В завершение поговорим о взаимовыгодных переговорах. Вместо того чтобы пытаться доминировать над другим человеком и с помощью каких-нибудь трюков вынуждать его делать что-нибудь, чего в норме он бы не сделал, я уверен, что вы должны совместно работать над вашими проблемами и вырабатывать решение, удовлетворяющее обе стороны. Вы можете отреагировать так: «Роджер, очевидно, вы не слишком много знаете о моей отрасли. Люди, с которыми я веду переговоры, не берут пленных. Здесь не бывает взаимовыгодных решений. Продавая, я, разумеется, пытаюсь взять самую высокую цену, какую только могу, а покупатель, конечно, пытается сбить цену как можно ниже. Когда я покупаю, справедливо обратное. Как, черт побери, мы оба можем выиграть?»
Давайте рассмотрим наиболее важную проблему. Что мы имеем в виду, когда говорим о взаимовыгодном соглашении? Значит ли это, что выигрывают обе стороны? Может быть, это значит, что обе стороны одинаково проигрывают, так что все честно? А что, если каждая сторона думает, что она выиграла, а другая проиграла, — будет ли это взаимовыгодным соглашением? Прежде чем отвергнуть такую возможность, подумайте лучше. А если вы как продавец покидаете переговоры с мыслью: «Я победил, но я мог бы еще сбросить цену, если бы тот человек был более искусным парламентером»?
Однако другой человек думает, что он выиграл и что заплатил бы больше, если бы вы были более искусным парламен-
ВЛАСТЬ НАД ПАРТНЕРОМ
тером. Вы оба думаете, что вы победили, а другая сторона потерпела поражение. Были ли эти переговоры взаимовыгодными? Да, я уверен, что так оно и есть, до тех пор, пока чувство победы не покидает обе стороны. До тех пор пока никто из вас не проснется завтрашним утром и не подумает: «Сукин сын, теперь я понимаю, что он со мной сделал. Ну погоди, мы еще встретимся!»
Вот почему я настаиваю на таких вещах, которые создают ощущение победы удругой стороны:
■ Не хвататься за первое предложение.
■ Запрашивать больше, чем вы рассчитываете получить.
■ Изображать шок в ответ на предложение другой стороны.
■ Избегать конфронтации.
■ Играть роль неохотного продавца или неохотного покупателя.
■ Использовать тисковый гамбит.
■ Использовать гамбит высшей инстанции и гамбит «хороший/плохой парень».
■ Никогда не предлагать разделить разницу.
■ Избегать критических ситуаций.
■ Всегда просить об уступках.
■ Последовательно уменьшать размеры своих уступок.
■ Задабривать другую сторону.
Первое правило взаимовыгодных переговоров
Первое, чему вам следует научиться: не сводите переговоры к одному вопросу. Если, к примеру, вы разрешили все остальные проблемы и осталось договориться только о цене, кто-то должен непременно выиграть, а кто-то — проиграть. До тех пор пока обсуждается несколько проблем, вы всегда можете прибегнуть к компромиссу, так что другая сторона будет готова уступить в цене, поскольку вы в состоянии ответить встречной уступкой.
Иногда покупатели пытаются относиться к вашему товару как к массовой продукции и говорят: «Мы покупаем это добро тоннами. Пока он соответствует стандарту, нам безразлично,
На семинаре ко мне подошел агент по недвижимости. Он был в приподнятом состоянии, поскольку почти завершил переговоры по контракту о продаже большого промышленного здания. «Мы работаем над контрактом уже больше года, — сказал он, — и пришли к соглашению почти по всем вопросам. Осталось договориться только о цене, и мы не сходимся лишь на 72 ООО долларов». Я передернулся, потому что знал: как только переговоры сводятся к единственной проблеме, в нихдолжны быть победитель и побежденный. По моему мнению, этого агента ждали немалые затруднения. Когда переговоры сводятся к единственной проблеме, вы должны привнести в них новые элементы, чтобы позднее сделать их предметом торга и создать впечатление, что вы идете на уступки.кто и где его производит». Они пытаются свести переговоры к одному вопросу, чтобы убедить вас в том, что вы в состоянии сделать одну-единственную уступку — снизить цену на свой товар. Когда ситуация складывается таким образом, вам следует делать все возможное, чтобы поставить на обсуждение и другие вопросы, например доставку, сроки, упаковку и гарантии, чтобы вы могли сделать эти вопросы предметом торга и уйти от переговоров по единственной проблеме.
