Еще одна форма личной власти — власть безумия. Не думаю, что вы захотели бы пользоваться ею слишком часто, но вы должны о ней знать. Вот что такое власть безумия: если вы сможете убедить другую сторону, что вы невменяемый, то приобретете над ней власть.
После того как коммунистический Вьетнам вновь открыл свои границы для американцев, я провел неделю в Хошимине (бывшем Сайгоне) и Ханое. В Ханое я нанял себе гида. Она пережила войну, и мне очень хотелось, чтобы она поделилась со мной впечатлениями. Когда я спросил ее, кто, по ее мнению, был лучшим американским президентом, то был уверен, что, поскольку она является государственной служащей (как и любой в коммунистической стране), она скажет то, что разрешено.
Она некоторое время подумала, а потом ответила: «Я не знаю, кто был лучшим президентом, но знаю, кто был худшим. Самым плохим президентом был Ричард Никсон. Он хотел сбросить на нас атомную бомбу. Он был сумасшедшим. Это самый плохой президент из всех». Я уверен, что даже Ричард Никсон не собирался сбрасывать атомную бомбу на Ханой. Он вместе с Генри Киссинджером выработал стратегию. Они полагали, что, если им удастся убедить правительство Северного Вьетнама в том, что они сумасшедшие, они заставят его сесть за стол переговоров, и им это замечательно удалось.
В бизнесе властью безумия обладает человек, который реагирует столь непредсказуемо, что вы никогда не знаете, как он будет общаться с вами. Однажды вы можете зайти к нему в офис, и он заключит вас в объятия. В другой раз он может вышвырнуть вас вон. Если вы сможете убедить кого-то, что вы невменяемый, то сможете приобрести власть над этим человеком.
Власть совместного риска
Еще одна форма личной власти — власть совместного риска. Вы можете приобрести власть наддругой стороной, если убедите ее, что другие также рискуют. Эта власть проявляется в совместных инвестициях: чем больше людей вы убедите вложить деньги, тем легче убедить других людей поступить так же.
Если я предложу вам поставить 5000 долларов против моих 20 ООО долларов и сыграть в орла и решку, вы охотно примете такое пари. Я предлагаю вчетверо большую ставку при 50%-ной вероятности выигрыша. (Профессиональные игроки скажут вам, что ставка не имеет значения, пока шансы на выигрыш больше, чем должны были бы быть.) Однако риск потерять 5000 долларов при невезении может оказаться для вас слишком большим и вы можете мне отказать. Подумайте вот о чем: если вы смогли бы найти 100 человек, готовых рискнуть 50 долларами, заключили бы вы пари в этом случае? Есть шансы, что заключили бы, потому что, хотя возможный выигрыш остается прежним, выделите риск с другими.
Тот же самый принцип работает в инвестиционных компаниях. Если я предложу вам инвестировать 100 000 долларов в синдикат по недвижимости, вы вряд ли захотите рисковать такой крупной суммой. Даже если я предложу вам вложить 5000 долларов, вы можете счесть риск слишком большим. Однако если я скажу вам, что у меня уже есть 19 инвесторов, готовых вложить по 5000 долларов, и вы будете двадцатым, то вы гораздо легче согласи-Гесь на мое предложение. Вдобавок, если я предложу вам инвестировать 100 000 долларов в 20 разных синдикатов, вы согласитесь на это гораздо быстрее, чем на инвестирование всех 100 000 долларов в один синдикат, поскольку подумаете, что это снижает риск.
Чему мы можем на этом научиться? Всякий раз, когда вы имеете возможность продемонстрировать другой стороне, что риск, на который она пойдет, будет разделяться другими, вы приобретаете над ней власть.
Власть неразберихи
В запутанности есть власть. Вам это утверждение может показаться неверным, потому что вы всегда считали, что сбитый с толку человек ответит «нет». Это верно. Важно быть уверенным, что человек, с которым вы ведете дела, понимает, чем рискует. Однако верно и то, что на сбитого с толку человека влиять легче.
Представьте себе, что вы ведете переговоры и говорите человеку: «У вас есть два варианта, и понять их очень легко. Давайте я расскажу вам о них, и вы сможете сделать выбор». Когда вы пользуетесь таким подходом, у вас мало возможности повлиять на этого человека, потому что он быстро оценит преимущества каждого варианта и сделает свой выбор.
А теперь представьте себе, что вы говорите: «Существует множество подходов, и все это может сбивать с толку. У вас есть 25 вариантов, и, если вы недостаточно знакомы с каждым из них, вам будет нелегко выбрать наилучший. К счастью, я прекрасно с ними знаком и успешно направлял многих людей, которые были в таком же положении, как вы». В этом случае человек будет более сговорчивым. Чем сильнее он запутан, тем больше шансов, что он попросит вас о помощи и вы сможете добиться его доверия. Сбитым с толку человеком руководить легче, но только тогда, когда он вам доверяет.
В запутанности есть немалая власть. Наилучшая защита — не дать себя запутать и не позволить другой стороне сбить вас столку настолько, что вы ей поддадитесь. Когда другая сторона начинает пользоваться такой властью, скажите: «Я не понимаю, какое отношение все эти бесчисленные детали имеют к моим вариантам. Вместо того чтобы запутывать ситуацию, давайте обсудим ключевые вопросы. Идет?»
Власть иных вариантов
Вы сможете добиться власти на переговорах, если сообщите, что у вас есть много вариантов и вы не нуждаетесь в заключении сделки здесь и сейчас. Если вы сообщите, что ваши товары и услуги идут нарасхват, есть шансы, что покупатель сделает больший заказ, особенно если вы скажете, что вам нет никакого смысла продавать по цене ниже запрошенной. К примеру, вы можете сказать перспективному покупателю: «Мне бы хотелось дать вам больше времени на решение, но мне надо знать сейчас, потому что у меня уже есть два предложения и было бы нечестно заставлять ждать других покупателей».
Если вы покупатель, продавец огорчится, узнав, что у вас есть много других вариантов выбора, да еще и более дешевых. Если вы звоните по объявлению о продаже, например, катера или автомобиля, то можете сказать: «Сегодня вечером мне надо посмотреть еще на два, в 7 и в 8 часов. Они просят меньше вас, но я в любом случае хотел бы иметь выбор. Могу ли я приехать к вам в 6 вечера?»
На любых переговорах сторона, у которой есть больше вариантов, обладает большей властью. Чем лучше вы сможете убедить другую сторону в том, что у вас есть варианты, тем больше власти на переговорах получите.
0 КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ
1. Если вы сможете убедить другую сторону, что вы сумасшедший, вы обретете над ней власть.
- В бизнесе — это босс, чьи реакции непредсказуемы.
- Вы сможете убедить людей, показав, что риск, на который они пойдут, будет разделяться другими.
- Сбитый столку человек говорит «нет», но им легче управлять.
- Самая важная власть на переговорах — это возможность сообщать, что у вас есть иные варианты.