В 1970-е годы продолжались начатые в период «оттепели» про
цессы расшатывания соцреализма как историко-литературной
системы (литературного направления). Одна из показательных для
этого времени тенденций — сдвиги в одном из авторитетнейших
жанров соцреализма, который условно называют «народной (герои
ческой) эпопеей». Этот жанр формировался в течение 1920-х го
дов, его черты складывались в таких «поэмах в прозе», как «Же
лезный поток», «Бронепоезд 14-69», наиболее явственно он обо
значился в монументальном полотне Артема Веселого «Россия,
кровью умытая» (1932). В литературе социалистического реализ
ма именно этот жанр «заместил» собою роман-эпопею. В нем на
высоком героическом уровне происходит полное слияние лично
сти с народом в акте эпохального события, из недавней совре
менности творится героическое предание. Подобного рода произ
ведения появлялись сразу же после войны — на волне победного
подъема. Это и первая редакция «Молодой гвардии» А. Фадеева и
сценарий А. Довженко «Повесть пламенных лет», названный ав
тором кинопоэмой, и «Знаменосцы» О. Гончара. Впоследствии этот
жанр был дискредитирован помпезными опусами, вроде «Паде
ния Берлина» и «Сталинградской битвы». Да и в период «оттепе
ли» возвышенно-романтический пафос был не в чести, куда бо
лее важным представлялось аналитическое постижение «прозы
жизни».
Внутреннее напряжение в жанре героической эпопеи создается
далеко не идиллическим отношением между романностью и эпопей-
ностьюК Их борение глубоко содержательно — в нем отражается
движение представлений о народном нравственном кодексе (а ему в
1 Не случайно такого рода произведения Г. Н. Поспелов предложил называть
«героико-романическими эпопеями» (Поспелов Г.Н. Проблемы исторического
развития литературы. — М., 1972. — С. 1Ш). —-
I ЬИОЛ И отою а I эпопее принадлежит авторитет идеальной эстетической нормы) и
о том, какое место в нем должны занимать человеческая самобыт
ность, индивидуальные потребности личности.
В первых советских героико-романических эпопеях («Желез
ный поток» А. Серафимовича, «Россия, кровью умытая» А. Весе
лого и др.) борение между эпопейным и романическим началами
завершалось безоговорочной победой первого: в том, что лично
стное входило в «роевое», без остатка растворяясь в нем, виделась
закономерность исторического прогресса, так эстетически благо
словлялось воссоединение человека со своим народом.
В героико-романических эпопеях 1960— 1970-х годов отноше
ние между эпопейностью и романностью носит значительно бо
лее сложный характер. В этом смысле показательна тетралогия
Федора Абрамова (1920—1983) «Братья и сестры».
Первые три книги: «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три
лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) — это хроники села Пе-
кашино. Хроника села оказалась у Абрамова очень емкой жанро
вой формой: она органически вбирает в себя семейные хроники
(семей Пряслиных, Ставровых, Клевакиных, Лобановых, Нете
совых) и естественно выходит на просторы исторической хро
ники, охватывающей самое трудное время в жизни всей страны —
Отечественную войну и первое послевоенное пятилетие. В свою
очередь, историческая хроника здесь неотрывна от быта и труда
деревни, она преломлена в жизни каждой семьи, в ее горе и
радостях, в ее муках и надеждах. Для каждого из героев хроник
Абрамова трагические годы отечественной истории вошли в буд
ничную повседневность. Черные извещения о гибели кормиль
цев, споры в правлении о распашке колхозных угодий, недет
ский труд подростков в лесу, любовь, ее защита и утрата, со
противление недальновидным принципам хозяйствования на де
ревне — все это, по-хроникальному дробное и быстротекущее,
приобретало личный характер, ибо осваивалось психологически
через душевные метания героев и как бы «прозаизировалось» в
их сознании.
Лишь эпический взгляд повествователя, охватывая все много
образные коллизии хроник, заставлял читателя почувствовать
некий общий, высший конфликт, организующий движение жиз
ни села Пекашино: это конфликт между тем, что отдельный пе-
кашинец считал своим личным правом, и тем, чего требовал от
него мир села. А ведь это собственно эпопейный конфликт. И под
линно эпическими героями, носителями народного эстетическо
го идеала в хрониках Ф. Абрамова выступают только те, кто, пе
ремогая все препоны, внутренние и внешние, все соблазны, все
«отдельное», приходил к деревенскому миру, возвращался к нему,
как старый Ставров, или отказывался ради него от своего теплого
счастья, как Анфиса Петровна, или, не ища доли полегче, чест
18 но, как Михаил и Лизка Пряслины, с детства взваливал на себя
тяжкий груз крестьянских забот.
Однако сами герои первых трех хроник Абрамова, погружен
ные в прозаические заботы своего времени, не видят его эпиче
ской ценности.
