1
С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симп
томы «отката» от демократических завоеваний «оттепели». Газеты
продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за
урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство пре
восходства советского строя над капитализмом, статистические
сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост
материального благосостояния народа. Однако в юбилейных стать
ях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упомина
ния о причинах гибели почти каждого из них в 1937—1938 годах.
Свержение Хрущева подавалось как защита демократических за
воеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в
стране победившего социализма, стала разработка экономиче
ской реформы, названной по имени председателя Совмина СССР
косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попыт
ку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятель
ности производителям, освободить их от жесточайшей директив
ной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо
спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей.
Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продук
товые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и
ликовала.
Надежды на возможности демократического развития путем
усовершенствования существующей государственной системы рас
таяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки
стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макро
система не смогла допустить даже идеи все того же социализма,
но «с человеческим лицом», провозглашенной Дубчеком и его
единомышленниками.
Идея светлого коммунистического будущего, которой власти
десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные
трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завер
шил XXII съезд КПСС обещанием: «Нынешнее поколение со
6 ветских людей будет жить при коммунизме!» — в это уже НИКТО
всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно приду
мывать новые исторические вешки — появилась концепция мно
гоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразви
той, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности пре
дупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта
паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала — на
нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось
устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились ком
мунистические заклинания, их выслушивали, по команде апло
дировали, если требовалось — повторяли, но это все приобрело
характер омертвелого ритуала, который надо исполнять — по за
коренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержа
щих1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем
другое.
Сложившаяся ситуация требовала выхода. Силы, пришедшие к
власти в результате внутрипартийного переворота в 1964 году,
видели его в возврате к «дооттепельным» порядкам. Но впервые за
сорок лет, прошедших после уничтожения открытой оппозиции
режиму, в стране стало подниматься движение в защиту тех мало-
мальски демократических свобод, которые были завоеваны в годы
«оттепели», против «отката» к сталинскому прошлому. Оно полу
чило название «диссидентство» (от лат. сИББ^епБ — несогласный,
противоречащий, инакомыслящий). В силу ряда причин ядро это
го движения составили литераторы.
Подлинным началом диссидентства как общественного движе
ния, вероятно, можно считать реакцию на затеянные властями в
1965 и 1966 годах суды над литераторами — Иосифом Бродским,
обвиненным в тунеядстве, и Андреем Синявским и Юлием Дани
элем, обвиненными в антисоветской пропаганде. Задуманные для
устрашения непокорных, они превратились в обвинение режиму.
Впервые за многие годы зазвучали голоса в защиту обвиняемых —
и они не были малочисленны. Благодаря тому, что стенографи
ческие записи вели на судебных заседаниях Фрида Вигдорова,
известная детская писательница, Мария Розанова, жена Синяв
ского, и их добрые помощники, стали известны выступления об
1 В своем «Письме вождям Советского Союза» (1974) А. И.Солженицын пи
сал: «Сегодня эта идеология уже только ослабляет и связывает вас. Она захламля
ет всю жизнь общества, мозги, речи, радио, печать — ложью, ложью, ложью.
Ибо как же еще мертвому делать вид, что оно продолжает жить, если не при
стройками лжи? Всё погрязло во лжи, и все это знают и в частных разговорах об
этом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступлениях лицемер
но твердят то, “что положено”, и так же лицемерно, со скукой читают и слушают
выступления других — сколько же уходит на это впустую энергии общества!
И вы — открывая газеты или включая телевизор, — вы сами разве верите сколь
ко-нибудь в искренность этих выступлений? Да давно уже нет, я уверен» (Сол
женицын Л. Публицистика: В 3 т. — Ярославль, 1995. — Т. 1: Статьи и речи. — С. 177).
7 щественных защитников на процессе Бродского (В. Адмони, Е. Эт-
кинда) и последние слова подсудимых, не признавших свою вину.
