Обратной стороной власти вознаграждения является власть принуждения. Всякий раз, когда вы считаете, что кто-то способен наказать вас, вы наделяете его властью над вами. Вы знаете, как ужасно чувствуете себя, когда на дороге вас останавливает патрульный полицейский, который может выписать вам штрафную квитанцию, а может этого и не сделать. Штраф может быть не слишком велик, однако страх, тем не менее, может быть очень сильным.
Кстати, среди торговцев недвижимостью в Калифорнии ходит один анекдот. В Калифорнии свыше 532 ООО человек имеют лицензию на право торговли недвижимостью. Это означает, что каждый пятидесятый человек является либо посредником, либо агентом. Если вы считаете, что в вашей сфере конкуренция высока, попробуйте заняться недвижимостью в Калифорнии. Анекдот такой: на автостраде вас останавливает патрульный полицейский и говорит: «Покажите-ка мне свою лицензию на право торговли недвижимостью».
Вы отвечаете: «Простите, вы, наверное, имеете в виду мою лицензию на право вождения?»
Он говорит: «Нет, в Калифорнии не у всех есть такая лицензия».
Нам нелегко смириться с мыслью о применении к людям власти принуждения, однако такая власть всегда присутствует
на любых переговорах. Если вы просите продавца в магазине взять купленную вами вещь назад и вернуть деньги, решение продавца будет зависеть и от власти вознаграждения, и от власти принуждения. Если он благосклонно возвращает вам деньги, вы вознаградите его благодарностью, и это будет приятным переживанием. Если он отказывается вернуть деньги, вы можете рассердиться, и это будет неприятным переживанием.
Существуют и другие формы власти принуждения: поднять на смех или поставить в неудобное положение; повлиять на репутацию, открыв секрет; причинить душевную боль, заведя разговор о неприятном переживании; поручить тяжелую или неприятную работу; тратить зря ваше время; заставить вас переделать работу или заново пройти курс обучения, а также ограничить ваши возможности в будущем.
Давайте посмотрим, как опытные парламентеры сочетают власть вознаграждения и власть принуждения, чтобы влиять на людей. Родители используют власть вознаграждения и власть принуждения, когда говорят своим детям: «Если ты сразу пойдешь в постель, я прочитаю тебе сказку» или «Если ты не доешь морковь, я не разрешу тебе смотреть телевизор». Торговые агенты говорят своим клиентам о выгоде, когда убеждают купить именно у них, и мягко намекают на опасность промедления: «Если вы вложите в это деньги, то получите чистую прибыль» или «Сделайте это сейчас, пока конкуренты вас не обскакали».
Менеджеры используют метод кнута и пряника, чтобы стимулировать своих работников: «Сделайте это как следует, и вы сразу подниметесь в моих глазах»; «Джо, вы слышите, что я говорю? Следующий раз я этого так не оставлю». Политики пользуются им, чтобы поддерживать баланс сил в мире: «Изберите демократическое правительство, и мы предоставим вам режим наибольшего благоприятствования»; «Только попробуйте с нами связаться, и через 15 секунд в воздухе будут 10 ООО наших ракет с ядерными боеголовками».
344 |
ВЛАСТЬ НАД ПАРТНЕРОМ |
МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ |
В любой ситуации, связанной с убеждением, непременно присутствуют элементы вознаграждения и наказания. Скажем,
вы отдали свой автомобиль в ремонт. Авторемонтники говорят вам, что машина будет готова только завтра, но она нужна вам сегодня вечером. Вы высказываете им все, что думаете по этому поводу.
Что происходит в голове менеджера авторемонтной мастерской, когда он вас слушает? Если он сделает то, что вы требуете, вы вознаградите его благодарностью и приятной теплой атмосферой. Если нет, он опасается, что дело обернется неприятным образом. Опытные парламентеры понимают эти два элемента и знают, как ими пользоваться.
Люди, не владеющие искусством переговоров, используют один элемент и пренебрегают вторым. Они угрожают всякими карами и не понимают, что куда эффективнее использовать кнут вместе с пряником. Уверен, вы видели людей, делающих эту ошибку. Если автомобиль еще не готов, плохие парламентеры выходят из себя и пытаются заставить ремонтников закончить работы наперекор их желанию: «Если моя машина не будет готова к 5 часам, я подам на вас в суд и отсужу все! Эта мастерская станет моей!» Тактика устрашения убедительна, но часто ею пользуются настолько грубо, что достигают обратного эффекта.
Давайте посмотрим, как умелый парламентер пользуется кнутом и пряником в международной политике. Вот окончание речи Уинстона Черчилля в палате общин британского парламента, произнесенной 4 июня 1940 г., когда война с Германией казалась проигранной:
Мы не сдадимся и не проиграем. Мы пойдем до конца; мы будем биться во Франции, бороться на морях и океанах, с растущей силой и уверенностью сражаться в воздухе; мы будем защищать наш остров любой ценой, драться на побережье, на воде и на суше, в полях и на улицах. Мы никогда не сдадимся. Даже если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот остров или большая его часть будет порабощена и станет умирать с голоду, тогда наша империя за морем, вооруженная, под охраной британского флота, будет продолжать сражение до тех пор, пока в благословенное Богом время новый мир со всей его силой и мощью не отправится на спасение и освобождение старого мира.
Эта последняя фраза ярко иллюстрирует гений Уинстона Черчилля и его способность влиять на общественное мнение. Человек меньшего масштаба удовольствовался бы восхвалением Англии и процитировал старые добрые слова из народного патриотического гимна «Правь, Британия!»: «Британцы не станут рабами». Но Черчилль был умнее. Он использовал не только власть вознаграждения, но и власть принуждения, прямо сказав стране, что она может проиграть битву и попасть под немецкую оккупацию.
