Другие авторы «тихой лирики», каждый по-своему, развивали
отдельные стороны созданного Рубцовым поэтического мифа. Так,
Станислав Куняев (р. 1932) выдвинул в центр своей поэзии про
тивостояние между родным миром русской деревни и всей совре
менной цивилизацией. При этом отношение ко всему, что не от
мечено принадлежностью к национальной традиции, окрашива
ется у него в зловещие тона ксенофобии. А единственную защиту
от агрессии внешних и чужеродных сил Куняев ищет у старых
институтов тоталитарной власти:
От объятий швейцарского банка,
Что простерся до наших широт,
Упаси нас ЦК и Лубянка.
А иначе никто не спасет!
Радикальная попытка переосмысления мифа «тихой лирики»
была предпринята Юрием Кузнецовым (р. 1941). Если мифологи
ческие очертания рубцовского мирообраза как бы неосознанно
61 вырастали из элегического мировосприятия, то Кузнецов после
довательно и в высшей степени сознательно обнажает мифологи
ческие черты своего художественного мира (активно используя
образы, почерпнутые из «Поэтических представлений славян о
природе» А. Н. Афанасьева и скандинавских преданий) и полно
стью изгоняет элегическую сентиментальность. В итоге созданный
Кузнецовым мир приобретает резко трагические и в то же время
языческие, как бы донравственные, докулътурные черты. Он одновре
менно воспевает и «сказку русского духа», и «хаос русского духа».
Милый сердцу поэта «кондовый сон России», вековой душевный
покой, по его мнению, искони прекрасен и гармоничен, потому
что освобожден от придуманных нравственных установлений, от
«ига добра и любви» («Тайна добра и любви»). Неслучайно даже
символический абстрактный образ поиска древнего истока, по
иска, прорезывающегося через позднейшие наслоения истории и
культуры, даже он несет смерть живому, даже он беспощаден и
жесток:
Из земли в час вечерний, тревожный
Вырос рыбий горбатый плавник,
Только нету здесь моря! Как можно!
Вот опять в двух шагах он возник.
Вот исчез, снова вышел со свистом.
— Ищет моря, — сказал мне старик.
Вот засохли на дереве листья —
Это корни подрезал плавник.
Лирический герой Ю. Кузнецова мечется между двумя крайно
стями. С одной стороны, он мечтает вернуться к этому изначаль
ному языческому — сверхчеловеческому! — покою, возвыша
ющемуся над заблуждениями человечества. Тогда в его лирике по
являются стихи, наполненные презрением к «поезду» человече
ского быта, к «обыкновенному» человеку, который «не дорос» до
’простора: «ему внезапно вид явился настолько ясный и большой,
что потрясенный он сломился несоразмерною душой». С другой
стороны, лирического героя Кузнецова не отпускает чувство пус
тоты, тоска по пониманию и теплу. Это предельно обостренное,
но знакомое по лирике Рубцова чувство богоставленности, экзи
стенциального одиночества. «Не раз, не раз о помощи взывая,
огромную услышу пустоту…», «Все, что падает и кружится, вели
кий ноль зажал в кулак…», «Меня убили все наполовину, а мне
осталось добивать себя…», «Мир остался без крова и хлеба. Где
вы, братья и сестры мои?» — такие безысходные формулы прохо
дят через его лирику, зримо свидетельствуя об условности и
абстрактности предлагаемых «сверхчеловеческих», «языческих» ре
шений. Поэзия Ю. Кузнецова стала эпилогом «тихой лирики»,
доказав с несомненным талантом невозможность построения но-
62 вого религиозного сознания на основе «крови и почвы» — тех
категорий, которые выступают из мира «тихой моей родины»,
лишенного элегической дымки.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.