И вот появилась четвертая книга — «Дом» (1978). Пекашино
семидесятых годов, прозаическая упорядоченность жизни, мате
риальный достаток, новые конфликты, которые можно опреде
лить словами Виктора Розова — «испытание сытостью». Дистан
ция времени и новые драматические коллизии в деревне 70-х го
дов потребовались автору для выработки итогового взгляда на
прошлое народа. Сейчас, возвращаясь памятью к суровым, изну
рительным, голодным годам войны и восстановления, Михаил
Пряслин да и другие пекашинцы открывают в них то состояние
духовного подъема, самоотверженности, а главное — то един
ство всех и каждого, которое они сегодня, в наши дни, осозна
ют как главную ценность, как идеальное, героическое состоя
ние мира.
В свете современности, освещающей прошлое и оценивающей
его, вся тетралогия Федора Абрамова обрела завершенный харак
тер, стала монументальной народной эпопеей. Эта эпопея вырос
ла из романов-хроник, сохранила их в себе, не утратив ни на миг
интереса к личности, к внутренней жизни человека, сочувствия к
его праву на свое, особенное «я» и сознания неизбежного драма
тизма отношений между личным и общим.
Примечательно, что эпопейный, оценочно-завершающий взгляд
на прошлое принадлежит в тетралогии Абрамова не условному
повествователю, не всезнающему сказителю, а самим героям,
великим и грешным, мудрым и простодушным, земным сыновьям
своего народа. Они сами, опираясь на свой жизненный опыт, пре
вращают свое недавнее прошлое в «предание», они сами определя
ют «начала» и «вершины» национальной истории, то есть сами
творят то, что М. М. Бахтин называл «миром эпопеи»1.
Так через взаимодействие романного и эпопейного принципов
в тетралогии Ф. Абрамова открывается сам народ как сложное,
противоречивое со-бытиё личностей. И высшей силой, преодоле
вающей все внутренние противоречия и обеспечивающей един
ство народа, становится то эпопейное самосознание, то твердое
представление о героических «вершинах», которое вырабатывает
современный человек из народа в качестве своих личных нрав
ственных и философских ориентиров. В активно протекавшем в
1970-е годы взаимодействии между эпическим романом и тради
цией героического эпоса с особой отчетливостью отразился ди
намический и противоречивый процесс художественного пости
1 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 456, 457.
19 жения отношений между личностью и народом, человеком, об
ществом и историей. Эпический роман традиционно рассматри
вает личное в свете общего, судьбу человека в свете исторических
обстоятельств. Но никогда прежде в эпическом романе не раскры
валась с такой силой исторически созидательная роль самосозна
ния личности и самосознания народа.
Поиск эпопейного со-бытия, то есть гармонии между человеком и
миром, определил динамику внутреннего развития и преемственно
сти различных форм эпического романа в 1960— 1970-е годы. Герой
эпоса 1970-х — это человек, осознавший объективную ценность
личностного начала. Он вступает в народ не как слуга, а как
равнодостойная со всем народом величина. Он не приемлет ника
ких компромиссов, которые ущемляли бы его потребность в сво
бодном развитии.
Этими препятствиями к свободному самоосуществлению лич
ности в народных эпопеях 1970-х годов, как правило, оказывают
ся идеологические табу и партийные догмы, диктат тоталитарной
власти. Против них бунтует Захар Дерюгин из «Судьбы» П. Прос
курина, отстаивая свое право на любовь к Маше Поливановой, с
ними никак не хочет примириться абрамовский Михаил Пряс-
лин. И в народных эпопеях Проскурина и Абрамова те персонажи,
которые несут на своих плечах миссию народных заступников,
становятся жертвами партийно-государственных догм: Захара Де
рюгина райком снимает с должности председателя колхоза, и
великолепный дар хозяина земли пропадает втуне, а Лукашина
засаживают в тюрьму, где тот и гибнет. Однако как раз в сопостав
лении с партийными и властными нормами обнаруживают свою
справедливость все те же «простые законы нравственности», ко
торые были выработаны народом за многие века. Если взглянуть с
этой стороны на народные эпопеи 1970-х годов, то они консерва
тивны по своему пафосу, ибо эстетически дискредитируют идео
логические мифологемы, претендовавшие в советское время на
роль эпических святынь, и восстанавливают авторитет все тех же
народных этических представлений, которые еще со времен Го
мера выступали в роли высшего эстетического критерия в герои
ческих эпопеях.
Но в системе этических координат народных эпопей 1970-х годов
не умаляется значимость индивидуального, наоборот, открывает
ся неповторимость каждого из эпических персонажей, высокая
ценность личностного начала. И оттого традиционное для герои
ческого эпоса утверждение приоритета общенародного над инди
видуальным приобретает в народных эпопеях 1970-х годов обо
стренно трагедийный характер — становится ясно, какие же ко
лоссальные потери несет личность, подчиняясь общенародной не
обходимости, насколько же обедняет себя человек, отказываясь
во имя блага народа от своего счастья, зажимая свою душу в ку
20 лак, и как много теряет мир оттого, что эпический герой не реа
лизует свой могучий духовный потенциал.
