«Деревенская проза» стала существенным звеном литератур-
, ного процесса. Ее создатели были первыми, кто на рубеже 1960—
I 1970-х годов остро почувствовал надвинувшуюся беду — дефицит
; духовности, кто первым оценил ее как главную тенденцию вре
мени. Деревенская жизнь и деревенский человек в их книгах цен
ны не столько как социологические феномены, сколько как ем
кие художественные образы, в которых наиболее явственно выра
зились сдвиг, сбой, чувство распутья, переживаемые всем нашим
‘ обществом, всеми его слоями. Не умиление народом, а тревога за
* его духовное здоровье пронизывает книги мастеров «деревенской
‘ прозы». В своих деревенских жителях они открывают не легендар
ную успокоительную цельность, а реальный драматический над
рыв, разлом, проходящий через душу. Они не описывают «гото
вый» народный характер, берут его не в статике, а в динамике,
которая оказывается процессом мучительного самопреодоления
стихийного, «нутряного» существования. И приводят они своих
героев не в президиумы торжественных заседаний и не на благост
ные литургии, а на совестный суд, где сам человек выносит себе
беспощадный нравственный приговор.
Они же, мастера «деревенской прозы», первыми начали актив
ный поиск путей преодоления дефицита духовности. Успех их ждал
на путях исследования глубинных основ нравственности, когда от
крылась корневая связь между философским постижением мира
человеком и принципами его поведения в мире: нормами отноше
ний его с другими людьми, со своим народом, с человечеством.
«Деревенская проза» выработала особую поэтику, ориентирован
ную на поиск этих глубинных опор духовного существования. Доми
нирующим принципом этой поэтики явилось стремление прозреть
в непосредственно данном жизненном материале сим
волы Вечного. И писатели-деревенщики действительно нахо-
80 дят эти символы. Парадоксально, но именно установка на реали
стически подробную пластичность письма, насыщенность самого
изображения лирическим пафосом стала способом проявления этих
символов в мозаике деревенской жизни. Субъективно создатели
«деревенской прозы» ищут религиозные устои жизни, т.е. те ос
новы, на которых держится духовный мир отдельного человека и
народа в целом — понятия Бога, святости, духовного подвига,
поклонения, паломничества, служения и т. п. Но эти символы чаще
всего обретают плоть в микро- и макрообразах предметного мира.
У Астафьева это, например, маленький северный цветок со льдин
кой на дне чашечки и Енисей как мифологическая «река жизни»;
у Шукшина — веточка малины с пылью на ней и образы простора
и покоя; у Распутина — баня в «Последнем сроке» и Царский
листвень в «Прощании с Матерой»; у Белова — «крупные чистые
заячьи горошины на чистом же белом снегу» и «понятная земля»
с «бездонным небом». Во всех этих образах прямо или косвенно
актуализуется связь с мифопоэтической традицией, причем в до
христианском, языческом изводе. Фактически эти образы стано
вятся воплощением мистического пласта народного сознания —
того, что можно назвать национальным коллективным-бессозна-
тельным, а именно системы рационально невыраженных, но ин
туитивно принятых верований, чувствований и идеалов, которые
в течение многих столетий определяли нравственный кодекс на
родной жизни.
Следуя демократической традиции русской литературы, свя
зывающей понятие идеала с народом, творцы «деревенской про
зы» тоже видят в народе носителя идеала, но носителя именно
нравственных ценностей, тех, которые вырастают не на почве
классовой идеологии и умозрительных социальных доктрин, а на
почве бытия, житейского опыта, труда на земле, в непосредствен
ном контакте с природой. Такое представление об эстетическом
идеале отстаивалось всем массивом «деревенской прозы». И это
было ново и свежо по сравнению с соцреалистическим идеалом.
«Простой советский человек» потерял эпитет «советский», его об
раз стал определяться не идеологическими, а бытийственными коор
динатами — землей, природой, семейными заботами, устоями дере
венского уклада.
Но чем значительнее были достижения «деревенской прозы»,
тем шире расходилась волна инерции. Незаметно стал складываться
некий стереотип произведения о «малой родине». Его обязатель
ные элементы: радужные картины деревенского детства, солнеч
ного, ласкового, босоногого, годы войны — вечное чувство голо
да, «жмых, будто из опилок», «скорбно-зеленые лепешки из ко-
быляка», трагическое и высокое сознание общей беды, стянув
шей воедино весь деревенский мир, и — годы семидесятые, мир
ное сытное время, когда на дороге можно увидеть и кем-то бро
81 шенную белую булку, когда память потерь начинает казаться об
ременительной обузой жадным до сиюминутных радостей жизни
молодым выходцам из деревни. И все это «озвучено» элегическим
голосом повествователя (чаще всего — лирического героя), кото
рый с тоской вспоминает минувшее, порицает забывчивость и
эгоизм современников и сам томится чувством вины перед своим
истоком, хиреющим, возможно, как раз оттого, что потомку ста
ло недосуг позаботиться о нем.
Инерция «деревенской прозы» обрела и свой жанровый каркас.
Почти все произведения о «малой родине» представляют собой
явно или неявно выраженные новеллистические циклы, они не
редко так и обозначаются: «повесть в рассказах», «повесть в вос
поминаниях» и т.п. Новеллистический цикл — весьма податли
вый жанр, его конструкция не сопротивляется авторской субъек
тивности, образ исторического прошлого выстраивается здесь по
воле прихотливо текущих ассоциаций рассказчика. Авторы иных
«повестей в воспоминаниях» в пылу полемики с тем, что называ
ли потребительской философией, словно бы набрасывают идил
лический флер на жестокие тридцатые и «сороковые, фронто
вые». Точнее — на очень непростой мир народной жизни в эти
годы. Причем историческая действительность, приглаженная из
бирательной памятью автора-повествователя, выглядит весьма
достоверной, тем более что она «заверена» автобиографическими
метами и окрашена искренним лирическим чувством.
