Я заметил, что собития дотатарского периода не состав- ляют достояния нсторической народной поззии малорус- сов; но зто не дает нам повода заключить, чтоб в народе исчезло даже темное воспоминание о старинной его жизни. Напротив, народная поззия сохранила в себе самьіе древ- ние старославянские обломки, что мьі уже видели из обо- зрения духовной жизни народа. Дело в том, что все зти памятники древности являютсЯ без делости, в отрьівках, и не могут войти в отдел — собственно так назьіваемой — нсторической поззии. Времена уделов, равньїм образом вре¬мена Гедимина і наследников его, не вошли в нее. Исто- рическая поззия включила в свой цикл зпоху возрожде- ния юго-западной Руси, период гетманщиньї. И потому-то, ее можно назвать исключительно народною летописью важ- нейших происшествий гетманщиньї.
Древнейшие исторические памятники украинской на¬родной поззии относятся ко второй половине XVI века. Но определить: какое именно собьітие из истории козацтва первое загремело в народних песнопениях — невозможно.
216
Максимовичу говорил бандурист, что он сльїшал от своего учителя большую думу о Дашкевиче. Несколько отрьівков показьівают, что народ сохранил в памяти подвиги и дру¬гих гетманов первнх времен, как напр., Венжика Хмель- ницкого:
Ой поїхав Венцеслав на море гуляти,
А повісив через плечи та сайдак богатий.
Вероятно, существовали об зтих ранних временах думи и песни, но все зто еще не сделалось достоянием образо- ванного мира.
Вообще нельзя определительно сказать и о последую- щих, более ясньїх временах — что такое-то происшествие осталось в песнях, а другое не сделалось достоянием по¬ззии. Мьі, наприм[ер], имеем ряд песен, которьій соответ- ствует самому порядку, в каком действительно следовали собьітия одно за другим, и вдруг встречаются пробельї: происшествие кажется важньїм, а песни молчат об нем. Вправе ли мн заключить, что оно не входило в историчес¬кую народную поззию? Никогда. Если идет дело о тайних сношениях гетманов, о делах кабинетньїх, то очень могло бьіть, что народ и не знал об них; но когда, например, ми читаєм песни о победах Хмельнидкого и не находим ничего об корсунской битве, то должньї даже предположить, что и об ней бьіла, а может бить и теперь есть народная пес¬ня. Начни кто-нибудь списивать народние памятники,— на каждом шагу встретит он много неизвестннх исторических песен. Не без основания можно предположить, что вся ис- торіия гетманщиньї била достоянием народних песнопений: но не все дошло до нас: многое погибло; иное, может бить, со временем откроется.