I ОБМЕН ШПИОНАМИ
Во время «холодной войны» агенты ФБР арестовали Геннадия Захарова, физика, который был членом советской делегации в ООН. ФБР поймало его за руку, когда Захаров рассчитывался наличными за секретные документы на платформе нью-йоркского метро. Неделей позже КГБ арестовало московского корреспондента U. S. News and World Report Николаса Данилова. За 9 месяцев до ареста они устроили Данилову провокацию, подослав к нему агента КГБ, переодетого священником и попросившего передать письмо в посольство США.
Теперь Советы требовали освободить Захарова в обмен на <
освобождение Данилова, которого они называли шпионом.
Возмущенный наглостью КГБ, президент Рейган отказался это сделать, и инцидент грозил срывом уже назначенной встречи на высшем уровне для переговоров по контролю над разоружением. Все знали, что судьбы Захарова и Данилова не имеют значения по сравнению с важностью переговоров, однако теперь обе стороны уперлись и уже не обращали внимания на взаимовыгодные интересы. Переговоры стали вращаться вокруг единственного вопроса: обменяем мы Захарова на Данилова или нет? Президент Рейган твердо решил, что не будет выглядеть слабаком в глазах КГБ.
На помощь пришел Арманд Хаммер, председатель правления корпорации «Оксидентал Петролеум», которая торговала с Россией со времен революции. Он знал, что выйти из тупика на переговорах можно единственным способом: сделать предметом обсуждения и другие проблемы, чтобы русские смогли предложить более приемлемое решение. Он предложил русским, чтобы они согласились также выпустить из страны диссидента Юрия Орлова и его жену Ирину Валитову. Это позволило разрешить безвыходную ситуацию, потому что для Рейгана, который ни в коем случае не хотел обменивать советского шпиона на американского журналиста, новое предложение стало приемлемым, поскольку не противоречило прежде занятой им позиции.
Если вы окажетесь в переговорном тупике, обусловленном несходством позиций по единственной проблеме, следует пытаться привнести в переговоры новые вопросы. К счастью, на переговорах обычно важны и многие другие проблемы. Искусство взаимовыгодных переговоров состоит в том, чтобы сводить разные элементы воедино, подобно составлению мозаичной картинки, чтобы обе стороны могли чувствовать себя победителями.
Первое правило гласит: не сводите переговоры к единственному предмету. Хотя мы можем выйти из критической ситуации, придя к взаимопониманию по мелким проблемам,
для успешного продвижения переговоров, как я учил вас в главе 10, никогда не следует сводить их к одной проблеме.
Второе правило взаимовыгодных переговоров
Люди редко хотят одного и того же. Все мы весьма склонны считать, что другие хотят того же, что и мы, поэтому уверены: что важно для нас, будет важно и для других. Однако это не так.
Самая большая ошибка, которую могут допустить начинающие парламентеры, — это считать, что доминирующей проблемой переговоров является цена. Для другой стороны помимо цены большое значение имеют многие другие элементы. Вы должны убедить ее в высоком качестве своих товаров или услуг. Ей необходимо: быть уверенной, что поставки будут производиться вовремя, что вы обеспечите адекватный менеджмент; выяснить условия платежа; знать, достаточными ли финансовыми возможностями обладает ваша компания, чтобы стать надежным партнером, и обеспечены ли вы хорошо обученной и мотивированной рабочей силой.
Все эти факторы имеют значение, а также еще полдесятка других. Когда вы убедите другую сторону в том, что сможете выполнить все ее требования, тогда и только тогда цена становится решающим фактором. Второе правило взаимовыгодных переговоров гласит: не считайте, что другая сторона хочет того же, чего и вы. Если вы будете так считать, то из этого возникнет и другое предположение: все, что выделаете на переговорах, чтобы помочь другой стороне получить то, что она хочет, идет на пользу другой стороне и во вред вам.
Взаимовыгодными переговоры будут только тогда, когда вы поймете, что от переговоров люди ждут разного. Переговоры продуктивны лишь в том случае, если вы не только хотите получить желаемое, но и заботитесь о том, чтобы желаемое получила и другая сторона. Одна из лучших мыслей, какая только может прийти вам в голову во время переговоров, это не «Что я могу от них взять?», а «Что я могу им дать, не отступая от своей позиции?». Когда вы даете людям то, что им нужно, они дадут вам то, в чем нуждаетесь вы.