Так в литературу вошел еще один художественный миф — миф
о «деревенской Атлантиде».
Этот миф создавался с самыми благими намерениями. И его
все более и более нагружают дидактическими функциями. Раз люди
не знают толком, как жить в нравственной гармонии, в согласии
друг с другом и с природой, надо дать наглядный пример, некий
образец гармоничных, здоровых отношений. И Василий Белов за
думывал свой «Лад» (1979—1981) как сборник «зарисовок о се
верном быте и народной эстетике», а в итоге представил целост
ную образную модель быта и нравов, в которой воплощены выно
шенные этические и эстетические идеалы народа.
Однако «Лад» Белова встретил не только восторженный при
ем, но вызвал и довольно резкую критику. «Семена так отсеяны
В. Беловым от плевел, “лад” — от “разлада”, что часто вместо
лада мы видим лак», — писал В.Чалмаев (тот самый Чалмаев, что
в 1968 году первым призвал к «почвенничеству» и тем самым под
вел литературно-критическую базу под рождение «деревенской
прозы»)1. Правда, критик предъявил к книге Белова претензии,
на которые она по своему жанровому содержанию не способна,
вернее, не предназначена отвечать. По жанру «Лад» — это утопия.
1 Вопросы литературы. — 1985. — № 6. — С. 116.
82 Ведь вовсе не обязательно, чтоб утопия смотрела вперед, она мо
жет смотреть и назад, отбирая из прошлого то, что хоть и не было
повседневной практикой, но составляло предмет чаяний и мечта
ний народа, выношенных им за века трудной жизни.
Но и претензии В.Чалмаева можно понять. Дело в том, что в
«Ладе» незаметно как-то произошел жанровый сбой: утопия вы
дается за идиллию. То, что составляло идеальную, лелеемую в
мечтах «модель» крестьянской Вселенной, выглядит у Белова как
реально существовавшая повседневность, как норма, которой
следовали все и вся.
Если воплощением эстетического идеала становится идилли
ческий «лад» русской деревни прошлых времен, тогда все, что
ново, что не деревенское, что «русским духом» не пахнет, то
дурно. Прежде всего нравственно дурно — оно рождает разлад в
семье, поощряет цинизм в отношениях между мужчиной и жен
щиной, толкает на предательство друзей и т.д., и т.п. Нет необхо
димости оспаривать такую логику, она сама себя выдает с голо
вой. Но именно эта логика «материализована» в романе В. Белова
«Все впереди» (1986), и в ней таится причина серьезной творче
ской неудачи, постигшей большого художника1.
Наряду с приметами усталости и тупиковыми тенденциями в
«деревенской» словесности наблюдались процессы иного рода, а
именно — шел поиск путей преодоления ограниченности круго
зора «деревенской прозы» и нарастающего в ней доктринерства.
Характерная линия поиска была связана с появлением новых
ликов «малой родины». Например, в 1970-е годы только в прозе
уральских авторов «малая родина» предстала и в облике рабочего
поселка (новеллистический цикл А. Филипповича «Моя тихая ро
дина», самим названием апеллирующий к классикам «тихой ли
рики»), и в картинах жизни заводской улицы (повесть Б. Путило
ва «Детство на Пароходной»), и в истории маленького татарского
городка и его обитателей (повести Р. Валеева «Фининспектор и
дедушка», «Ноша», «Руда Учкулана»), и в судьбе обитателей
ненецкого стойбища (повесть А. Неркаги «Анико из рода Ного»).
А были еще и провинциальный южнорусский город в «Светополь
ских хрониках» Руслана Киреева, армянская деревня в повести
Гранта Матевосяна «Ташкент». Уже само по себе расширение «гео
графии» «малой родины» приводило к расшатыванию некоторых
мифов «деревенской прозы».
Этим произведениям свойственна ориентация на стилевой по
лифонизм и отказ от идеализации мира «малой родины» — в них
1 Жесткую оценку романа «Все впереди» дал В.Лакшин в статье «По правде
говоря» (Известия. — 1986. — 3, 4 дек.). См. также обстоятельный анализ романа
на страницах журнала «Вопросы литературы» (1987. — № 9) в статьях Д.Урнова и
А. Мальгина.
83 запечатлена неоднородность его состава, напряженность внутрен
них противоборств в нем, наконец, в них впервые исследуется
диалектика нравственного кодекса, сложившегося в «малом мире»:
обнаруживается его противоречивость, порождаемая им погра-
ничность ситуаций между добром и злом, соседство светлого с
темным, доброго с жестоким, отзывчивости с нетерпимостью. Все
это приводит к усложнению представлений о характере «простого
советского человека» и заставляет задумываться над несовершен
ством той системы духовных ориентиров, которые ограничены
лишь кругом «простых законов нравственности».
Другие пути реализовались в творчестве таких крупных художни
ков, как Василий Шукшин и Виктор Астафьев. Аналитический
взгляд на народный мир, принципиальный отказ от его априор
ной идеализации вывел их творчество за пределы «деревенской
прозы», в рамках которой каждый из них обрел творческую зре
лость.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.