, способных решить вашу проблему, полным-полно, но я сделаю это лучше».
- Главной причиной, по которой выбирают вас, а не ваших конкурентов, является то, что это именно вы.
- Будьте бдительны, когда властью вознаграждения пользуются по отношению к вам.
В Америке так называют адвоката, который ищет клиентов среди людей, пострадавших при несчастных случаях, особенно в дорожных авариях, и подбивает их обращаться в суд.