Все это сильно колеблет мир народной эпопеи, не дает ему
обрести завершенность, перейти в область величавого предания,
хотя сами авторы всячески пытаются утвердить эпического героя
на высоком героическом уровне и закрепить авторитет народного
опыта в качестве высшего эталона мудрости земной. Для этого
они вводят в текст вставные жанры из арсенала фольклора (ге
роическая легенда о давнем подвиге защитников Смоленска в
«Судьбе» П. Проскурина, подглавка «Из жития Евдокии-велико-
мученицы» в абрамовском «Доме», лукавые «лебяжинские сказ
ки» в «Комиссии» С. Залыгина). Эти вставные жанры должны, по
замыслу авторов, «заразить» собою весь дискурс: придать ему эпос-
ное звучание, возвысить прозаическую реальность до уровня ге
роического предания, а главное — непосредственно ввести отсто
явшийся народный опыт в живую современность в качестве выс
шей этической инстанции.
И все же такие мутации в той или иной мере позволяли клас
сическому жанру соцреализма сохранять свою жизнестойкость.
Когда же в колоссальных масштабах монументальной эпопеи глав
ной мерой вещей остается идеологическая норма, а носителем
высшей народной мудрости и одновременно народным заступни
ком предстает партийный чиновник (секретарь рай-, гор- или
обкома, а то даже секретарь ЦК), происходит разложение худо
жественного феномена, идет деградация искусства — отсутствие
свежей идеи, смелых и новых воззрений на личность и народ обо
рачивается описательностью, композиционной рыхлостью, ри
торикой и натужной монументальностью. Именно этот процесс
наблюдается в эпических полотнах, подобных тем, которые со
здавали Г. Марков («Сибирь», «Грядущему веку»), А. Иванов («Веч
ный зов»), А.Чаковский («Блокада»).
Но тогда же, в 1970-е годы, явилось произведение, которое
можно назвать иронической народной эпопеей. Это роман Аркадия
Львова «Двор» (1975). История небольшого одесского двора и его
обитателей, начиная с семнадцатого года и вплоть до «оттепели»,
собрала в себе всю историю советского общества. Да и весь дворо
вый коллектив представляет собой микромодель советского об
щества — здесь есть свой маленький вождь (Иона Дегтярь, осво
божденный парторг фабрики), который, правда, не выдвигает
собственные идеологемы, зато старательно пропагандирует то, что
написано в газетах и в «Блокноте агитатора»; есть свои малосозна
тельные граждане, с которыми надо вести серьезную воспита
тельную работу, есть чуждые элементы, которые надо выводить
на чистую воду.
Но в массе своей обитатели одесского двора — это самые рядо
вые, среднестатистические носители советского менталитета, и
21 история страны преломляется в массовой психологии, послушно
следующей за идеологическими директивами, заменившими для
советских людей традиционные эпические константы («волю бо
гов», «законы природы», «заветы предков»). Уменьшенный до раз
меров городского двора, советский образ жизни со всеми своими
ритуалами, формами общения, массовыми действами (празднич
ными шествиями, «проработками» на собраниях, разъяснитель
ными беседами, всякого рода проверками) выглядит по-домаш
нему привычным и в то же время гротескно-комичным.
Сознание жителей двора с благоговением воспринимает оче
редные официальные идеологемы, творит на их основе свои мик
ромифы, которые находятся в жестоком разладе с мрачной ре
альностью, но зато дают успокоительное объяснение происходя
щему (будь то массовые аресты в конце 1930-х годов или «дело
врачей» в начале 1950-х) и позволяют сохранять душевный гомео
стаз. Да и повествование в романе Львова представляет собой очень
своеобразный сказ — оно стилизовано под речь «совка», стараю
щегося говорить вполне респектабельно, тем слогом, который ему
кажется литературным, идейно выдержанным, а на самом деле
неискоренимо зараженным одесским жаргоном. Поэтому весь дис
курс в романе «Двор» приобретает диалогический характер — за
серьезным словом безличного повествователя слышится горько
ироническая интонация автора-творца.
Сам Аркадий Львов так объяснял суть того художественного
мира, который он воссоздал в своем романе: «Для меня это тоже
грандиозный миф. Самое страшное, что пережито нами, это не
результат только чьей-то конкретной вины. Сталин Сталиным,
как, впрочем, и иные исторические фигуры. Хрущев. Брежнев.
Черненко. Тотальный контроль над людьми и обществом, в кото
ром они живут, это не только «верхи», а и «низы», то есть мы
сами. У меня в романе этот контроль существует и во дворе, и в
самом доме, и в каждой семье… К слову, такие проблемы были и
есть и за пределами нашего отечества»1. Романист здесь выделил
одну, наиболее мрачную грань советского массового сознания, но
она-то в наибольшей степени дискредитирует претензии соцреа-
листической народной эпопеи на героику, на высокий пафос, на
воплощение вечных общественных ценностей, носителем которых
всегда выступал традиционный героический эпос. Кроме того, по
мнению А. Львова, в этой «совковой» мерзости уродливо прояви
лось качество любого массового сознания, без тоталитарного ду
ха, — считает автор романа «Двор», — не обходится никакая «со
борность», никакое «роевое начало», никакая «общинность».
1 Цит. по: Баруздин С. Возвращение (Об Аркадии Львове) / / Львов А. Двор. —
М., 1992. – С. 7, 8.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.