Достойное поведение подсудимых, и рождение института обще
ственных защитников, и неофициальные стенографические отче
ты — такого не было ни на одном политическом процессе за ми
нувшие сорок лет.
Так родилась нб^ая публицистика. Ее своеобразие определяет
ся правозащитным пафосом, отсюда ее наиболее характерные и в
высшей степени специфические жанры— открытое письмо (чаще
всего — коллективное), последнее слово на суде, выступление
общественного защитника, стенографический отчет с судебного
заседания. Эти тексты, тайно распространяемые по всей стране,
стали началом так называемого «самиздата». В дальнейшем возник
самиздатовский журнал «Хроника текущих событий», в котором
печатались материалы о нарушениях прав человека в СССР1.
Власти преследовали не только идеологов, выступавших с кри
тикой режима, но и тех деятелей искусства, кто прямо отвергал
соцреалистические догмы. Массовые репрессии уже были невоз
можны (с мировым общественным мнением приходилось считать
ся, особенно в пору «разрядки международной напряженности»,
или «детанта» 1970-х годов), но кого-то удавалось упечь в лагеря,
кого-то — в психушки, кого-то «вьщворить» из страны.
Однако диссидентское движение не убывало. Более того, его
интеллектуальный накал с годами нарастал — именно в этом кругу
наиболее интенсивно шла дискуссия о путях выведения страны из
трясины, в которую она всё глубже погружалась. Центральное место
в этой дискуссии заняли две концепции] Первая — концепция
конвергенции, которую отстаивал академик А. Д. Сахаров в трак
тате «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и ин
теллектуальной свободе» (1968). Впоследствии он кратко опреде-
1 Первый выпуск «Хроники текущих событий» появился 30 апреля 1968 года,
а к концу 1983 г. на Западе было опубликовано 64 выпуска. (См.: Алексеева Л.
История инакомыслия в СССР / / Самиздат века / Сост. А. Стреляный, Г.Сап-
гир, Б.Вахтин, Н.Ордынский. — Минск; М., 1998. — С. 25 — 26.) В разные годы
«Хронику текущих событий» редактировали С. Ковалев, А.Якобсон, И. Габай. Каж
дый номер журнала представлял собой тетрадку из 10—15 страниц, отпечатанных
на пишущей машинке. Только факты, только информация — о новых судебных
процессах, обысках, арестах, увольнениях с работы, принудительных госпитали
зациях, условиях содержания заключенных. Власти скоро почувствовали особую
опасность, исходящую из «Хроники», — факты надо было либо опровергать, либо
признавать. Вместе с тем, как вспоминает С. А. Ковалев, издание «Хроники» было
сопряжено с особым типом ответственности: малейшая неточность в информации
давала повод суду для обвинений в клевете. Сам Ковалев получил 7 лет лагерей
плюс 3 года ссылки фактически на том основании, что из 2800 эпизодов, о кото
рых сообщалось в семи номерах «Хроники», где он был редактором, следствию
удалось опровергнуть только два эпизода. (См.: Ковалев С. Свобода приходит нагая //
Известия. — 1998. — 30 апреля. — С. 2.) лил суть идеи конвергенции следующим образом: «Процесс плю
ралистического изменения капиталистического и социалистичес1
кого общества… Непосредственная цель — создать систему эф
фективную (что означает рынок и конкуренцию) и социально
справедливую, экологически ответственную»1. Другая концепция'”
была выдвинута А. И. Солженицыным в цикле статей («На возвра-
те дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как кате
гории национальной жизни», <Юбразованщина»). Полемизируя с
Сахаровым, Солженицын выдвигает в качестве центрального по
нятия «живучесть национального духа» и выход из исторического
тупика вйдиг в возвращении страны к тем нормам жизни, кото
рые, по его мнению, цспокон веку определяли своеобразие рус
ской национальной жизшг (авторитарные формы правления, при
оритет, духовного начала над материальным, религиозность).
