Начинал В.Шукшин (1927—1974) с горделивого любования
сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо рабо
тать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать сво
ему естественному здравому смыслу, сминая по пути все барь
еры обывательской плоской логики. Очень точно определил су
щество концепции личности в новеллистике Шукшина первой
половины его пути А. Н. Макаров. Рецензируя рукопись сборника
«Там, вдали» (1968), критик писал о Шукшине: «…он хочет про
будить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать,
как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в об
нимку с природой и физическим трудом, какая это притягатель
ная жизнь, не сравнимая с городской, в которой человек портит
ся и черствеет»1. Действительно, такое суммарное впечатление
создавалось при чтении произведений, написанных Шукшиным
на рубеже 1950— 1960-х годов. И это впечатление — не без помо
щи критики — стало канонизироваться.
Однако общий тон в работах Шукшина, написанных в послед-
, ние годы его жизни, стал иным, здесь перевешивает новый по-
| этический пафос.
Если раньше Шукшин любовался веской цельностью своих
парней, то теперь, вспоминая жизнь дяди Ермолая, колхозного
бригадира, и других таких же вечных тружеников, добрых и чест
1 Макаров Л. Критик и писатель. — М., 1974. — С. 255.
84 ных людей, герой-повествователь, очень близкий автору, заду
мывается:
…что, был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том
именно, как они ее прожили. Или не было никакого смысла, а
была одна работа, работа?.. Работали, да детей рожали. Видел же я
потом других людей… Вовсе же не лодырей, нет, но… свою жизнь
они понимали иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но толь
ко, когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто
умнее?
Утверждение, некогда принимавшееся как аксиома, сменилось
сомнением. Нет, герой-повествователь, человек, видимо, совре
менный, образованный, городской, не отдает предпочтения сво
ему пониманию жизни перед тем, как жили дядя Ермолай, дед
его, бабка. Он не знает, «кто из нас прав, кто умнее». Он самое
сомнение делает объектом размышления, старается втянуть в него
читателя.
Герой зрелого Шукшина всегда на распутье. Он уже знает, как
он не хочет жить, но он еще не знает, как надо жить. Классиче
ская ситуация драмы. «Глагол “дран”, от которого происходит
“драма”, обозначает действие как проблему, охватывает такой про
межуток во времени, когда человек решается на действие, выби
рает линию поведения и вместе с тем принимает на себя всю
ответственность за сделанный выбор», — пишет В.Ярхо, извест
ный исследователь античной драматургии1. Содержание большин
ства рассказов Шукшина вполне укладывается в это определение.
Но есть одно существенное уточнение: речь идет о решении не
частного, не ситуативного, а самого главного, «последнего» во
проса: «Для чего, спрашивается, мне жизнь была дадена?»
(«Одни»); «…Зачем дана была эта непосильная красота?» («Земля
ки»); «Что в ней за тайна, надо ее жалеть, например, или можно
помирать спокойно — ничего тут такого особенного не осталось?»
(«Алеша Бесконвойный»). И так спрашивают у Шукшина все —
мудрые и недалекие, старые и молодые, добрые и злые, честные
и ушлые. Вопросы помельче их попросту не интересуют.
Жизнь поставила героя шукшинского рассказа (или он сам себя,
так сказать, «экспериментально» ставит) над обрывом, дальше —
смерть. Доживает последние дни «залетный», помирает старик,
оплакивает свою Парасковью дедушка Нечаев, подводят итоги
большой жизни братья Квасовы и Матвей Рязанцев. А «хозяин
бани и огорода», тот с «веселинкой» спрашивает: «Хошь расска
жу, как меня хоронить будут?» — и впрямь принимается расска
зывать. Восьмиклассник Юрка лишь тогда побеждает в споре деда
Наума Евстигнеича, когда рассказывает про то, как умирал ака
1 Ярхо В. Образ человека в классической греческой литературе и история
реализма / / Вопросы литературы. — 1957. – № 5. – С. 73.
85 демик Павлов. Короче говоря, герой Шукшина здесь, на послед
нем рубеже, определяет свое отношение к самым емким, оконча
тельным категориям человеческого существования — к бытию и
небытию. Именно этот конфликт диктует форму.
Літературне місто - Онлайн-бібліотека української літератури. Освітній онлайн-ресурс.