Історія української літературної критики та літературознавства. Хрестоматія. У трьох книгах. Книга перша

«НАРОДНІ ОПОВІДАННЯ» МАРКА ВОВЧКА

«Народні оповідання» Марка Вовчка представляю! со- брание рассказов из простонародного бьіта, передаваемьіх народною речью, больиіею частью от лица женщин. Лич- ность автора не видима. На каждом шагу читатель встре- чает картиньї, поражающие красотою, тем более ценние, что написанні без притязания на искусство. Нигде не видно старання нзобразить предмет как можно шире и нагляд¬неє: автор довольствуется характеристическими чертами, и на всех его рассказах лежит отпечаток сжатости и вьіпук- лости образов. В зтом отношении в них есть что-то антич- ное: как в великих произведениях древнего мира, в немно- гих чертах представляется многое, и оконченное созерца- ние продолжает свою работу в душе читателя рядом возбужденньїх мьіслей и чувствований. Зта же способность отнскивать главнме поразительньїе чертьі, убегать много- словия и в немногом виражать многое отличает и те мес- та, где изображаются чувства: нет здесь сентиментально¬сті!, в которую иногда впадают и даровитьіе писатели, увлекаясь желанием представить полнее и живее деятель- ность человеческого сердца. Все непринужденно, все ес¬тественно: зто речь народа, но не рассказчика-народа, не списанная со слов хотя народного человека, но призванно- го с целью рассказнвать по-народному и через то постав- ленного в искусственное положение, а подмеченная и под- слушанная в то время, когда она виражалась невольно, не напоказ. Притом «Народні оповідання» раскривают пе¬ред нами движение малороссийского сердца в такой обста- новке, в какой возникают они под условиями и влияниямн настоящей общественной жизни народа. Пять из расска¬зов: «Козачка», «Одарка», «Панська воля», «Знай, ляше» и «Викуп»—изображают случаи в жизни малороссийско¬го поселянина, порождаемьіе неестественннм и ненормаль¬ним отношением земледельцев к землевладельцам, пре- вратившим последних, не столько вследствие администра- тивнмх распоряжений, сколько по злоупотреблениям, в душевладельцев. Шестой рассказ, под названием «Сестра», касается положення бедной работници, зависящен от зажи- точньїх хозяев. Таким образом, «Народні оповідання» вм- ступают с голосом правди н человеколюбия за слабих і беззащитньїх. Обратим внимание читателей на рассказ «Одарка», как по мисли, так и по вираженню достойний того вполне […].
Зто обикновенное, каждодневное собитие, рассказанное
231

так просто, возбуждает много-много дум в голове и серд¬це читателя.
Столь же прекрасен рассказ о козачке, вьішедшей за- муж за барского человека. Сначала терпит она недостатки, суровость обращения, томится сердцем, как барские дети дурачатся с ее ребятишками й бьют их для забавьі, потом ее разлучают с мужем, отправленним с барином в Москву. Когда она в простоте сердца вздумала спросить у своей барьіни о судьбе его, то за такое неуместное и неприличное проявление чувства в холопкеее осмеяли и вьітолкали. Муж ее умер на чужбине. Вся привязанность ее сосредоточилась на детях, но у ней взяли двоих сьіновей и отправили с дву- мя господскими сьіновьями в столицу. У матери оставался третий мальчик, но горести и лишения обессилили ее, она не в состоянии бьіла более работать, и барьіня прогнала ее с ребенком. Она нанялась у какого-то кузнеца, где не ужи¬лась по причине вздорного характера хозяина, воротилась било в барский двор, оттуда ее ввігнали, разбранив за то, что старший ее сьін, отправленньїй с господскими детьми, проворовался! Олена — так звали ее—нанялась у одного доброго человека, но так как ей приходилось с ним ехать куда-то далеко, то она пришла к барьіне за письменним видом. Бариня закапризничала и, узнав, что Олена полу¬чает два рубля в месяц, требовала давать ей зту сумму в оброк за отпуск. По желанию хозяина она согласилась, но бариня потребовала еще более, и женщина принуждена била остаться во дворе. Сообразно законам, как вольная по происхождению, она имела право отойти от барьіни, но не знала своих прав, как не знают их по большей части безграмотние мужики. Козачка умерла в барском дворе. Кончина ее изображена раздирающими сердце чертами. Заметим только: при всех достоинствах зтого рассказа, пол- ного мисли, чувства, при всем его художественном настро¬єний, там есть неестественность; зто — письмо, писанное по-малороссийски мужем ее из Москви: так писать могут малороссийские писатели друг ,к другу, а не слуги к своим женам.
Короткий рассказ «Панська воля» описьівает, как в име- нии одного господина, которий приехал управлять полу- ченним наследством с благими намерениями учить мужи- ков наукам и построить им новие хати о трех окнах, у ма- тери-крестьяики умирает младенец, оставленньїй ею без призрения, потому что надобно било идти на барщину. Зтот удар бил так ужасен, что она сошла с ума; конец не- сколько натянутии: подобних примеров детской смерти чрезвичайное множество, 1 крестьянки не сходят от них с ума.
232