Трактат”Сахарова и статьи Солженицына заняли центральное
место в сборнике «Из-под глыб» (1974), который вышел неле
гально в самиздате. С сахаровской идеей конвергенции переклика
лись опубликованные в «Правде» (1973) рассуждения академика
П.Л. Капицы о глобальных проблемах (энергетической, экологи
ческой, сырьевой), решение которых возможно только усилиями
всего мирового сообщества2. Пафосом единения всего рода люд
ского проникнуты были статьи астрофизика И. С. Шкловского
«О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной»3 и
генетика В.П.Эфроимсона «Родословная альтруизма», где дока
зывалось, что нравственность заложена в самом генетическом коде
человека4.
1 Сахаров А. Д. Горький, Москва, далее везде / / Знамя. — 1991. — № 10. — С. 98.
2 См.: Капица П.Л. Дом наш — планета Земля / / Наука и современное обще
ство. — М., 1998.
3 Вопросы философии.— 1976. — N° 9. Статья завершалась следующим заклю
чением: «Нам представляется, что вывод о нашем одиночестве во Вселенной
(если не абсолютном, то практическом) имеет большое морально-этиче
ское значение для человечества. Неизмеримо возрастает ценность наших техно
логических и особенно гуманистических достижений. Знание того, что мы есть
как бы “авангард” материи если не во всей, то в огромной части Вселенной,
должно быть могучим стимулом для творческой деятельности каждого индиви
дуума и всего человечества. В огромной степени вырастает ответственность чело
вечества перед исключительностью стоящих перед ним задач. Предельно ясной
становится недопустимость атавистических социальных институтов, бессмыслен
ных и варварских войн, самоубийственного разрушения окружающей среды. Твер
дое сознание того, что никто нам не будет давать «ценных указаний», как овла
девать Космосом и какой стратегии должна придерживаться наша уникальная
цивилизация, должно воспитывать чувство ответственности за поступки отдель
ных личностей и всего человечества. Выбор должны делать только мы сами. Не
подлежит сомнению, что диалектический возврат к весьма своеобразному вари
анту геоцентрической (вернее, антропоцентрической) концепции по-новому ста
вит старую проблему о месте человека во Вселенной» (с. 93).
4 См.: Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. — СПб., 1995. Приоритет традиционно-национальных ориентиров утверж
дал Л.Леонов: в «Раздумьях у старого камня» (1968) он писал о
необходимости уважения к старине, едва ли не впервые после
долгих лет запретов напомнил об этическом содержании идеи
Бога. Приметным фактом литературной жизни рубежа 1960 —
1970-х годов стала полемика вокруг статей молодого критика Вик
тора Чалмаева1. Поэтические метафоры, которыми он описывал
русский национальный характер («песенность натуры», «стыдли
вая русская душа», «национальная одаренность, здоровье как черта
величия русской души»), были, скорее, формой воплощения любви
к своему народу самого критика, одним из первых отразившего
возрастающую тягу общества к национальной самоидентифика
ции (ибо прежние, идеологические критерии самоидентифика
ции себя дискредитировали). Но когда этим метафорам придается
значение чуть ли не научных формул, то они приобретают шови
нистический характер. Полемика с Чалмаевым велась неубедитель
но — при помощи шаблонных марксистских жупелов (например,
статья А. Г. Дементьева)2. Склонность «неопочвенничества» к на
ционализму стала отчетливо проступать в писаниях его адептов
(М. Лобанов, С.Куняев, В.Кожинов, П.Палиевский и др.).
Однако, если сторонники концепции конвергенции самым же
сточайшим образом преследовались, то к носителям «неопочвен-
нических» идей отношение было более чем снисходительным. «Нео
почвенничество» все-таки было в некотором роде фрондой. Для
тоталитарной власти идеи национальной замкнутости представ
лялись куда более терпимым заполнением духовного вакуума, об
разовавшегося на месте «самого правильного учения», чем идеи,
взывавшие к открытому взаимообогащению со всем миром. Своих
«фрондеров» власти журили, но в обиду не давали3.
