Значительным явлением в литературе семидесятых годов стала
художественная тенденция, которая получила название «тихой
лирики» и «деревенской прозы». «Тихая лирика» возникает на лите
ратурной сцене во второй половине 1960-х годов как противовес
«громкой» поэзии «шестидесятников». В этом смысле эта тенден
ция прямо связана с кризисом «оттепели», который становится
очевидным после 1964 года. «Тихая лирика» представлена в основ
ном такими поэтами, как Николай Рубцов, Владимир Соколов,
Анатолий Жигулин, Анатолий Прасолов, Станислав Куняев, Ни
колай Тряпкин, Анатолий Передреев, Сергей Дрофенко. «Тихие
лирики» очень разнятся по характеру творческих индивидуально
стей, их общественные позиции далеко не во всем совпадают, но
их сближает прежде всего ориентация на определенную систему
нравственных и эстетических координат.
Публицистичности «шестидесятников» они противопоставили
элегичность, мечтам о социальном обновлении — идею возвращения
к истокам народной культуры, нравственно-религиозного, а не соци
ально-политического обновления, традиции Маяковского они пред
почли традицию Есенина; образам прогресса, научно-технической
революции, новизны и западничества «тихие лирики» противопо
ставили традиционную эмблематику Руси, легендарные и былинные
образы, церковные христианские атрибуты и т.п.; экспериментам
в области поэтики, эффектным риторическим жестам они пред
почли подчеркнуто «простой» и традиционный стих. Такой пово
рот сам по себе свидетельствовал о глубоком разочаровании в
надеждах, пробужденных «оттепелью». Вместе с тем идеалы и
эмоциональный строй «тихой лирики» были гораздо более кон
формны по отношению к надвигающемуся «застою», чем «рево
люционный романтизм» «шестидесятников». Во-первых, в «ти
хой лирике» социальные конфликты как бы интровертировались,
лишаясь политической остроты и публицистической запальчиво
сти. Во-вторых, общий пафос консерватизма, т.е. сохранения и
47 возрождения, более соответствовал «застою», чем шестидесят-
нические мечты об обновлении, о революции духа. В целом «ти
хая лирика» как бы вынесла за скобки такую важнейшую для
«оттепели» категорию, как категория свободы, заменив ее куда
более уравновешенной категорией традиции. Разумеется, в «ти
хой лирике» присутствовал серьезный вызов официальной идео
логии: под традициями «тихие лирики» и близкие им «деревен
щики» понимали отнюдь не революционные традиции, а, наобо
рот, разрушенные социалистической революцией моральные и ре
лигиозные традиции русского народа.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.
Попередня: «Деловой человек» на rendez-vous
Наступна: 1.1. Поэтический мир Николая Рубцова