Вообще «Народні оповідання» хотя в первий раз в юж- норусской литературе коснулись зтого вопроса, но не по¬черпали его и даже ограничиваются только описанием еди- ничньїх явлений, а не представляют изображения народ¬ного бьіта в постоянньїх условиях означенного вопроса. Строго разбирая, спросим, что говорят нам зти превосход- но рассказанньїе собьітия? Только то, что подобное случа- ется и, сверхтого, как народ рассказнвает о таких случаях. Но все зти случаи — не суть необходимне условия того со- стояння крестьян, о котором идет речь. Они могут и не бьіть при нем, и, конечно, єсть очень много душевладель- цев, которьіе со спокойной совестью могут сказать, что у них подобного не случалось. «Народні оповідання» не кос¬нулись таких сторон зтого предмета, которьіе бн вьітекали из его сущности, бьіли би необходимьіми і постоянньїми .его признаками и тем показьівали неприложимость самого принципа к потребностям настоящего времени и несовмес- тимость его как с пользою владельцев, так и с благоденст- вием земледельческого класса. Равньш образом, здесь нет ни народного взгляда на зто положение дел, исторически усвоенного народом, ни тех типических особенностей, с ка- кими малороссийский народ является по отношениям к зто- му предмету. А зти-то сторони вопроса в особенности же- лательно бьіло бьі увидеть в литературе. Замечается зто вовсе не с целью обвинить автора. Никто не вправе требо- вать от сочинителя, чтоб он изображал то, а не другое, ко¬гда он не показал сам притязания; но если автор народних рассказов Марка Вовчка подарил читателей такими пре¬красними рассказами, то читатели вправе просить его не останавливаться на зтих первоначальньїх опитах, а рас- крнть важную сторону народной жизни в более общих и знаменательннх ее явленнях. Все малороссияне разделят зто желание. Если литературннм созданиям в форме рас¬сказов и повестей суждено не только служить развлече- нием Для праздности, но художественннм внражением за¬душевних мислей современного общества возбуждать в нас плодоносние думи, чистие чувства и жажду деятельности на добро ближним, то признание благородного автора еще впереди: ибо он угадал требования читающей и мьіслящей части своего народа, которая давно нуждается в пророках, которие би раскривали вековие рани, замазаннне лице- мерием и беспечностью, и указивали би на животворную купель исцеления. Но, к сожалению, проходя мимо своих писателей и позтов, и даровитнх и бездарних, в зтом отно-шении ми могли сказать с расслаблением: «Человека не

имамн», а если и бьіли такие призванньїе, то они умолкали слишком рано, может бнть, не всегда по собственной воле а по приговору судьбн.

Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.