Зато альманах «МетрОполь» (1979), в котором были собраны
произведения, не вписывавшиеся в соцреалистическую парадиг
1 См.: Чалмаев В. Великие искания / / Молодая гвардия. — 1968. — № 3; Его же.
Неизбежность / / Молодая гвардия. — 1968. — № 9. Пройдет почти два десятка лет,
успеют ярко расцвести и потускнеть «деревенская проза» и «тихая лирика», и
Чалмаев напишет: «Крестьянин, говоря по-старинному — мужик, не может быть
объектом завышенных оценок, быть невероятным мессией, должным спасти и
город, и прежде всего интеллигенцию, вечно виноватую перед ним. Ему навязы
вается роль не по силам» ( Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка…» / / Вопросы
литературы. — 1985. — № 6. — С. 116).
2 См.: Дементьев А.Г. О традициях и народности: Литературные заметки / /
Новый мир. — 1969. — № 4.
3 Защищая своих «фрондеров», власти не миловали даже видных функционе
ров. Стоило, например, А. Н.Яковлеву, в ту пору первому заместителю заведую
щего идеологическим отделом ЦК КПСС, выступить с критикой современных
«почвенников» {Яковлев А. Против анти историзм а //Л ит. газета. — 1972. — 15 нояб
ря. — С. 4, 5), как он тут же был смещен со своего поста и отправлен в почетную
ссылку, послом в Канаду, где пробыл до начала «перестроечных» времен.
10 му (некая «бульдозерная выставка литературы», по определению
Вик. Ерофеева), был обстрелян из всех видов критического ору
жия, и с каждым из авторов расправились — одним (Вик. Ерофе
еву, Е.Попову) отказали в приеме в Союз писателей, других «вы
давили» из страны (Аксенова, например, лишили гражданства в
то время, когда он находился в заграничной командировке с чте
нием лекций)1.
2
Кризисные процессы шли и в эстетике. Начавшееся в годы «от
тепели» отторжение от догм социалистического реализма усили
валось. Это выражалось прежде всего в нарастающем интересе к
модернистским художественным системам. Знаком такого интереса
стал коллективный труд Института мировой литературы (ИМЛИ)
«Современные проблемы реализма и модернизм» (1965), в кото
ром под прикрытием ритуальных фраз об ущербности «чуждого»
нам искусства едва ли не впервые делалась попытка объективного
анализа существенных явлений модернизма. Однако предприня
тая французским теоретиком-коммунистом Роже Гароди в его
книге «Реализм без берегов» (рус. пер. — 1966) попытка ввести
Ф. Кафку, М. Пруста, Д. Джойса в «дозволенный» круг путем край
не расширительного толкования понятия «реализм» была отверг
нута как ревизионистская.
Однако спустя несколько лет к ней фактически вернулись. Этому
предшествовала робкая критика утвердившегося в советском ли
тературоведении жесткого увязывания художественной формы с
идеологией. В своем выступлении в ИМЛИ на конференции «Ак
туальные проблемы социалистического реализма» Е.Б.Тагер, со
славшись на «Гернику» Пикассо, сделал вывод «о том, что произ
ведение насквозь “авангардистское” по своему художественному
строю может отвечать всем тем требованиям — идейным, обще
ственно-политическим, гуманистическим, — которые мы предъяв
ляем к произведениям социалистического искусства»2. Рассуждая
таким образом, ученый поставил вопрос о реалистическом и мо
дернистском искусстве как о разных «системах художественного
1 История создания альманаха и последовавшей затем идеологической кампа
нии вокруг него описана Виктором Ерофеевым в предисловии к переизданию
книги. (См.: Ерофеев В. Десять лет спустя / / МетрОполь: Литературный альманах /
Сост. В. Аксенов, А. Битов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов. — М., 1991.) Но
на этот раз литвластям не удалось сломить или согнуть инакомыслящих. Поще
чиной руководству Союза писателей стал поступок старых поэтов Семена Лип-
кина и Инны Лиснянской, которые в знак солидарности с молодыми авторами
«МетрОполя», не допущенными в Союз, сами вышли из Союза.
