[…] Подробное опнсание древнего и нинешнего, физичес- кого и нравственного состояния страни сей составнло би превеликую книгу. Всяк знает, что она имела прежде сво-
их собственнмх владет.ле», била р.,дм.«а гЛ как и другие оСластн ншешнсй Роккйсю» »Т
кияжения н уделн. послі того и» восаодства я п о в е т ьі, потом на полки и яовети, потом на м а и с с т- ничества и уезди… Всяк знает, что малороссияме всем другим славянам единоплемеиин и сохраиили по- ньше некоторнс своя обряди и суеверия, свойственние каждому народу дотоле, пока он образуется просвешеиием. Всяк знает и то, сколь много они даже по сие зремя от- личаются от всех других народов, и даже от своих едино- земцев, одеянием, язиком н многими другими свойствамм, которие отчасти описани в разних историях, зси* леописаниях, путешествиях и записках.
.. Подобно действительно желаюіцим сделагь у – луї у Отечеству сочинителям, за потребное почел я заметать в «Грамм атике малороссийского наречия» несколько мне известннх малороссийских больших или малих сочинєний. Они суть: напечатанная и публикою с удовольствием прм- нятая «Перелицьована Віргіліева Енеіда»; «Діалоги ро- ждественський и воскресенський»; «Вірша, говореная за¬порозькому гетьману на Великдень»; «Замисел на попа» и еще некоторие *. Все сни сочинения, а особливо «Енеї- да», сколь ни много заключают в себе истинних изобра- жений характера малороссийского народа и сколь ни пр<і- ятни, а может бить н полезни для чтення; но надобно бить весьма сведущнм в малороссийском язнке, что б совершенно ощущать их цену: столь труднн мзлороссяй- скне фрази! Все онн писаньї в стихах; все они. кажется, заключают одну шутку; и все они малороссиян представля- ют народом грубим, ретивнм, суеверньїм и, елелствен- но, не заслуживающим почтенного места в бнтописаниях; но ясно видеть можно, что в них вообще описнвается во всей своей простоте малороссиянин такой, до которого не долетел еще луч ни малейшего просвещения; а какой же народ не бил груб, суевер, варвар, пока свет наук осиял его душу? И не видим ли ми уже великих пастнрей, мя- нистров, полководцев, сочиннтелей, происшедшнх нз ма¬лороссиян? Помянутие сочинения внимаюшему чятателю откроют множество источников судить об образе мислей, о простоте вимислов, о легкости изьясиений и о трудиости фразов малороссиян.
Я слишал вопрос: «К чему пригодна может
* Если бьі я бил уверен, что публика не сочтет мой труд ш—• ним, то я охотно би решнлся собрать сколько можно малороссиксккх сочинений и онне напечатать.
55
бьіть предлагаемая мною «Грамматика ма. лороссийского наречи я?» Признаюсь, что воп- рос сей для меня тягостен. Филолог, измеряющий велнкое поле словесности, без сомнения, может найти В ней Что- нибудь такое, что займет его душу: даже если он захочет в нужном случае употребить малороссийское наречие к разьісканию некоторнх исторических истин, то оное по- служит ему, по крайней мере некоторнм, к тому пособием. Читая Историю летописца российского пре¬подобного Н е ст о р а, я во многих местах чувствовал, что надобно бьі знать язьік малороссиян. История древних народов, между прочнм, от того нам кажется неясною, что ми не имеем подобньїх грамматик, писанннх в их времена. Самое обстоятельство познания урочищ, упражнений, об- рядов, нравов какого бьі ни било народа об-ьясняется наи- лучше познанием его язика.
Просвещение, до наших времен в неподвижном почти состоянии в Малороссии бившее, производит ньіне удиви- тельно успешние действия. Вселенная скоро увидит ее чле¬ном, получившим бнтие своє в одно и то же мгновение ве- ков со всеми другими членами великого тела Всероссийс- кой империи; кто же нам тогда покажет истинньїй образ наших предков в прошедших временах, если ми не сохра- ним настоящего образа их мислей и наречия?