Необходимо всему научиться, что почитается нужньїм в гражданской жизни, особливо относительно отечествен- ной словесности. Без сего к чему послужат им все сведе- ния в иностранной? Сия последняя должна только слу¬жить дополнением, а не составлять главного предмета всех наших занятий. Вспомните слова одного сенатора Венеции, которьій, увидев рднаждьі в руках енна своего историю Англни, внрвал у него книгу сию с негодованием и сказал: «изучай прежде истврию своего отечества!» Зти &юва применить можно и к словесности вообще: научи¬тесь прежде своєму отечественному язнку, узнайте все его достоинство, познакомьтесь с его образователями, которие его очистили, украсили, обогатили, узнайте цену трудов их и будьте к ним признательнн! Тогда облегчатея для вас средства к изучению и иностранной словесности; тогда только, а не прежде, и подражание древяим классикам — сим обильнейшим рудникам, так давно уже открнтнм и разрабатьіваемьім и которие, доставив ученому свету столько богатьіх материалов, все еще кажутея неистощи- мьіми — может принести существенную пользу и вам и ва¬ше му отечеству.
…И поелику основание поззии, по замечанию многих ученнх, єсть подражание и внмьісльї,— а истина должна иметь преимущество пред всяким .внмнелом; то и каза¬лось би, что история лучшею может служить для нас нас¬тавницею в нравственности и руководительницею на пути жизни, нежели поззия. Но сравнивая силу впечатлений той и другой на воображение и сердце наше, и здесь долж- но уступить преимущество последней. Сколь ни обширнн границн истории, но она подчинена строгим законам, ко- торьіх нарушить никак не может: она излагает одни только истиннне деяния, рабски следует за течением происшест- спй. ґдСі’орИК должен повествовать только о том, что слу- чилось, а не — что могло или долженствовало бн случить- ся. Никогда вьігода предлагаемого им какого-либо настав- ления не может заставить его — вероятностью происшест- вия заменить то, чего требует точность оного. Но позт не стеснен сими границами: соображаясь с предположенною целью, он может вьідумьівать, располагать происшествия, как ему угодно, и не только повествовать о добрих і злих деяниях людей, как историк, но и определять одним наг- раждения, а другим наказания, соразмерньїе их поступ¬
47
кам; н сей-то вигоди историк иметь не может, повествуя
о дреступлениях ненаказанних: а Сколько таковьіх встре- чается во все времена и у всех народов…