2 Тагер Е. Б. О границах социалистического реализма / / Актуальные проблемы
социалистического реализма. — М., 1969. — С. 550. (Далее страницы указаны в
скобках.) видения», которые в равной мере способны говорить правду и
ложь: «Наше духовное и общественное бытие многомерно и от
нюдь не покоится в застывшем равновесии. И возникновение раз
личных методов художественной трактовки этой сложной действи
тельности, далеко не мирно сосуществующих друг с другом, а
сталкивающихся в своеобразном соперничестве, диктуется отнюдь
не стремлением избавить читателя от унылого однообразия, а внут
ренней необходимостью глубже и многогранней осознать жизнен
ный процесс» (551).
Конечно же, игнорировать шедевры, созданные в XX веке вовсе
не по соцреалистическим лекалам, было уже невозможно. Но как
этот неоспоримый факт можно было соотнести с теоретической
догмой о преимуществах метода соцреализма перед всякими дру
гими методами, которые признавались ущербными? Вот тогда и
родилась очередная паллиативная теория, провозглашавшая со
циалистический реализм открытой художественной системой. (Ее
автором был академик Д. Ф. Марков1.)
После довольно бурных схоластических дискуссий утвердилась
формулировка: социалистический реализм — открытая система
форм правдивого отражения жизни. Это была та самая теория «со
циалистического реализма без берегов», против изобретения ко
торой предупреждал Е. Б.Тагер в названной выше статье (544).
Теперь любое сколько-нибудь талантливое произведение можно
было, невзирая на его художественную специфичность, вклю
чать в почетный ряд достижений искусства социалистического
реализма.
Правда, определенный прок от концепции соцреализма как
открытой художественной системы был. Она позволила охватить
исследовательским взглядом все поле литературы, создававшейся
в стране в советское время. Только открывающееся разнообразие
следовало обнимать понятием социалистического реализма. Тогда-
то и появился целый ряд работ о типологии социалистического
реализма, в которых под рубрикой «течение в направлении соцре
ализма» зачастую рассматривались иные (романтические, «просве
тительские», экспрессионистские) художественные системы2.
Теория соцреализма жила своей келейной жизнью. А искусство
шло своими путями. Семидесятые годы подтвердили одну из горьких,
1 Марков Д. Ф. Социалистический реализм — новая эстетическая система / /
Вопросы литературы. — 1975. — № 2.
2 См., например: Егорова Л. П. Проблемы типологии социалистического реа
лизма. — Ставрополь, 1971; Гей Н. К. Художественное богатство литературы соци
алистического реализма. — М., 1971; Проблемы художественной формы социа
листического реализма: В 2 т. — М., 1971; Комина Р. В. Современная советская
литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. — М., 1984;
Эльяшевич А. П. Единство цели — многообразие поисков: О стилевых течениях в
советской литературе. — Л., 1980.
12 но в то же время обнадеживающих истин: сильная литература по
является в тревожные времена, когда общество входит в полосу ду
ховного кризиса — когда ощущается несостоятельность прежних
представлений о действительности, когда дискредитировали себя
прежние символы веры, когда назревает острая потребность в ради
кальном изменении существующего порядка вещей. Прорыв из-под
глыб тоталитарного сознания, который начался в годы «оттепе
ли», расшатывание жесткой парадигмы соцреализма и поиски иных
путей художественного освоения действительности уже не уда
лось остановить в годы политического застоя и идеологических
«заморозков». Более того, в то время, когда опять усилился
идеологический гнет, именно в искусстве и прежде всего в лите
ратуре находила наиболее полную реализацию творческая,
раскрепощающаяся энергия общества.
Конечно, режим всячески пытался держать в узде литературу.