Опытные парламентеры знают, что правильное сочетание власти вознаграждения и власти принуждения действует гораздо эффективнее. Они намекают на неприятности, если они не получат желаемого. Однако когда другая сторона готова уступить, они быстро переключаются на власть вознаграждения, чтобы показать свою благодарность: «Это замечательно. Я в полном восторге. Вы так добры!»
Теперь улучите минутку и запишите на бумаге три причины, по которым человек, с которым вы ведете переговоры, будет наказан, если откажется вести с вами дела. Если вы занимаетесь продажами, подумайте о причинах, по которым покупатель, который выбирает ваших конкурентов, а не вас, будет наказан. Если вы ищете работу или повышение, подумайте о трех причинах, почему компания, выбрав не вас, а кого-то другого, будет наказана.
Надеюсь, одной из записанных причин будет такая: они не заполучили вас. Эта причина должна быть главной, по которой они должны избегать ваших конкурентов. Не из-за качества продаваемых вами товаров или услуг, нет, а потому что тогда у них не будет вас. Чтобы успешно демонстрировать власть принуждения, вы должны добавлять к товарам или услугам нечто такое, чтобы они боялись покупать не у вас. Как и в случае власти вознаграждения, разницу должны составлять вы, ваши знания о своих товарах и услугах, понимание проблем и возможностей, способность творчески решать эти проблемы и демонстрировать благоприятные возможности.
Помните, что я говорил вам в главе 1 о торговле внутри ценового диапазона? Я говорил, что вы должны делать исходную цену настолько высокой, чтобы она превышала вашу действительную цель. Иногда вам страшно поступать таким образом. У вас просто не хватает смелости сделать такое предложение, потому что вы боитесь, что другая сторона рассмеется вам в лицо. В своей книге «Тринадцать секретов правильного поведения» я дал рецепт: вы должны представить себе, чего вы больше всего боитесь, и сделать это. Как и в случае власти вознаграждения, этот рецепт обусловлен опытом. Хотя начинающий бизнесмен может быть очень озабочен переговорами, в которых речь идет о сделке на 1000 долларов, более опытный бизнесмен будет философски относиться к неудаче на переговорах о стотысячной сделке. Хотя начинающий торговый представитель может бояться потерять сделку на 1000 долларов, опытный торговый представитель не позволит себе бояться упустить сделку на 100 000 долларов.
Начинающие торговые агенты всегда испытывают трудности с использованием власти вознаграждения и власти принуждения. По их мнению, каждый покупатель способен вознаградить их, сделав заказ, или наказать, не сделав заказа, или, что еще хуже, высмеять их за нелепое предложение. Через некоторое время они начинают понимать, что продажа — это такая же лотерея, как и все остальное. Если они очень стараются и ведут переговоры со многими потенциальными клиентами, то всегда находятся те, кто отвергает их предложение. Как только они осознают, что это лотерея, они перестают воспринимать удачу и неудачу как вознаграждение и наказание и становятся куда более уверенными в себе.
Когда вам кажется, что кто-то способен принудить вас, это вас пугает, и одним из самых сильных известных методов принуждения является насмешка.
I СТРАХ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ
Боязнь показаться смешным может помешать нам совершить многое из того, что нам хотелось бы сделать. Много лет назад, когда я только учился горнолыжному спорту, я оказался на Мамонтовой горе в Калифорнии вместе с моими друзьями Роном и Марти Мерипол, которые стояли на лыжах намного лучше меня. Они сказали: «Роджер, сегодня мы берем тебя на карниз».
Я ответил: «Не думаю, что я уже к этому готов».
Они настаивали: «Да ладно, Роджер, у тебя все получится. Давай!»
Мы поднялись на подъемнике на самую вершину горы высотой больше 1 1 ООО футов над уровнем моря. Я до сих пор помню тот стресс, который охватил меня в маленькой кабинке подъемника, пока мы в молчании поднимались над покрытым снегом крутым, чуть ли не отвесным склоном горы. Эта поездка настолько ошеломляет, что даже самые опытные лыжники замолкают, приближаясь к вершине. Они молча сидят в кабинке, глубоко погруженные в свои мысли, заставляя себя пересилить страх перед тем, что предстоит. Наконец кабинка остановилась у платформы и мы выбрались на ледяной ветер. Я, нервничая, надел лыжи, вместе со своими друзьями спустился по склону на 300 ярдов и оказался на вершине карниза. Карниз — это смерзшийся снег на гребне горы, свисающий с гребня. Лыжники проложили в нем У-образную трассу, ведущую к горному склону. Я должен был съехать по этой трассе и оказаться прямо перед почти отвесным склоном горы. Достаточно было сделать
одну ошибку, чтобы полететь с высоты 1000 футов вниз головой.
Я стоял, глядя вниз, но крутой склон, и думал, что у меня есть два варианта. Первый — вернуться к подъемнику и спуститься на нем вниз, но, если я так поступлю, мои друзья станут надо мной смеяться. Второй вариант — погибнуть! Я решил, что насмешка страшнее смерти. Насколько же силен в нас страх перед насмешкой!
Недавно я снова спускался по этому карнизу вместе со своими детьми, но теперь на вершине поставили знак, на котором написано: «Когда ваши друзья говорят: “Вперед!”, не бойтесь ответить: “Нет!”».
Поймите, что такое власть принуждения и легко пользуйтесь ею при переговорах. Нравится вам это или нет, в этот момент она всегда присутствует, и ваша способность эффективно ею пользоваться определяет успех.
0 КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ
- Власть принуждения носит субъективный характер.
- Власть принуждения присутствует на любых переговорах.
- Деньги — только один из видов власти принуждения.
- Вот главная причина, по которой клиенты должны избегать ваших конкурентов: обратившись к ним, они лишатся вас.