Третье правило взаимовыгодных переговоров
Не жадничайте. Не пытайтесь выжать все до последнего доллара. Вы можете ощущать себя триумфатором, но другая сторона может чувствовать себя проигравшей, и ничего хорошего в этом не будет. Последний доллар, оставшийся на столе переговоров, обходится очень дорого. Один человек, ходивший на мой семинар в городе Тусон в Аризоне, рассказал, что смог купить компанию, которой он сейчас владеет, потому что другой потенциальный покупатель допустил эту ошибку. Этот покупатель торговался изо всех сил и почти довел продавца до нервного срыва. Чашу терпения продавца переполнило последнее заявление покупателя: «Не забудьте сменить шины на этом пикапе, до того как перепишете документы на меня, хорошо?» Это была последняя капля. Владелец рассвирепел, отказался продавать ему компанию и продал ее этому человеку. Не пытайтесь получить все. Оставьте что-то на столе переговоров, чтобы другая сторона чувствовала, что она тоже выиграла.
Четвертое правило взаимовыгодных переговоров
Выложите что-нибудь на стол, когда переговоры закончены. Я не имею в виду дополнительную скидку сверх того, о чем вы уже договорились. Сделайте больше, чем обещали другой стороне. Предоставьте ей небольшой дополнительный сервис. Проявите чуть больше заботы, чем должны были бы. Вы обнаружите, что эти небольшие дополнения значат для другой стороны больше, чем все остальное, полученное в результате переговоров.
Атеперь подведем итоги всему сказанному о взаимовыгодных переговорах. Характеры у людей разные, поэтому они по-разному
ведут переговоры. Вы должны знать свой стиль ведения переговоров, и, если он отличается от стиля другого человека, вы должны адаптировать свой стиль к его. Различные стили ведения переговоров означают, что у разных людей разные цели, достоинства, недостатки и способы достижения целей.
Победа в переговорах определяется восприятием, и, постоянно поддерживая у другой стороны ощущение ее победы, вы можете убедить ее, что она победила, даже если вы не сделали ей никаких уступок. Не сводите переговоры к единственному предмету. Не считайте, что, если вы помогаете другой стороне получить то, что она хочет, вы отступаете от своих позиций. Вы хотите не одного и того же. Плохие парламентеры стараются заставить другого человека отойти от занятой им позиции. Хорошие парламентеры знают: даже если ваши позиции прямо противоположны, интересы обеих сторон могут совпадать, поэтому они работают над изменением позиции другой стороны и концентрируются на взаимных интересах. Не жадничайте. Не пытайтесь забрать последний доллар с переговорного стола. Выкладывайте что-нибудь по завершении переговоров. Делайте больше того, о чем договорились.
Помните кредо искусного парламентера:
Самая важная мысль, какая только может быть в вашей голове, когда вы ведете переговоры, — не «Чего я смогу от них добиться?», а «Что именно я смогу им дать, не отходя от своей позиции, что может представлять для них ценность?» Когда вы дадите людям то, чего они хотят, они дадут вам то, чего хотите вы.
0 КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ
- Взаимная выгода не предполагает, что обе стороны оказываются в одинаковом проигрыше или выигрыше.
- Взаимная выгода сохраняется до тех пор, пока каждая сторона ощущает себя победителем, даже если считает, что другая сторона проиграла.
- Переговоры успешны тогда, когда вы получаете то, что хотите, и при этом другая сторона чувствует себя победительницей.
- Если вы сводите переговоры к единственному предмету, то в них должны быть и победитель, и побежденный. Обсуждайте несколько проблем, чтобы обе стороны могли чувствовать себя победителями.
- Если на переговорах обсуждается единственный вопрос, привнесите в них и другие.
- Не считайте, что другие хотят того же, чего и вы, иначе из этого возникнет и другое предположение: все, что вы делаете на переговорах, чтобы помочь другой стороне получить то, чего она хочет, идет на пользу другой стороне и во вред вам.
- Не пытайтесь забрать последний доллар с переговорного стола.
- Делайте больше того, о чем договорились за столом переговоров.
- Помните кредо искусного парламентера:
Самая важная мысль, какая только может быть в вашей голове, когда вы ведете переговоры, — не «Чего я смогу добиться от них?», а «Что именно я смогу им дать, не отходя от своей позиции, что может представлять для них ценность?» Когда вы даете людям то, чего они хотят, они дают вам то, чего хотите вы.