Всеми мерами поддерживалось искусство соцреализма: следстви
ем этой поддержки стал даже такой феномен, как «секретарская
литература» — творения руководящих чиновников Союзов писа
телей СССР и РСФСР, издававшиеся миллионными тиражами.
Всяческими льготами власти старались перетянуть на свою сторо
ну талантливых писателей — и не все выдерживали испытание
соблазнами. Заигрывая с одними, запугивали других, препятство
вали печатанию, устраивали гонения при помощи сервильной кри
тики. Но времена ГУЛАГа все-таки были невозвратимы, всем за
крыть рот и всех запугать уже не удавалось. Значит — хоть с тру
дом, хоть идя на вынужденные компромиссы, порой сильно по
калеченная цензорскими ножницами, литература продолжала раз
виваться по своим законам.
3
Та фаза в развитии литературы, которая охватывает более по
лутора десятков лет (с конца 1960-х до середины 1980-х) пред
ставляет собой относительно целостный историко-литературный
период, который мы условно называем «семидесятые годы». В се
мидесятые годы литература поднялась на новый качественный уро
вень — в ней уже стали обретать зрелость те художественные тен
денции, которые только пускали робкие ростки в годы «оттепе
ли». В этот период создали свои наиболее совершенные произведем
ния Юрий Трифонов и Чингиз Айтматов, Василь Быков и Виктор
Астафьев. В это время выросли и утвердились дарования Василия !
Шукшина, Александра Вампилова, Василия Белова, Валентина ^
Распутина.
Сильные и яркие художественные тенденции оформились в
национальных литературах: в Литве — расцвет романа «внутрен
него монолога» (М.Слуцкие, А. Беляускас, Й. Микелинскас), в
Эстонии — рождение «иронической прозы» (Энн Ветемаа, Арво
13 Валтон, Лили Промет), в Грузии — философский эпос (О.Чи-
ладзе, Н.Думбадзе, Ч.Амирэджиби).
При всем значительном многообразии литературных явлений —
при почти демонстративном разномыслии художников и актив
нейшем поиске новых художественных путей была некая общая,
базовая основа, которая питала это разномыслие и эти поиски.
Углубляющийся с каждым годом тотальный духовный кризис
определил одно общее качество художественного сознания семиде
сятых — драматизм: драматизм как сознание того, что так дальше
жить нельзя, драматизм как ситуация выбора, драматизм как мучи
тельное состояние принятия решений.
Не случайно на 1970-е годы приходится явный подъем драма-
-^тургии. Показателен такой факт. Ленинская тема, входившая в обя
зательный «ассортимент» советской литературы, стала теперь зна
чительно реже привлекать писателей (и это несмотря на столет
ний юбилей вождя, который с огромным размахом отмечался в
1970 году). Однако то, что все-таки было создано, приобрело, в
отличие от периода «оттепели», не лирический, а драматургиче
ский вид. В цикле публицистических пьес М. Шатрова «Революци
онный этюд (Синие кони на красной траве)» (1979), «Так побе
дим!» (1983), «Дальше… Дальше… Дальше…» (1987) из документов
«скомпонован» новый, драматизированный образ Ленина. Раз
ницу между образами Ленина в драмах Шатрова, написанных в
годы «оттепели» и в годы «зрелого застоя», отчетливо ощутил
Олег Ефремов, в разное время поставивший почти все эти пьесы:
«В “Именем революции” было общеромантическое и общеисто
рическое представление о наших истоках, Ленин был как бы ли
тературным персонажем, включенным в чисто условную литера
турную ситуацию, где он с высоты, так сказать, абсолютного все
знания немедленно решал любые вопросы»1. В новых пьесах Шат
рова предстал Ленин, растревоженный верхоглядством и ком-
чванством, которые искажают его собственные идеи, сталкива
ющийся с советским бюрократизмом; Ленин, ощущающий необ
ходимость крутого поворота страны с дороги военного коммуниз
ма; Ленин, пытающийся приостановить утверждение тоталитар
ного правления.
Конечно, это был очередной мифологизированный и до обо
жествления идеализированный Ленин. В нем персонифицирова
лось то представление об идеале, каким он стал видеться людям
семидесятых. Но на этот раз драматург использовал магию ленин
ского имени для выражения мыслей, оппозиционных тому образу
мыслей и действий, которые стали официальной нормой: вы
бранными цитатами из самого Ленина он обличал тех, кто назы-
1 Ефремов О. Слышать истории дыханье: (Заметки о пьесах Михаила Шатро
ва) / / Комсомольская правда. — 1982. — 3 апреля.
14 вал себя «верными ленинцами». Не случайно эти пьесы Шатрова
с огромным трудом пробивались на сцену.
В 1970-е годы публицистическая мысль, которая стремилась най
ти легальные пути к своему читателю, облачилась в театральные
одежды. Родилось целое явление — так называемая «производствен
ная драма». Это были пьесы-диспуты. Нередко само сюжетное дей
ствие строилось как сцена дискуссии — например, заседания парт
кома (А. Гельман «Протокол одного заседания»). Часто динамика
сюжетного действия и его разрешение являлись иллюстрацией к
полемике, которую ведут между собой герои (И. Дворецкий «Че
ловек со стороны»). Случалось, что одна «производственная пье
са» воспринималась как ответ на другую — например, в пьесе
Г. Бокарева «Сталевары» видели полемику с «Человеком со сто
роны». Спор шел, казалось бы, о сугубо производственных про
блемах (как добиться плановой себестоимости, как заставить лю
дей работать на совесть и т.п.), но всегда у этих проблем обнару
живалась нравственная составляющая — либо как причина, либо
как следствие.
Авторы «производственных пьес», независимо друг от друга,
вскрыли новое драматическое противоречие — они обнаружили,
что сложившиеся в социалистическом производстве (хозяйстве в
целом) правила, критерии, нормы, традиции вступили в острей
шее противоречие с нравственными законами, с правдой, с дос
тоинством человека.
Остросоциальная «производственная драма» с обличением со
циального абсурда и поиском рецептов исправления жизни вер
нула зрителей в театральные залы. Потом в ней стал глуше перво
начальный публицистический пафос, зато усилился анализ пси
хологических аспектов отношений человека с социальным абсур
дом: Пример тому — эволюция А. Гельмана от пьесы-диспута «Про
токол одного заседания» к остросюжетной социально-психологи-
ческой драме «Мы — нижеподписавшиеся» и к чистому психоло
гическому эксперименту («Скамейка»). А рядом набирала силу
собственно «интеллектуальная» драма (Г. Горин, Э. Радзинский,
Ю.Эдлис). В таком пестром переплетении разнородных влияний и
формировался дар Вампилова.
В этой ситуации обнаружилось, что соцреалистическая пара
дигма слабо конкурентоспособна. Она еще держится, но явно
теряет былую силу. И вырождается — то в претендующую на мо
нументальную величественность «народную эпопею» (А. Иванов
«Вечный зов», П. Проскурин «Судьба», Г. Марков «Строговы»,
Г. Коновалов «Истоки»), то сползает в масскульт, превращая ис
торию народа и трагические события эпохального значения в
беллетристическую интригу или детективные сюжеты (истори
ческие романы В. Пикуля, политические детективы Ю. Семе
нова).
15 Зато оказались востребованными художественные системы,
более тяготеющие к модернистской парадигме. Видимо, нарас
тающее осознание социального (и метафизического) хаоса на
ходило в них более адекватные формы выражения. Как раз на
семидесятые годы приходится рождение русского постмодерниз
ма. Активизируются процессы взаимопроникновения разных ху
дожественных парадигм. В высшей степени показательны для это
го времени «мовистские» эксперименты Валентина Катаева, со
единяющего опыт реалистического проникновения в «диалектику
души» с модернистским ощущением онтологического хаоса и пост
модернистским скепсисом.
Об этих процессах пойдет речь во второй части.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.